Страница 1 из 2

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 15 ноя 2016, 12:21
ksv
Попался в руки томик вечного, доброго: "Воздушная навигация. Черный. Кораблин", издание 4-е. Открыл с самого начала и с упоением зачитываюсь... Дошел до 1.4 "Линии пути и линии положения" и тут я почему-то залип... Читаю:
Локсодромия — линия на поверхности земного шара, пересекающая меридианы под постоянным углом. Постоянный угол, под которым локсодромия пересекает меридианы, называется локсодромическим путевым углом. Геометрически локсодромия представляет сбой логарифмическую спираль, которая огибает земной шар бесконечное число раз и стремится к полюсу, но никогда не достигает его. Своей выпуклостью она обращена всегда к экватору. Указанный вид локсодромии объясняется тем, что ее путевой угол относительно каждого меридиана остается постоянным, а сами меридианы не параллельны друг другу, а сходятся к полюсам.

Путь по локсодромии длиннее пути по ортодромии, кроме частных случаев, когда она совпадает с меридианом или экватором, которые являются одновременно и ортодромией, и локсодромией. Разность длин зависит от разности долгот начальной и конечной точек локсодромии, ее направления и значения широты. Наибольшая разность длин имеет место, когда локсодромия совпадает с параллелью.

Полеты по локсодромии выполняют, как правило, на самолетах 4-го класса и вертолетах всех классов с помощью магнитного компаса или курсовой системы в режиме «МК». Полет производят по установленному маршруту, имеющему обычно участки небольшой протяженности. При таком условии локсодромические участки маршрута на полетной карте можно прокладывать в виде прямой.

Локсодромический путевой угол для каждого участка маршрута измеряют непосредственно на карте транспортиром относительно среднего меридиана данного участка. Длину пути по локсодромии также измеряют на карте с помощью сантиметровой линейки.
Возник вопрос: сейчас мы все, практически, используем GPS/GLONASS для целей воздушной навигации в полете, ведь так? Тогда получается, что применяя GPS мы летаем всё-таки по ортодромии, а не локсодромии?

А что скажет наш начальник транспортного цеха - Geokos?
Ортодромия и локсодромия.png
Ортодромия и локсодромия.png (49.59 КБ) 12255 просмотров

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 15 ноя 2016, 15:22
su27
Ну да. Просто большинству пилотов вообще эти слова малопонятны, а участки перелетов настолько маленькие что локсодромия и ортодромия практически совпадает.

А вот хоть раз в GPS пробовал прикинуть маршрут скажем тысячи на 3 км, весьма удивился почему лететь надо так и почему там две розовые линии.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 15 ноя 2016, 17:02
ksv
su27 писал(а):Ну да. Просто большинству пилотов вообще эти слова малопонятны, а участки перелетов настолько маленькие что локсодромия и ортодромия практически совпадает. А вот хоть раз в GPS пробовал прикинуть маршрут скажем тысячи на 3 км, весьма удивился почему лететь надо так и почему там две розовые линии.
Полностью согласен. Просто я "залип" на утверждении про воздушные суда 4-го класса, не смея оспаривать Мэтра. Но времена изменились...

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 15 ноя 2016, 17:17
Serge-ATA
Локсодромия и Ортодромия на участках до 200 км совпадают, а вертолеты и IV-й класс на большие отрезки летают очень редко.
На местных воздушных линия участков между контрольными точками длинной более 200 км практически не бывает.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 15 ноя 2016, 18:38
su27
Уже и понятия то такого нет как классы ВС в этой классификации. Кое где только в документах отголоски той старой классификации встречаются правда до сих пор. Но Черный Кораблин писали в духе своего времени

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 04:50
Geokos
ksv писал(а):...
А что скажет наш начальник транспортного цеха - Geokos?
...

Присоединяюсь к su27. В наших (695-795х) гарминах не видел возможности выбора ортодромического курса, хотя мне попадались приемоиндикаторы с такой опцией. Но как правило, морские. Да и не нужно это нам.

Для наших полётов предлагаю наплевать и забыть!

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 07:38
RODEO
Возможно это и не нужно пилотам вертолета, но расчёты различных курсов, конвергенции и расстояний по Great Circle и Rhumb Line в разнообразных проекциях входят в экзаменационную программу General Navigation- части теоретической подготовки на CPL(H) EASA и FAA. Своего рода цена за "входной билет" в профессию :). Хотя, конечно, необходимость практического применения этих знаний для вертолетчика, сильно сомнительна. Даже при полетах на большие расстояния маршрут определяется скорее наличием заправок (и другими факторами), а не оптимальным расстоянием между точками.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 10:58
0994
Если в Garmin 695 использовать функцию Direct to, то, по моим наблюдениям, полет происходит по ортодромии.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 11:37
Faza
su27 писал(а):Уже и понятия то такого нет как классы ВС в этой классификации. Кое где только в документах отголоски той старой классификации встречаются правда до сих пор. Но Черный Кораблин писали в духе своего времени
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.1994 № ДВ-58 «Об утверждении „Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России“» воздушные суда делятся на четыре класса:
Класс Максимальная взлётная масса, т Тип воздушного судна
Для самолёта Для вертолёта
  • 1 75 и более 10 и более Ил-96, Ил-76, Ил-62, Ту-204, Ту-154, Ми-26, Ми-10, Ми-8, Ми-6, Ка-32
    2 30–75 5–10 Ан-12, Ил-18, Ту-134, Як-42
    3 10–30 2–5 Ан-74, Ан-30, Ан-26, Ан-24, Ил-114, Ил-14, Як-40, Ка-126, Ка-26, Ми-2
    4 до 10 до 2
Дополнительно в Воздушном кодексе Российской Федерации, начиная с редакции от 18.07.2006 № 114-ФЗ, приведены определения видов воздушных судов в зависимости от максимального взлётного веса:

лёгкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлётный вес которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолёт, максимальный взлётный вес которого составляет менее 3100 кг;
сверхлёгкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлётный вес которого составляет не более 495 кг без учёта веса авиационных средств спасания.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 12:10
su27
Faza писал(а): В соответствии с Приказом Министерства транспорта ия.
Соверешенно верно. ВК дает совсем другую классификацию. А НТЭРАТ вообще не действующий документ

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 12:19
Faza
su27 писал(а):
Faza писал(а): В соответствии с Приказом Министерства транспорта ия.
Соверешенно верно. ВК дает совсем другую классификацию. А НТЭРАТ вообще не действующий документ
каюсь, упустил ))

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 14:16
ksv
Geokos писал(а):Для наших полётов предлагаю наплевать и забыть!
Ага, казалось БЫ... Это для полетов можно наплевать и забыть, а для обучения в АУЦ? Ведь и в вопросах ФАВТ есть эта тема. Так просто с этой темы не соскользнуть, а вот развернуто пояснить курсанту этот вопрос необходимо. В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.

Собственно по этому поводу я и поднял этот вопрос.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 16:32
Kurt
В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.
Любой GPS навигатор, даже для VFR, это по сути уже оборудование для RNAV (зональной навигации), а это в свою очередь только ортодромия, даже на коротких участках. Собственно любая радионавигация, даже ADF (АРК) это уже ортодромия.

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 16 ноя 2016, 18:08
Faza
ksv писал(а):В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.
объясни, плз, мне, недалекому, в чем "заблужение"? честно перечитываю твой первый пост и не могу понять что именно тебя зацепило? что полет выполняемый по магнитному компасу есть полет по локсодромии? таки да, это полет по локсодромии... или что? :D

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Добавлено: 20 ноя 2016, 18:32
ksv
Миш, Черный писал Навигацию в то время, когда GPS не было. Говоря про то, что ВС 4-го класса летают по локсодромии он имел в виду магнитный компас. Мы сейчас летаем по GPS, а это ортодромия.