Полеты в сложных метео условиях
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
- Member of AOPA: No
- Откуда: Сибирь
Re: Полеты в сложных метео условиях
Сибирь- это эпицентр России)), погода у нас весьма капризна и переменчива, особенно в горах Алтая, потому я и перечислил несколько способов избежать ненужного экстрима. Если кто внесет дополнения- буду благодарен)...
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Полеты в сложных метео условиях
Все чаще стал замечать вокруг себя (в основном коммерческих пилотов вертолетов) категорически отказывающихся лететь в пограничных метеоусловиях на легкой технике. И все больше любителей готовых на все. По моему это недоработка первых... За собой стал замечать увеличивающиеся количество отказов от вылета по метео, наверно скоро стану мудрым или просто ленивымHeliCap писал(а):Привнесу свой пятикопеечный вклад по теме: в истекшем году благодаря вдумчивому и всестороннему анализу метеоусловий, нахальным звонкам незнакомым людям в населённых пунктах по маршруту полета, твердости позиции при общении с заказчиками да и просто элементарной осторожности и немножечко- чутью, мне удалось ни разу не попасть в сложные погодные условия при выполнении полетов (работа в зоне ЧС -не в счет, там другая свадьба)), спина ни разу не была мокрой, лица пассажиров- бледными, а их глаза- круглыми. В наступившем году ставлю себе задачу как минимум повторить достигнутое - чего и другим желаю))....
Хотя по долговременным наблюдениям, теперь точно уверен, что мудрость не всегда приходит вместе с опытом и старостью...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: Полеты в сложных метео условиях
Я тоже отметил несколько подобных ситуаций. Хорошо, что не в отношении себя. Очень заботит такая тенденция...ЛОДОЧНИК писал(а):И все больше любителей готовых на все.
- Chestr
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 462
- Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 11:56
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Полеты в сложных метео условиях
Полагаю что дело не типе свидетельства а в кол-ве раз когда было "сильно волнительно"... У первых, ввиду большего налета оно наступает раньшеЛОДОЧНИК писал(а): Все чаще стал замечать вокруг себя (в основном коммерческих пилотов вертолетов) категорически отказывающихся лететь в пограничных метеоусловиях на легкой технике. И все больше любителей готовых на все.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
- Member of AOPA: No
- Откуда: Сибирь
Re: Полеты в сложных метео условиях
тут, думаю, очень подходит такая афоризьма: "умный всегда найдет выход из сложного положения, а мудрый в него не попадёт!"))
Re: Полеты в сложных метео условиях
психологически сложнее отказаться от вылета, чем потом развернуться на 180rubaga писал(а):давление желания попасть домой
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.
-
- Активный участник
- Сообщения: 80
- Зарегистрирован: 28 май 2013, 18:41
- Member of AOPA: No
- Откуда: Краснодар
Re: Полеты в сложных метео условиях
Джентльмены, а что мы подразумеваем под термином СМУ? Я тут недавно и возможно, не все понимаю. Летал недавно 200х2 в снегопаде умеренном. Если быть точным: 1600х240. Положа руку на сердце - будь я КВС, то не полетел бы. Речь идет о вертолете R44.
Набравши скорость и пингвин взлетает.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Полеты в сложных метео условиях
Будь я пассажиром, тоже не полетел бы.pilot43 писал(а):Джентльмены, а что мы подразумеваем под термином СМУ? Я тут недавно и возможно, не все понимаю. Летал недавно 200х2 в снегопаде умеренном. Если быть точным: 1600х240. Положа руку на сердце - будь я КВС, то не полетел бы. Речь идет о вертолете R44.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
-
- Активный участник
- Сообщения: 80
- Зарегистрирован: 28 май 2013, 18:41
- Member of AOPA: No
- Откуда: Краснодар
Re: Полеты в сложных метео условиях
Я был обучаемым летчиком. Соответственно я же и пилотировал. Инструктор сказал, что это как раз те условия, когда лететь ещё можно, граница между можно и нельзя. И что для обучения такой полет будет весьма кстати. Лететь действительно вполне себе можно, но в будущем я не планирую рваться летать в таких условиях.
Набравши скорость и пингвин взлетает.
Re: Полеты в сложных метео условиях
Поддерживаю и одобряюpilot43 писал(а):... но в будущем я не планирую рваться летать в таких условиях.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
-
- Новичок
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: 11 янв 2015, 17:59
- Member of AOPA: No
Re: Полеты в сложных метео условиях
Добрый всем вечер.Поддерживаю,что специально лететь в СМУ не надо.Но подготовку к полетам в таких условиях,как практическую так и психологическую,иметь необходимо,что бы при попадании в них не растеряться,а нормально выйти из этих условий.А метеоусловия ПВП 100 х1000 и 150 х 2000 -для вертолетчиков СРL это нормальный рабочий минимум.Начинающим - такой конечно не дают.
- Trubnik
- Активный участник
- Сообщения: 53
- Зарегистрирован: 19 июн 2012, 17:46
- Member of AOPA: Yes
- Контактная информация:
Re: Полеты в сложных метео условиях
Интересная тема, спасибо за истории и комментарии к ним.
Как сказал мне один мудрый человек с этого форума, мы, начиная летать, меняем мешок везения на опыт. Главное- везение не растратить быстрее, чем накопится какой либо опыт.
Опишу свои истории достаточно самокритично, может быть кому-то будет полезным.
Обе "ситуации" по странному стечению обстоятельств случились при возвращении из Суздаля в Б.Грызлово. Видимо, сказалось то, что на далеко при таких прогнозах я бы не полетел, а тут в целом, казалась, вполне удовлетворительная погода с очагами СМУ.
Ситуация первая. Туда и обратно одним днем, октябрь месяц. Я всего несколько месяцев как летаю самостоятельно на С-182, запланировали с женой в Суздаль и обратно одним днем. Дети дома с няней (это важно. так как "по сценарию", ночевать надо дома) В БГ был утром туман, вылетели в 11, нижняя кромка поднялась до 200м, за Окой за 300 и далее по маршруту поднималась, в Суздале вообще погода была без облачка, даже не верилось, что в МО погода на пределе. Прогноз давал к вечеру 450м. На маршруте обратно- до Воскресенска - чистое небо, далее - как и обещал прогноз 450м, летим, естественно ниже. Прощаюсь (тогда еще) с Домодедово, до точки- 35км и вижу, что облачность резко опускается. На тот момент лететь в ППП был совсем не готов. К нижнему краю добавились столбы-потоки тумана, которые приходилось обходить горизонтально. Жена начинает паниковать (эту ситуацию отдельно разбирали потом) пришлось отключить ей микрофон, так как мне было чем заняться. Думал, что над Окой условия могут стать еще хуже, планировал уже разворачиваться и лететь в Воскресенск, но диспетчер сообщил, что над точкой 150м, ориентиры на местности очень знакомые, долетел, сел. Хотя ситуация развивалась не более 10 минут, было желание поцеловать землю. Хотя старался внешне не показывать, но, признаюсь, я тогда здорово испугался.
После этого события с инструктором летали и со шторкой и по приборам. Вроде бы появилось ощущение, что могу.
Ситуация вторая, опять Суздаль, только через год. Улетели туда после авиашоу в Северке, погода CAVOK, на следующий день обещали приход фронта с дождями, но с нижней кромкой не менее 200-300м. Утром просыпаемся - то дождь, то ливень. До нас - вылетали ребята по кругам- нижний край оценивали в 130-150м. Самолет IFR, за год вроде бы немного облетался. Завтра понедельник, всем в школу и на работу, на земле все смелые, звоню в БГ, они летают. нижний край 300-400м. Вылетаем, в 150м влетаем в облака. Так как нижний край был рваный и иногда опускался до 100м, решил набрать 600м и лететь по приборам. Несмотря на то, что всё. вроде бы было по плану, было очень волнительно. Чтобы занять жену, дал ей планшет с AirNav Pro, сам включил автопилот и уткнулся носом в авиагоризонт, вариометр и другие приборы. Так долго по ППП я еще не летал. Отсутствие земных ориентиров вызывает какую то тоску и желание поскорей увидеть землю и время тянется необыкновенно долго. С инструктором было спокойней и проще. В МО снижаюсь, диспетчер ведет меня в обычном режиме, даже над Шатурой давала те же 600м несмотря на СМУ и очевидный ППП. Из облаков вышел уже на заходе в БГ.
Что меня насторожило, и на пару минут испугало: почти весь путь летел вдоль границы фронта, он как раз шел по линии Суздаль-Шатура-Воскресенск. Над Коломной проглядывало солнце и, возможно, надо было изменить маршрут. Что испугало: кучево-дождевые облака, попадались места с ильными восходящими и нисходящими потоками. Не изменяя тангажа, самолет один раз потерял 300фут, пришлось активно вмешаться, через минуту набрал 500ф и потряхивало заметно.
Как повлияли на меня эти два случая:
1) если есть плохие прогнозы - стараюсь не летать, если прогнозы не очень хорошие- стараюсь не летать без необходимости на всякие развлекалово и покатушки. По этой причине, к сожалению, почти не летаю поздней осенью и до середины зимы. По крайней мере в заранее запланированные СМУ уже не лезу. По налету, правда. итоги грустные -стараюсь выдерживать хотя бы 1-1,5 часа, в том числе с инструктором, чтобы поддерживать хоть какой то навык, хотя в сезон обычный налет 15-20 часов в месяц. На дальняк- вообще не планирую полеты, хотя, может быть это и неправильно. Как то Лодочник сказал, что у него зимой налет не меньше чем летом получается. Не знаю как- смотришь прогнозы и длину дня и они не располагают, меня по крайней мере.
2) инструктирую всех пассажиров как себя вести, как может проходить полет и что можно делать. Помогает. Начинают воспринимать ситуацию как должную.
3) Если летаем не в зоне аэродрома, предупреждаю всех и свои, что есть риск остаться на не домашнем аэродроме. Если у кого то есть срочные дела или планы на завтра- не летите. Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно. И сам, хотя человек очень обязательный и люблю все планировать, стал легче отказываться от вылетов в сомнительные ПУ.
В душе, очень надеюсь, что с учетом данных ситуаций и этот, лично свой опыт позволит более трезво оценивать обстановку.
Как сказал мне один мудрый человек с этого форума, мы, начиная летать, меняем мешок везения на опыт. Главное- везение не растратить быстрее, чем накопится какой либо опыт.
Опишу свои истории достаточно самокритично, может быть кому-то будет полезным.
Обе "ситуации" по странному стечению обстоятельств случились при возвращении из Суздаля в Б.Грызлово. Видимо, сказалось то, что на далеко при таких прогнозах я бы не полетел, а тут в целом, казалась, вполне удовлетворительная погода с очагами СМУ.
Ситуация первая. Туда и обратно одним днем, октябрь месяц. Я всего несколько месяцев как летаю самостоятельно на С-182, запланировали с женой в Суздаль и обратно одним днем. Дети дома с няней (это важно. так как "по сценарию", ночевать надо дома) В БГ был утром туман, вылетели в 11, нижняя кромка поднялась до 200м, за Окой за 300 и далее по маршруту поднималась, в Суздале вообще погода была без облачка, даже не верилось, что в МО погода на пределе. Прогноз давал к вечеру 450м. На маршруте обратно- до Воскресенска - чистое небо, далее - как и обещал прогноз 450м, летим, естественно ниже. Прощаюсь (тогда еще) с Домодедово, до точки- 35км и вижу, что облачность резко опускается. На тот момент лететь в ППП был совсем не готов. К нижнему краю добавились столбы-потоки тумана, которые приходилось обходить горизонтально. Жена начинает паниковать (эту ситуацию отдельно разбирали потом) пришлось отключить ей микрофон, так как мне было чем заняться. Думал, что над Окой условия могут стать еще хуже, планировал уже разворачиваться и лететь в Воскресенск, но диспетчер сообщил, что над точкой 150м, ориентиры на местности очень знакомые, долетел, сел. Хотя ситуация развивалась не более 10 минут, было желание поцеловать землю. Хотя старался внешне не показывать, но, признаюсь, я тогда здорово испугался.
После этого события с инструктором летали и со шторкой и по приборам. Вроде бы появилось ощущение, что могу.
Ситуация вторая, опять Суздаль, только через год. Улетели туда после авиашоу в Северке, погода CAVOK, на следующий день обещали приход фронта с дождями, но с нижней кромкой не менее 200-300м. Утром просыпаемся - то дождь, то ливень. До нас - вылетали ребята по кругам- нижний край оценивали в 130-150м. Самолет IFR, за год вроде бы немного облетался. Завтра понедельник, всем в школу и на работу, на земле все смелые, звоню в БГ, они летают. нижний край 300-400м. Вылетаем, в 150м влетаем в облака. Так как нижний край был рваный и иногда опускался до 100м, решил набрать 600м и лететь по приборам. Несмотря на то, что всё. вроде бы было по плану, было очень волнительно. Чтобы занять жену, дал ей планшет с AirNav Pro, сам включил автопилот и уткнулся носом в авиагоризонт, вариометр и другие приборы. Так долго по ППП я еще не летал. Отсутствие земных ориентиров вызывает какую то тоску и желание поскорей увидеть землю и время тянется необыкновенно долго. С инструктором было спокойней и проще. В МО снижаюсь, диспетчер ведет меня в обычном режиме, даже над Шатурой давала те же 600м несмотря на СМУ и очевидный ППП. Из облаков вышел уже на заходе в БГ.
Что меня насторожило, и на пару минут испугало: почти весь путь летел вдоль границы фронта, он как раз шел по линии Суздаль-Шатура-Воскресенск. Над Коломной проглядывало солнце и, возможно, надо было изменить маршрут. Что испугало: кучево-дождевые облака, попадались места с ильными восходящими и нисходящими потоками. Не изменяя тангажа, самолет один раз потерял 300фут, пришлось активно вмешаться, через минуту набрал 500ф и потряхивало заметно.
Как повлияли на меня эти два случая:
1) если есть плохие прогнозы - стараюсь не летать, если прогнозы не очень хорошие- стараюсь не летать без необходимости на всякие развлекалово и покатушки. По этой причине, к сожалению, почти не летаю поздней осенью и до середины зимы. По крайней мере в заранее запланированные СМУ уже не лезу. По налету, правда. итоги грустные -стараюсь выдерживать хотя бы 1-1,5 часа, в том числе с инструктором, чтобы поддерживать хоть какой то навык, хотя в сезон обычный налет 15-20 часов в месяц. На дальняк- вообще не планирую полеты, хотя, может быть это и неправильно. Как то Лодочник сказал, что у него зимой налет не меньше чем летом получается. Не знаю как- смотришь прогнозы и длину дня и они не располагают, меня по крайней мере.
2) инструктирую всех пассажиров как себя вести, как может проходить полет и что можно делать. Помогает. Начинают воспринимать ситуацию как должную.
3) Если летаем не в зоне аэродрома, предупреждаю всех и свои, что есть риск остаться на не домашнем аэродроме. Если у кого то есть срочные дела или планы на завтра- не летите. Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно. И сам, хотя человек очень обязательный и люблю все планировать, стал легче отказываться от вылетов в сомнительные ПУ.
В душе, очень надеюсь, что с учетом данных ситуаций и этот, лично свой опыт позволит более трезво оценивать обстановку.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Полеты в сложных метео условиях
Но если трезво все же оценить не получилось, и зайти в родное Грызлово тоже не получается, то код ответчика 7700, Внуково-подход 2 пан-пан-пан, прошу векторение для посадки в Домодедово, схем нет, противооблединительной нет, приборов для захода нет, карт тоже нет, пассажиров два, топлива на тридцать минут. По моему мнению, мы чаще готовы убиться, чем запросить помощ у тех кто должен и может ее оказать. Есть психологический барьер и внутреннее убеждение, что в Домодедово или Внуково сидит страшный волосатый Бабайка, которым пугали в детстве перед сном. Нет, конечно Бабайка там есть, но далеко не такой страшный.Trubnik писал(а): 1) если есть плохие прогнозы - стараюсь не летать, если прогнозы не очень хорошие- стараюсь не летать без необходимости на всякие развлекалово и покатушки. По этой причине, к сожалению, почти не летаю поздней осенью и до середины зимы. По крайней мере в заранее запланированные СМУ уже не лезу. По налету, правда. итоги грустные -стараюсь выдерживать хотя бы 1-1,5 часа, в том числе с инструктором, чтобы поддерживать хоть какой то навык, хотя в сезон обычный налет 15-20 часов в месяц. На дальняк- вообще не планирую полеты, хотя, может быть это и неправильно. Как то Лодочник сказал, что у него зимой налет не меньше чем летом получается. Не знаю как- смотришь прогнозы и длину дня и они не располагают, меня по крайней мере.
2) инструктирую всех пассажиров как себя вести, как может проходить полет и что можно делать. Помогает. Начинают воспринимать ситуацию как должную.
3) Если летаем не в зоне аэродрома, предупреждаю всех и свои, что есть риск остаться на не домашнем аэродроме. Если у кого то есть срочные дела или планы на завтра- не летите. Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно. И сам, хотя человек очень обязательный и люблю все планировать, стал легче отказываться от вылетов в сомнительные ПУ.
В душе, очень надеюсь, что с учетом данных ситуаций и этот, лично свой опыт позволит более трезво оценивать обстановку.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: Полеты в сложных метео условиях
[quote="Trubnik"]Жена начинает паниковать (эту ситуацию отдельно разбирали потом) пришлось отключить ей микрофон, так как мне было чем заняться...
...Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно./quote]
Очень не красиво, товарищ "героический квс"
Поведение пассажиров в вашем маленьком самолете зависит не от пассажиров, а от уровня их доверия вам.
По описанию похоже, что не доверяют. Значит ведете себя так, что по вам видно, что взялись за задачу вам неподсильную.
Если не готовы к предстоящему полету - не берите пассажиров вообще.
Задача квс - отвечать за безопасность пассажиров. Если они у вас боятся - повышайте уровень своего мастерства, чтобы пассажирам с вами было спокойно всегда, а не поливайте грязью людей, которые оказались в пугающей и непонятной для них ситуации.
...Мне, на земле выносить мозг, что завтра на работе дела вселенского масштаба, а через 15 минут полета портить воздух в самолете от страха и делать пятирублевые глаза, не нужно./quote]
Очень не красиво, товарищ "героический квс"
Поведение пассажиров в вашем маленьком самолете зависит не от пассажиров, а от уровня их доверия вам.
По описанию похоже, что не доверяют. Значит ведете себя так, что по вам видно, что взялись за задачу вам неподсильную.
Если не готовы к предстоящему полету - не берите пассажиров вообще.
Задача квс - отвечать за безопасность пассажиров. Если они у вас боятся - повышайте уровень своего мастерства, чтобы пассажирам с вами было спокойно всегда, а не поливайте грязью людей, которые оказались в пугающей и непонятной для них ситуации.
- Trubnik
- Активный участник
- Сообщения: 53
- Зарегистрирован: 19 июн 2012, 17:46
- Member of AOPA: Yes
- Контактная информация:
Re: Полеты в сложных метео условиях
Это был третий вариант. Второй вариант- разворот на Воскресенск, так как я по маршруту его пролетал и всё было норм. Но это в данном конкретно примере. А вообще, согласен.ЛОДОЧНИК писал(а): Но если трезво все же оценить не получилось, и зайти в родное Грызлово тоже не получается, то код ответчика 7700, Внуково-подход 2 пан-пан-пан, прошу векторение для посадки в Домодедово, схем нет, противооблединительной нет, приборов для захода нет, карт тоже нет, пассажиров два, топлива на тридцать минут.