Страница 4 из 4

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 04 апр 2014, 09:43
Misha
Вот еще Егор Левандовский нашел кое-что ;-)
ULEF take off.jpg

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 22 июл 2014, 17:04
Misha
Книжку я тут переиздал, наконец. Тираж передал в АОПУ для распространения среди желающих. Решили, что рассылать/раздавать АОПА будет ее за деньги. ВСЕ ДЕНЬГИ до копейки пойдут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на нужды АОПА-Россия (кроме тех, которые возьмет Почта России за пересылку).

В общем, с вопросами к Андрею Иванову ;-)

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 22 июл 2014, 17:21
Andrey Ivanov
Книжка обалденная! Издана в оригинальном исполнении 1932г.
Фарих.jpg
Фарих.jpg (91.63 КБ) 12403 просмотра
Цена - 500р (с учётом пересылки почтой России заказной бандеролью).
Деньги можно перечислить с помощью кредитки через сайт www.aopa.ru, как спонсорскую помощь организации. Платёжку и адрес куда отправлять книжку присылайте на mail@aopa.ru

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 22 июл 2014, 17:35
su27
Andrey Ivanov писал(а):Деньги можно перечислить с помощью кредитки через сайт www.aopa.ru,
Нифига не работает.
И вообще что то с сайтом неладное творится

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 22 июл 2014, 17:36
Andrey Ivanov
Да вот только 30 минут как платили...

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 22 июл 2014, 19:17
su27
В хроме сработало

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 09 авг 2014, 19:47
su27
Почитываю тут, на работе.

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 16 янв 2015, 16:49
Misha
Misha писал(а):Воркутинский пограничный комэска Сережа Кирюшкин (с которым мы в Арктике были) недавно садился в "дедовской " деревне. Местные жители почему-то отдали ему откопанную из-под снега вывеску аэропорта. Теперь он привез ее в Воркуту и ждет случая передать мне (что я с ней делать буду?)

Вот, фото прислал...
В общем, под Новый Год Сережа Кирюшкин нашел-таки возможность через Олега Продана прислать мне вывеску с аэропорта. И торжественно вручил в клубе.

Теперь она у меня на даче висит :-)
IMG_0731.jpg

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 16 янв 2015, 22:57
Eduard
У деда - АЭРОПОРТ, а у внука -дачка . Эх , мельчают потомки.

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 17 янв 2015, 00:33
Misha
Eduard писал(а):У деда - АЭРОПОРТ, а у внука -дачка . Эх , мельчают потомки.
Дачка? Да у меня даже дачки нет - она на жену оформлена ;-) Впрочем, к авиации это вряд ли имеет отношение...

Re: Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 17 янв 2015, 01:21
rubaga
Eduard писал(а):У деда - АЭРОПОРТ, а у внука -дачка . Эх , мельчают потомки.
А ведь оратор прав!!! Миша - пора тебе свой еропорт заводить. С школой, дискуссионным зал чирком, трибуной, командным пунктом. И мы все вокруг. Подумай

Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 09 ноя 2017, 07:30
владислав74
Прислал А.Н. Лойко:
статья была напечатана в газете "Нарьяна Вындер" к 85-летия Фариха, в мае 1981 года
OCR:
0.jpg
1.jpg
ПАМЯТЬ АРКТИКИ
К 85-летию известного полярного летчика Ф.Б. Фариха

Слухи о том, что рыбацкий поселок Фариха, эта знаменитая «наважья столица» округа названа так по имени известного полярного летчика, давно не давали мне покоя.
К поиску подтолкнуло письмо краеведа И. П. Рочева из Усть-Цильмы, в котором он рассказал об открытии Ф. Б. Фарихом в 1932 году авиатрассы Архангельск—Усть-Цильма и просил сообщить сведения о его полетах в Арктике. К сожалению, никаких сведений о летчике Фарихе ни в окружном архиве, ни в музее не оказалось. Не удалось найти пока и свидетелей его полетов.
Неожиданно помог собственный корреспондент «Известий» Павел Новокшонов, побывавший недавно в округе. Мы разговорились, и он, великолепный знаток истории освоении Арктики, вдруг ошеломил меня, улыбаясь:
— А хотите адрес Фариха? Он живет в Москве...
Так завязалась переписка.
Фабио Брунович Фарих с интересом узнал о Фарихе-поселке и попросил рассказать о нем. Я выслал снимки и вырезки из газет. А в январе этого года, волнуясь, я нажал кнопку звонка в одну из квартир огромного дома на проспекте Вернадского в Москве.
Дверь не открыл, а распахнул высокий и довольно стройный старик. Голый череп в венце седых волос, белые усы и бородка клином, живое лицо, в глазах любопытство и вопрос. Нет, совсем не старик! Передо мной в своей холостяцкой квартире стоял величавый Дон-Кихот, земной и домашний, освободивший себя от рыцарских доспехов, чтобы готовить себе что-нибудь на ужин...
Я из Нарьян-Мара…
А-а! — весело протянул он, будто узнав во мне старого знакомого. — Милости прошу, располагайтесь.—И кинулся на кухню, где что-то кипело и бежало на плиту...
А знаете, говорил он, — у меня с Нарьян-Маром тяжелое воспоминание связано... Летел я с Вайгача на ТБ-3, знаете, наверное. Пассажиров на борту —36 человек! Мы их во всех закоулках, даже в крыльях расположили... Сели. Вечером ко мне женщина обратилась, плачет: «Возьмите мужа больного в Архангельск». Ну, надо, так надо.
— Возьмем, — сказал, —
Только будь с ним к шести утра!
Утром механики к моторам, греют. Прогрели. Шесть часов. Нет ее. Взлетаем. И тут, поднимая машину, вижу: она лошадь гонит, спешит... А что уж тут сделаешь... Вот уж сорок с лишним лет пролетело, а от той картины: она гонит, гонит лошадь—не могу улететь, не могу забыть...
Мы молчим. А мне лезут в голову наши нарьян-марские дороги, и люди, преодолевающие их, У одних вещи, у других дети на руках... и равнодушно обгоняющие их «уазики», «газики», вахтовки и даже полупустые автобусы с табличкой «служебный»...
- Еще было: летел весной с Вайгача. И надо же: над Большеземельской тундрой забарахлил мотор. И «сдох».
Сделал вынужденную посадку на озеро Лая-то. Со мной был пассажир с женой, ожидавшей ребенка. Самолет отремонтировать не удалось. Пришлось вслед за ледоходом в цивилизацию сплавляться на ненецкой лодке.
Об этом случае мне рассказывал и поэт Василий Николаевич Ледков. Отец его зимовал в тот год на Лая-то, вместе с другими ненцами они и помогли Фариху и его пассажирам, приютили их в чумах, дали лодку.
Звонит телефон. Наверное, со старым другом говорит Фарих.
— Да пока не умираю. Царапаюсь. Слушай, давай до двухтысячного допрем, а?! Как-нибудь! Потом тебя по телевизору будут показывать!..
И весело захохотал.
Он сказал как летчик, умеющий подчинять себе жизнь как машину, и выжимать из нее задуманное: не «доживем», а — «допрем»!
Летчик живет, как летит!
Душевной молодостью и дерзостью веяло от седого летчика.
Сегодня ему 85 лет!
За эти годы он прожил много жизней. Родился в Петербурге, в семье служащего страховой компании. Гимназию окончил в Москве. В авиацию пришел в 1923 году. Это был год, когда в ответ на ультиматум английского лорда Керзона, потребовавшего отозвать наши дипломатические миссии из Кабула и Тегерана и направившего канонерки к Белому морю, трудящиеся республики Советов решили создать воздушный флот.
На собранные средства организуется акционерное общество «Добролет» - предшественник нашего Аэрофлота. В одну из школ, готовящей бортмехаников, и поступил Фарих.
В 1928 году он летает на первых сибирских линиях «Добролета»: Иркутск — Якутск — Бодайбо... Его товарищи и учителя: Слепнев, Галышев.
По заданию Наркомздрава Ф. Фарих с М. Чагиным летит в Китай с врачами и саноборудованием — на борьбу с эпидемией чумы...
Целую главу в биографии Ф. Б. Фариха составили полеты на Север и в Арктику.
Сам Фабио Брунович выделяет, как наиболее интересный и опасный, перелет в январе 1931 года из Красноярска в Дудинку и обратно на открытом, без рации У-2. Открывался международный пушной аукцион. Надо было срочно вывезти таймырскую пушнину.
В задачу Фариха входило добраться до Дудинки, подготовить там аэродром для посадки АНТ-9. Он отлично выполнил задание.
Недолго полетав в отряде по доставке газетных матриц из Москвы. Ф. Б. Фарих снова потянулся на Север. Архангельск – Усть-Цильма, Вайгач, остров Врангеля.
За участие в операции по спасению челюскинцев он награжден орденом Трудового Красного Знамени.


В. ТОЛКАЧЕВ

Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 09 ноя 2017, 07:32
владислав74
ПАМЯТЬ АРКТИКИ
Знаменитым и популярным летчиком делает Фариха трансарктический перелет по грандиозному кольцевому маршруту: Москва – Казань – Свердловск – Красноярск – Иркутск – Якутск – Анадырь – Уэллен - о. Врангеля - мыс Шмидта - бухта Тикси - мыс Челюскин - о. Диксон - о. Белый - Маре-Сале (Ямал) – Амдерма – Ижма – Архангельск – Москва.
Самолет АНТ-4 (моторы отечественные). В составе экипажа: пилоты Фарих и Пацыпко, бортмеханики Чагин и Демидов, штурман Штепенко. Листаю альбом с вырезками из газет зимы и весны 1937 года, рассказывающими о перелете, рассматриваю редкие снимки. Репортажи с борта самолета передавал специальный корреспондент «Правды» А. Шаров.
Я выписал несколько сообщений. Вот одно, рассказывающее о полете уже над нашими краями:
«31 мая 1937 года. О. Белый. С Диксона летели в тумане, вслепую, по пеленгам Диксона и Белого. Штурман Штепенко постоянно корректировал курс. На трассе Маре-Сале – Амдерма десятибалльный шторм и встречный ветер до 120 км в час. Ночуем в Маре-Сале.
1 июня. Вылетаем на Амдерму. Вокруг нас белая муть. Ни земли, ни неба. Опять ветер. Амдерминский радиоузел прекрасно обслуживал самолет. Он давал сводку погоды по всей трассе. Но непогода шла быстрее. Вынуждены были вернуться. В 20 часов снова поднимаемся в воздух. Во второй половине путигустой туман. Самолет прижимается к воде. Начинается обледенение. Но берег уже близко. Пацыпко удачно посадил машину вблизи Амдермы…»
Из Амдермы предполагалось два варианта: Нарьян-Мар или Архангельск. Все должна была решить погода на трассе.
И вот 8 июня. Фарих делает прощальный круг над Амдермой. Пошли над тундрой. Внизу снег – узорами на черном ковре. Экипаж и машина шли навстречу весне и лету. Менялся облик земли. Пошла тайга и глаза отдыхали на зелени.Через пять долгих часов они шли на посадку в Ижме. Машина бежала по аэродрому, покрытому зеленой травой. Здравствуй, Большая земля!
10 июня – посадка в Архангельске. 14 июня «Известия» опубликовали репортаж о встрече экипажа Фариха в Москве. Он начинался словами: «Впервые в истории советской авиации…»
Позади было около 24 тысяч километров. 145 часов, проведенных в воздухе, около ста взлетов и посадоктяжелой машины в самых разных условиях на никем не обработанной, арктической целине.Орден Ленина вручал Ф.Б. Фариху М.И. Калинин.
Было еще много полетов на Вайгач, к Северному полюсу на поиски самолета Леваневского.
А потом была война…
Ф.Б. Фарих обеспечивал перегоны военных самолетов с авиационных заводов на прифронтовые аэродромы. Труд его в эти годы отмечен медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени. И еще не раз испытывала судьба полярного и военного летчика на крепость и излом, на душевную стойкость.
В Москве живет его сын, бывший военный летчик-испытатель. Окончил военное училище и внук… И фотография его всегда перед глазами деда.
- Фабио Брунович, а вы раньше знали о Фарихе-поселке?
- Однажды кто-то сказал и даже поздравил. Но я не поверил, так как никак не связывал это со своей персоной…
В этой категоричности ни грани рисовки. Только честность и скромность. Он засмотрелся в окно, глаза его засветились:
- Эх, как хорошо идет!
Инверсионный след реактивного самолета, огненно подсвеченный вечерним солнцем, медленно распадался и таял в московском небе.
След в небе…
Фарих сказал, что историю авиации пишет самолет, подразумевая, конечно, что самолет создают п поднимают люди. Но небо не оставляет следов и самих легендарных трасс. Свои следы летчики оставляют на земле: на штурманских картах и в бортовых журналах, на страницах летных донесений и взлетных площадках. Но самые глубокие следы они оставляют в памяти своего поколения. И тогда память людей хранит их для других и даже воплощает, как сказал поэт, «в пароходы, строчки и другие долгие дела»...
Откуда же появилось у рыбацкого поселка имя Фариха, так не похожее ни на одно из названий наших заполярных поселков и так безошибочно повторяющее имя знаменитого летчика?
Вернувшись в Нарьян-Мар, я продолжил поиски.
И.Я. Проурзин, секретарь окружкома партии в тридцатые годы, сообщил, что в те времена на месте нынешней Фарихи ничего не было. Называлось место «у Константиновского и Двойничного маяка», ближними селениями были Носовая и Черная…
В архивах моторно-рыболовной станции (МРС) с 1939 по 1943 год Фариха не упоминается. И.Я. Ярков, ссылаясь на свидетельства старожиловиз колхоза «Хари», рассказал, что в том месте ненцы называли речку Пар-Яха и была там фактория. Интересную деталь сообщил инженер МИО А.И. Сахаров. На старых лоцманских картах он встречал название Париха и возмущался: почему не Фариха?
Все это дает возможность предположить, что в конце сороковых – начале пятидесятых годов, когда выловленную навагу «пылкой» заморозки самолеты Ли-2 вывозили прямо в Ленинград и Москву, летчика, да и некоторые жители округа, хорошо знавшие имя этого знаменитого пилота, чаще стихийно, а иногда и сознательно стали называть возникший рыбацкий поселок не Париха, а Фариха. И это, уже по-новому осмысленное название, попало на карты.
Так Арктика увековечила память знаменитого летчика.
О Фарихе много теплых слов сказал Михаил Заборский в книге «Голубые разговоры». Летчик Михаил Каминский подарил Ф.Б. Фариху свою книгу с такой дарственной надписью:
«Замечательному полярному летчику, одному из первых, кто прокладывал путь на белых полях Арктики нашему поколению, «любимцу Москвы», как писала в тридцатых годах «Вечерняя Москва», доброму нашему товарищу и наставнику с глубоким уважением от автора».Холостяцкая квартира Ф.Б. Фариха – это не келья отшельника. То и дело в гости к нему приходят школьники, приезжают краеведы, организаторы музеев гражданской авиации из Усть-Цильмы, Архангельска и других городов. Всегда рады встретиться с ним полярные летчики. Это естественно: Ф.Б. Фарих – живая страница истории советской авиации.
«Прошу, - написал он, - через местную газету передать жителям Нарьян-Мара мои лучшие пожелания, успехов в работе».
Пожелаем и мы ему здоровья и бодрости, осуществления прекрасной мечты дожить до двухтысячного года!


В. ТОЛКАЧЕВ,
Москва — Нарьян-Мар.

Покорение Арктики, Фарих, 30-е годы

Добавлено: 09 ноя 2017, 08:53
Алексей 2
Действительно героический перелёт. Как же на таком маршруте они заправлялись? До сих пор в некоторых местах это проблема.