ну вот, теперь есть где свои мысли по теме излить, не "флудя" так сказать..
сам летаю на вертолете с фенестроном меньше года, около 100 часов если точнее.
весь предидущий опыт на стандартной схеме, начиная с Ми-8, Ми-34, S-76, Bell-206, 212, AS-350..
В двух словах о фенестроне. Фенестрон - система была названа от похожего французского слова, обозначающего верхнее круглое окошко в домах с треугольной крышей. Такова легенда))
Использовать фенестрон начали с Газели, с тех пор применяется в серии Дельфинов, Экюрелей и 135-ом. Испытывался даже на AS-350. почему не пошел незнаю, но единственный из построенных 350-ых серии Z (с фенестроном), красуется ныне над воротами на завод Еврокоптер в Мариньяне в качестве памятника.
Жирными буквами во всех проспектах о фенестроне заявляют что система революционна для авиации.
- повысила безопастность полета (за счет того что сам винт заключен в удорозащищенный кожух и т д)
- уменьшила шум (на 8 децибел)
- увеличила эффективность работы хвостового винта
- уменьшила потребную мощность для РВ в установившемся ГП
к сожалению, потерял где то этот буклет, но по памяти из основных характеристик вроде всё назвал.
думаю на сайте производителя можно почитать всё более подробно.
Из неоспоримых плюсов, на мой взгляд, это шум и экономия мощности в полете.
То что с фенестроном тише убедились что называется собственными ушами))
А первое что удивит пилота, летавшего до этого с обычным РВ в полете с фенестроном, это то что левая нога уходит вперед соразмерно увеличению скорости полета. На скорости 120 узлов, левая педаль примерно на половину хода впереди.
Из субъективных минусов, это непривычно большие движения педалями на малых скоростях, повышенная инерция хвоста и чувствительность к боковикам и особенно к попутному ветру, из-за "парусности" всей конструкции хвоста..
давайте обсуждать))
P.S.
кстати, русский термин уже есть?
вроде NOTAR никак еще по русски не обозвали)) уж больно бодро звучит оригинал!
у нас соседи испльзуют парочку 600ых, вроде довольны..