О пыльной буре

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Corvus
SAONовец со стажем
Сообщения: 311
Зарегистрирован: 28 окт 2007, 07:53

О пыльной буре

#1 Сообщение Corvus » 23 апр 2012, 11:24

Согласно п.3.90 ФАП-128 (приняты в 2009 году, поправки введены 22.11.2010 г.) командир воздушного судна (КВС) обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если наблюдаются опасные метеорологические явления.

Согласно п.3.118 ФАП-128, к опасным для полёта метеорологическим явлениям относятся указанные в РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации конкретного типа воздушного судна) метеорологические явления и условия, полёты в которых запрещаются.

В то же время, тот же п.3.118 ФАП-128 говорит о том, что к неблагоприятным атмосферным условиям относятся пыльная и песчаная буря. Полеты при неблагоприятных атмосферных условиях выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51, настоящими Правилами, РПП и РЛЭ.

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гласят в п. 179: посадка в условиях пыльной бури запрещается.

Corvus
SAONовец со стажем
Сообщения: 311
Зарегистрирован: 28 окт 2007, 07:53

Re: О пыльной буре

#2 Сообщение Corvus » 23 апр 2012, 11:25

Истоки проблемы связаны с методикой наблюдений за пыльными бурями в России.

Согласно "Наставлению гидрометеорологическим станциям и постам"
(Выпуск 3, часть 1, 1986 г. - действующий руководящий документ по метеорологическим наблюдениям),
имеются такие явления погоды, связанные с переносом пыли (п.14.2.3):

Пыль, взвешенная в воздухе - мельчайшие твердые
частицы сухой почвы, песка, а также сухие частички биологического
происхождения, поднятые с земли в результате пыльного
ветра или пыльной бури. Наблюдается при резком ослаблении
ветра, часто при высокой температуре воздуха. На станциях отмечается
в тех случаях, когда пыль уменьшает метеорологическую
дальность видимости до 6 км и менее (промышленная дымка).

Пыльный (песчаный) позёмок — перенос пыли, частиц
почвы или песка у поверхности земли до высоты 1,5 — 2 м. Может
наблюдаться даже при очень слабом ветре.

Пыльная (песчаная) буря — перенос больших
количеств пыли или песка сильным ветром в приземном слое воздуха,
при этом может наблюдаться подъем песка и частиц почвы
в воздух и одновременно оседание пыли на большой территории.
Видимость значительно ухудшается.

Видимость в этих явлениях Наставление не дифференциирует, за исключением того, что в таблице 17.4 указано,
что в умеренной пыльной буре видимость 1000 м, а в сильной 50-500 м. Не дифференциирована и скорость ветра.

Практически на метеостанциях РФ обычно пыльный позёмок отмечается при видимости от 4 до 10 км,
а пыль и пыльная буря - в очень широком диапазоне видимости от 100-200 м до 6-9 км, при самых различных скоростях ветра.

В сводках SYNOP (международный код FM-12-XIV Ext. SYNOP) пыльная буря (коды явлений 30-35)
должна указываться при видимости менее 1000 м (п. 12.2.6.5.10), но в РФ это правило пока не соблюдается.

В сводках METAR (международный код FM-15-XIV Ext. METAR) используются такие явления (опять-таки, без чёткой дифференциировки в руководящих документах, в каких условиях какое сокращение использовать; есть только общая рекомендация, что при всех этих явлениях
видимость должна быть не более 5000 м):

DU - пыль
DRDU - пыльный позёмок
BLDU - пыльная низовая метель
DS - пыльная буря.

BLDU в России пока фактически не отмечается, поскольку такого явления нет в вышеуказанном Наставлении.
DU, исходя из Наставления, должна наблюдаться при слабом ветре.

Corvus
SAONовец со стажем
Сообщения: 311
Зарегистрирован: 28 окт 2007, 07:53

Re: О пыльной буре

#3 Сообщение Corvus » 23 апр 2012, 11:26

По рекомендации ИКАО 2010 года (письмо AMOFSG/8-SN No. 40, см. http://meteocenter.asia/book/AMOFSG_8-S ... 040_ru.pdf 300 кБ),
сокращение DS в сводках METAR желательно использовать при видимости менее 1000 м и условии "небо не видно" (когда в сводке указывается VV - вертикальная видимость), а при видимости более 1000 м использовать BLDU, DRDU или DU.

Пока в наблюдениях этих явлений в РФ и СНГ царит хаос.

Например, за 2011 год аэропорты СНГ, передающие METAR в международный обмен, отметили явление DS 995 раз.
При явлении DS в аэропортах Астрахань, Элиста, Актау, Шымкент, Кызылорда, Ашхабад, Андижан, Наманган, Самарканд,
Ташкент видимость составляет обычно 4000-9000 м, и лишь иногда 1500-2000 м. С точки зрения ИКАО это не пыльная буря, а если видимость выше 5000 м, то даже и не пыльный позёмок.

При явлении DS в аэропортах Мары, Чарджоу, Душанбе, Навои, Бухара, Туркменбаши, Термез видимость зачастую составляет 300-800 м,
вот в этом случае рекомендация ИКАО соблюдается.

За 2011 год аэропорты СНГ, передающие METAR в международный обмен, отметили явления DU/DRDU/BLDU в общей сложности 493 раза.
При этом условия по видимости и ветру очень разнообразные:
Бишкек, Шымкент, Кызылорда отмечают DU с видимостью 4000-5000 м при сильном ветре с порывами 14-20 м/с;
Атырау отмечает DRDU с видимостью 5000 м при сильном ветре с порывами 12-20 м/с;
Ашхабад отмечает BLDU с видимостью 2000-5000 м при ветре 10-13 м/с;
Мары и Чарджоу отмечают DRDU с видимостью 3000-5000 м при ветре 10-13 м/с;
Худжанд отмечает DU с видимостью 2000-5000 м при ветре 7-10 м/с;
Ургенч отмечает DRDU с видимостью 3000-5000 м при ветре 5-8 м/с;
Самарканд отмечает DU с видимостью от 200 м (!) до 5000 м при ветре 2-7 м/с;
Казань отмечает DU с видимостью 2000-3000 м при ветре 2-4 м/с;
Донецк и Харьков отмечают DU с видимостью 1700-5000 м при ветре 0-3 м/с.

Хорошо было бы в России выпустить методическое письмо для сети АМЦ и АМСГ с рекомендацией отмечать DS только при видимости менее 1000 м, а при видимости от 1000 до 5000 м отмечать при слабом ветре DU, при умеренном и сильном ветре DRDU или BLDU.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»