Попробую, по возможности, свести в кучу общую информацию, полезную при выборе вертолета для личного пользования. Времени особо нет, поэтому будет кусками, медленно и неуверенно. Насчет достоверности - как всегда, высказываю личное субъективное мнение, пользуйтесь на свой страх и риск, не пробуйте дома и т.д...
Современные турбинные вертолеты
Реально рассматривается 3 модели - Bell Jetranger 206B, Eurocopter Colibri EC120B и MD 520N. Все остальное - другого ценового уровня и применения. Ориентировочная стоимость всех этих моделей - грубо говоря, 1.5 млн долларов (до таможни) за новую машину. Естественно, стоимость, в зависимости от комплектации, может колебаться на сотни тысяч, но порядок в корпоративном варианте можно считать таким. При покупке б/у сильно сэкономить можно только на 206, так как они выпускаются давно и на рынке присутствуют экземпляры 20-30 летней давности, которые в неплохом состоянии можно найти, начиная от 500 тысяч. ЕС120 начали выпускать чуть больше десяти лет назад, поэтому даже самые старые будут заметно дороже. 520 вообще очень мало, поэтому о статистике говорить сложно.
Jetranger самый распространенный вертолет этого класса, всего их (разных модификаций) летает в несколько раз больше, чем ЕС120 и 520 вместе взятых. Разработка 60-х годов, что дает как плюсы, так и минусы. Плюсы - конструкция очень хорошо проверенная в эксплуатации, в результате чего практически все проблемы успели вылезти и быть исправлены. Запасные части и различные прибамбасы выпускаются кучей производителей (не считая самого Bell, естественно), легко доступы и стоят относительно недорого, сервис присутствует практически везде. Так как Bell - компания американская, то до последнего времени на рынке Америк 206-ые занимали практически монопольное положение в своем классе.
Минусы - при взгляде внутрь просто офигеваешь от количества деталей, из которых состоит вертолет. Технологии того времени, когда разрабатывался вертолет, просто не позволяли сделать это просто, плюс все доработки по ходу эксплуатации добавляли многочисленные детальки. В результате добраться до внутренностей часто довольно сложно, из-за многочисленных трубочек и прочих фиговин что-то неизбежно подтекает, и с этим приходится мириться. Стандарты сертификации в те годы были попроще, поэтому нужно понимать, что сейчас такую машину сертифицировать вряд ли бы удалось.
Двухлопастной несущий винт имеет огромный запас энергии, поэтому на авторотации можно приземлиться, передумать, взлететь и перелететь на другое место (почти не шутка).
Эргономика вертолета, из-за давности разработки, с точки зрения использования "для себя" не очень. Между передними и задними сиденьями присутствует перегородка (в основном, как бы между двумя передними сиденьями), в результате чего обзор сзади не очень, а среднее сиденье совсем уж бестолковое. Имеется более-менее нормального размера багажник.
Colibri начали разрабатывать на 30 с лишним лет позже, чем Jetranger, что не могло не сказаться как на общем виде машины, так и на различных технических решениях (в т.ч. направленных на повышение безопасности). Более подробно EC120B обсуждается здесь -
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?t=932 , поэтому писать особо не буду. Скажу только, что если о производительности, безопасности и т.д. по сравнению с другими вертолетами в этом классе еще можно спорить, то я сомневаюсь, что найдется хоть один человек, который станет утверждать, что есть что-то лучшее с точки зрения развлекательно-личного использования (имею ввиду общее ощущение машины, комфорт, обзор со всех мест и т.д.).
Насчет
MD 520 тоже особо много говорить не буду, потому что сказать, честно говоря, нечего... Естественно, сразу же бросается в глаза отсутствие рулевого винта, его заменяет система NOTAR - бОльшая часть разворачивающего момента компенсируется потоком воздуха от несущего винта, обтекающего хитрой формы хвостовую балку, остаток момента и управление по направлению - изменяемый по силе поток воздуха, выходящий из конца хвостовой балки и нагнетаемый туда компрессором. Насчет системы NOTAR сломано много копий в спорах, хорошо это или плохо, обсуждать сейчас не буду. Кабина внутри слегка похожа на Jetranger, но основные проблемы у 520 связаны с его производителем. Машин выпущено очень немного, у MD постоянно происходили различного плана перестройки, в результате чего поиск запчастей и сервис представляют настоящий кошмар, многие владельцы вертолетов MD
годами ждали запчасти ! Сейчас ситуация вроде бы начинает улучшаться, но до нормализации (если она вообще наступит), насколько я знаю, еще очень далеко.