Re: Вывод из штопора
Добавлено: 12 сен 2009, 12:56
Была-ли разница в поведении самолёта при выводе из левого и правого плоских штопоров?
Объявлений с продажей и рекламы услуг НЕТ!
https://saon.ru/forum/
Такое заключение не верно. На прямом штопоре: левом - большие обороты воздушного винта способствуют переводу самолёта на меньший угол атаки, на правом - увеличению угла атаки. Штопор самолёта может быть только на углах атаки, величина которых превышает величину критического угла ( для Як-52 величина критического угла, если осутствует скольжение, 18 градусов). Гироскопический момент, в рассматриваемых случаях, действует в однном направлении с аэродинамическим моментом, созданным отдачей "ручки от себя", в другом случае, в противоположном направлении. Но, на перевёрнутом штопоре, привычное направление меняется на противоположное прямому штопору. В перевёрнутом положении трудно определить направление вращения, иногда его путают. НА ПЕРЕВЁРНУТОМ ШТОПОРЕ гироскопический момент воздушного винта (при однои том же количестве оборотов в секунду) больше, чем на прямом. Почему?Аверин Борис писал(а):Дача газа в процессе вывода из штопора способствует выводу.
в равной степени на величину гироскопического момента влияет угловая скорость вращения капота.Аверин Борис писал(а): НА ПЕРЕВЁРНУТОМ ШТОПОРЕ гироскопический момент воздушного винта (при однои том же количестве оборотов в секунду) больше, чем на прямом. Почему?
Аверину Борису Арсеньевичу:Аверин Борис писал(а):.... Летать нужно так, что бы преднамеренно не попадать ни в какой штопор. Если выполнять преднамеренно, то нужно подготовиться, продумать, потренироваться перед полётом в действиях рулями (при полётах на пилота)ж перед каждым полётом). Обороты убирать всегда, чтобы не думать в какую сторну происходит вращение.
engin писал(а):Методик по плоским штопорам ( прямой ) было много, но пользуются в основном двумя :
1. Классика - наддув убрать, ногу против ващения - ручку до упора от себя. Наветное многие заметили, что на многих самолетах ( ДОСААФ, РОСТО) на приборной доске есть белая широкая линия - она появилась после нескольких катастроф, тогда рекомендовали именно такой вывод и ручка должна была отдаваться именно в эту линию !
2. - Спортивный вывод - наддув не убирается, а остается полным, нога против вращения, ручка по диагонали по вращению до упора. Вывод более быстрый , НО - при ошибке на выводе (выход на вертикаль достаточно резкий) самолет может легко перейти в отрицательную штопорную , так что щелкать там нельзя , поэтому этот способ не рекомендуют не имея достаточного опыта.
А высоты в 1500 м . хватит по любому ( с 1400 делали классическим способом 6 витков - после рулей на вывод - три запаздывания, - выводна 400 м.) - но многое, конечно зависит от особенностей самого самолета.
Вопрос мой: как сегодня учат выходу из плоского штопора на Як-52, т.е. по какой методике?engin писал(а):Сегодня слетал на плоский штопор :
С пяти витков при классическом выводе - запаздывание 3 с четвертью витка,
при спортивном - 3/4 витка - что называется : почувствуйте разницу !
Попробуйте раскрутить плоский штопор без газа, потом при выводе энергично дать газ, а после остановки вращения убрать обратно.Аверин Борис писал(а):Почему-то прекратилось обсуждение перевёрнутого штопора. Хочу продолжить тему, что бы интересная тема жила на ветке Высший пилотаж.Такое заключение не верно. На прямом штопоре: левом - большие обороты воздушного винта способствуют переводу самолёта на меньший угол атаки, на правом - увеличению угла атаки. Штопор самолёта может быть только на углах атаки, величина которых превышает величину критического угла ( для Як-52 величина критического угла, если осутствует скольжение, 18 градусов). Гироскопический момент, в рассматриваемых случаях, действует в однном направлении с аэродинамическим моментом, созданным отдачей "ручки от себя", в другом случае, в противоположном направлении. Но, на перевёрнутом штопоре, привычное направление меняется на противоположное прямому штопору. В перевёрнутом положении трудно определить направление вращения, иногда его путают. НА ПЕРЕВЁРНУТОМ ШТОПОРЕ гироскопический момент воздушного винта (при однои том же количестве оборотов в секунду) больше, чем на прямом. Почему?Аверин Борис писал(а):Дача газа в процессе вывода из штопора способствует выводу.
- Справедливо для плоского штопора. Для перевернутого - сам не пробовал, но сомневаюсь, что ЯК-52 вообще можно в него вогнать. Он нос опускает (опускает! он просто маятником нос вниз!) и никакого штопора. В РЛЭ так и написано: "Непреднамеренное попадание самолета в плоский перевернутый штопор практически невозможно." Надо обратить внимание на слово "непреднамеренный". Может все же в преднамеренный можно, если сильно постараться.Дача газа в процессе вывода из штопора способствует выводу.
Совершенно верно, в РЛЭ ЯК-52: "Для вывода самолета из плоского штопора необходимо:уменьшить наддув двигателя до минимального (если двигатель работал на повышенных режимах);Вопрос: а где в таком случае есть эта официально опубликованная методика действий летчика при выходе, из плоского штопора, например, на Як-52? (Может в РЛЭ каких прописано?).
Это неверно. Были (и собсстно есть и сейчас) разные программы. Одна курсантская, расчитанная на два года, весь пилотаж там ограничивался кругляками - петля, три четверти, полупетля. Поэтому и плоский они не изучали. Другая - спортсменская, расчитанная на 4 года и больше. Там есть плоский штопор, более того передпервым самостоятельным "на вертикали" в обязательном порядке сдавали ввод-вывод. Самостоятельно не разрешалось умышленно отрабатывать ввод- вывод из плоского, только с инструктором.В старое советское время в аэроклубах штопорить на Як-52 начинали по КУЛП довольно рано, ещё в ходе вывозной программы. Разумеется о плоском штопоре в учебной программе не было и речи.
Хотя сам летал на Як-52 по программе летчика-спортсмена ДОСААФ, но всего один год. Поэтому и уточнил здесь про плоский штопор. Ещё раз спасибо за ответ.305 писал(а):Совершенно верно, в РЛЭ ЯК-52: "Для вывода самолета из плоского штопора необходимо...Вопрос: а где в таком случае есть эта официально опубликованная методика действий летчика при выходе, из плоского штопора, например, на Як-52? (Может в РЛЭ каких прописано?).Это неверно. Были (и собсстно есть и сейчас) разные программы. Одна курсантская, расчитанная на два года, весь пилотаж там ограничивался кругляками - петля, три четверти, полупетля. Поэтому и плоский они не изучали. Другая - спортсменская, расчитанная на 4 года и больше. Там есть плоский штопор...Самостоятельно не разрешалось умышленно отрабатывать ввод- вывод из плоского, только с инструктором.В старое советское время в аэроклубах штопорить на Як-52 начинали по КУЛП довольно рано, ещё в ходе вывозной программы. Разумеется о плоском штопоре в учебной программе не было и речи.