Ослепление солнцем на посадке
Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k
Ослепление солнцем на посадке
Вчера столкнулся с совершенно новым для себя явлением:
Заходил вечером на посадку в Лыткино, посадочный курс 250. Погода CAVOK, солнце висело прямо над полосой, реально полностью круглый диск солнца висит прямо строго над дальним торцом ВПП.
Соответственно, после 4го разворота я лечу строго на солнце, видно только очертания полосы где-то впереди. Землю подо мной практически не видно, желтая листва и желтые поля внизу из-за яркого света в глаза сливаются с небом, все превращается в такой сияющий мир. Я не прерываю заход, и нормально подхожу к полосе, особенно тщательно выдерживая глиссаду по приборам. При этом глаза, естественно, испытывают сильнейший дискомфорт, приходится очень сильно напрячься.
И вот в момент прямо перед началом выравнивания, метрах на 2х от земли, когда я "поравнялся" по высоте с диском солнца, у меня в глазах начинают вспыхивать яркие красные вспышки очень высокой частоты. Зрение не пропадает, то есть я где-то на заднем плане, практически подсознательно, вижу полосу, и продолжаю выравнивать, добирать, и в общем-то происходит замечательная нежная посадка, но в течение секунд трех-четырех, пока самолет находится на высоте несколько метров - несколько сантиметров от земли, у меня в глазах - безумно частые красные вспышки, реально как в камере пыток. В момент касания земли этот эффект полностью пропадает, меня по-прежнему слепит солнце (как и должно быть). Абсолютно никаких неприятных последствий в глазах не осталось.
Темных очков у меня не было (в это время года, даже в CAVOK, они как-то не нужны).
Я был в обычных медицинских очках. Зрение - небольшой астигматизм, примерно 1-1,5 диоптрии, ВЛЭК по 2 графе по зрению прохожу без проблем, то есть никаких известных серьезных проблем с глазами нет.
1. Сталкивался ли кто-нибудь с подобным эффектом, и знает ли, что это могло быть?
2. Существуют ли рекомендации по посадке "строго на висящее низко солнце"?
Заходил вечером на посадку в Лыткино, посадочный курс 250. Погода CAVOK, солнце висело прямо над полосой, реально полностью круглый диск солнца висит прямо строго над дальним торцом ВПП.
Соответственно, после 4го разворота я лечу строго на солнце, видно только очертания полосы где-то впереди. Землю подо мной практически не видно, желтая листва и желтые поля внизу из-за яркого света в глаза сливаются с небом, все превращается в такой сияющий мир. Я не прерываю заход, и нормально подхожу к полосе, особенно тщательно выдерживая глиссаду по приборам. При этом глаза, естественно, испытывают сильнейший дискомфорт, приходится очень сильно напрячься.
И вот в момент прямо перед началом выравнивания, метрах на 2х от земли, когда я "поравнялся" по высоте с диском солнца, у меня в глазах начинают вспыхивать яркие красные вспышки очень высокой частоты. Зрение не пропадает, то есть я где-то на заднем плане, практически подсознательно, вижу полосу, и продолжаю выравнивать, добирать, и в общем-то происходит замечательная нежная посадка, но в течение секунд трех-четырех, пока самолет находится на высоте несколько метров - несколько сантиметров от земли, у меня в глазах - безумно частые красные вспышки, реально как в камере пыток. В момент касания земли этот эффект полностью пропадает, меня по-прежнему слепит солнце (как и должно быть). Абсолютно никаких неприятных последствий в глазах не осталось.
Темных очков у меня не было (в это время года, даже в CAVOK, они как-то не нужны).
Я был в обычных медицинских очках. Зрение - небольшой астигматизм, примерно 1-1,5 диоптрии, ВЛЭК по 2 графе по зрению прохожу без проблем, то есть никаких известных серьезных проблем с глазами нет.
1. Сталкивался ли кто-нибудь с подобным эффектом, и знает ли, что это могло быть?
2. Существуют ли рекомендации по посадке "строго на висящее низко солнце"?
- Efim
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 252
- Зарегистрирован: 30 июл 2010, 20:06
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: UHHS
Re: Ослепление солнцем на посадке
В кабине всегда должны быть хорошие не поляризиционные очки.
В поляризиционных экран GPS не видно.
В поляризиционных экран GPS не видно.
-
- Новичок
- Сообщения: 4
- Зарегистрирован: 07 окт 2008, 19:01
- Member of AOPA: No
- Откуда: Рязань
Re: Ослепление солнцем на посадке
Похожее было со мной вчера на Северке после четвертого разворота примерно в 16.30 посадка с курсом 230,сильное ослепление солнцем но еще что-то видел на выравнивании после уборки режима на мал газ уже вообще ничего только каскад вспышек, еле сел. Думаю что после уборки режима на мал газ винт крутится медленнее и создается момент то ослепления то затенения с очень быстрым циклом поэтому глаза перестают видеть от сильной нагрузки.Раньше к темным очкам у пилотов относился как к форсу теперь решил купить.Ребята подскажите какие лучше?
-
- Активный участник
- Сообщения: 91
- Зарегистрирован: 04 янв 2010, 14:49
Re: Ослепление солнцем на посадке
Прошлые выходные в Ступино. МКпос=240. Очков с собой не было никаких. "Зайчиков" таких схватил, что крайний вылет летал другой... Ощущения были как в первом посте. В эти выходные погода была тоже классная. Сажал с помощью "бокового" зрения. Иначе ничего не видно.
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Re: Ослепление солнцем на посадке
Ray Ban Aviator любого нравящегося цвета. Лучше ничего не придумано.зацепский писал(а):Похожее было со мной вчера на Северке после четвертого разворота примерно в 16.30 посадка с курсом 230,сильное ослепление солнцем но еще что-то видел на выравнивании после уборки режима на мал газ уже вообще ничего только каскад вспышек, еле сел. Думаю что после уборки режима на мал газ винт крутится медленнее и создается момент то ослепления то затенения с очень быстрым циклом поэтому глаза перестают видеть от сильной нагрузки.Раньше к темным очкам у пилотов относился как к форсу теперь решил купить.Ребята подскажите какие лучше?
-
- Активный участник
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:02
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Серпухов
Re: Ослепление солнцем на посадке
Я тебе один умный вещь скажу-только ты не обижайся...
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Re: Ослепление солнцем на посадке
Кстати, последние модели поляризованных линз Ray Ban позволяют отлично видеть изображение и GPS, и айпада под любым углом и при любом расположении экрана.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Ослепление солнцем на посадке
Мой многолетний опыт полетов в разных очках и забывчивость привели в конце концов к тому, что в самолете и вертолете теперь всегда лежат две пары очков коичневые и желтые, без права выноса из кабины. Специалисты считают, что лучшими оттенками для управления автомобилем являются коричневый при ярком солнце и желтый (оранжевый) в условиях вечерних сумерок и ночью, в народе называют очки автомобилиста. Полностью согласен. Коричневый менее всего меняет цвета восприятия. А желтый помимо усиления яркости и восприятия (к моему когда то удивлению) помогает в некоторых случаях увидеть горизонт или объекты на поверхности на несколько километров дальше. Например в условиях дымки или снегопада. Что бы убедится в этом в некоторых условиях достаточно посмотреть без очков на белую стену и одев желтые очки увидеть рельеф гораздо дальше. В сумерках так же желтый спектр здорово помогает уставшим за день глазам.
Помимо неожиданно встреченных первый раз и описанных условий на посадке, вполне кстати прогнозируемых, в будущем вам предстоит встреться с условиями полетов за облаками, где в любое время дня и не зависимо от положения солнца, при абсолютно белой и очень ярко освещенной подстилающей поверхности, глаза хочется выбросить уже через 10-15 минут полета. Так же отдельное удовольствие заход зимой при любом освещении на укатанные снежные аэродромы, особенно когда некому почистить знаки на полосе или посадка на бликующую воду.
С поляризованными очками тоже не все так однозначно. Запрет на использование поляризованных очков достаточно обобщенный и установлен с учетом того, что "пилота" хватит легкий кондратий когда он увидит погасший экран прибора и вместо того, что бы снять очки начнет кричать мейдей, мама, все пропало. Конечно если у вас вся кабина в дисплеях, использование поляризованных очков не допустимо. В моем случае и на самолете и на вертолете единственный прибор который я могу частично не разглядеть в поляризованных очках, это экран 296 гарминки, и то только если выверну шею под 90 градусов, как в песне "что ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня". Второй прибор это у которого полностью исчезает изображение под определенным углом это айфон, им же можно проверить наличие поляризации впариваемых вам очков. Остальные экраны и будильники в моих ЛА равнодушны к поляризованным очкам. Четкость за бортной картинки на мой взгляд в поляризованных очках гораздо лучше, полностью отсутствуют отраженные блики и почти 100% защищенность как от прямого, так и от отраженного ультрафиолетового излучения.
Еще один не маловажный критерий выбора очков для полетов, это толщина дужек очков. У большинства моделей они достаточно толстые. В этом случае дужка может не дать плотно прилечь к уху ганитуре и изменит привычный фон работы двигателя ЛА. Не всегда эта причина сразу распознаваемая и может дополнительно отвлекать внимание. Но самое главное, что прижатые гарнитурой дужки очков между головой и ушами, в первые минуты не вызывают никакого заметного дискомфорта, а примерно через 1-2 часа полета в таких очках, уже хочется выкинуть очки, уши и вообще выйти. Точечное давление дужек становится очень сильным раздражителем и сильно утомляет.
Все выше высказанное мнение личное, в случае применения может быть использовано против вас или привести к травмам
Помимо неожиданно встреченных первый раз и описанных условий на посадке, вполне кстати прогнозируемых, в будущем вам предстоит встреться с условиями полетов за облаками, где в любое время дня и не зависимо от положения солнца, при абсолютно белой и очень ярко освещенной подстилающей поверхности, глаза хочется выбросить уже через 10-15 минут полета. Так же отдельное удовольствие заход зимой при любом освещении на укатанные снежные аэродромы, особенно когда некому почистить знаки на полосе или посадка на бликующую воду.
С поляризованными очками тоже не все так однозначно. Запрет на использование поляризованных очков достаточно обобщенный и установлен с учетом того, что "пилота" хватит легкий кондратий когда он увидит погасший экран прибора и вместо того, что бы снять очки начнет кричать мейдей, мама, все пропало. Конечно если у вас вся кабина в дисплеях, использование поляризованных очков не допустимо. В моем случае и на самолете и на вертолете единственный прибор который я могу частично не разглядеть в поляризованных очках, это экран 296 гарминки, и то только если выверну шею под 90 градусов, как в песне "что ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня". Второй прибор это у которого полностью исчезает изображение под определенным углом это айфон, им же можно проверить наличие поляризации впариваемых вам очков. Остальные экраны и будильники в моих ЛА равнодушны к поляризованным очкам. Четкость за бортной картинки на мой взгляд в поляризованных очках гораздо лучше, полностью отсутствуют отраженные блики и почти 100% защищенность как от прямого, так и от отраженного ультрафиолетового излучения.
Еще один не маловажный критерий выбора очков для полетов, это толщина дужек очков. У большинства моделей они достаточно толстые. В этом случае дужка может не дать плотно прилечь к уху ганитуре и изменит привычный фон работы двигателя ЛА. Не всегда эта причина сразу распознаваемая и может дополнительно отвлекать внимание. Но самое главное, что прижатые гарнитурой дужки очков между головой и ушами, в первые минуты не вызывают никакого заметного дискомфорта, а примерно через 1-2 часа полета в таких очках, уже хочется выкинуть очки, уши и вообще выйти. Точечное давление дужек становится очень сильным раздражителем и сильно утомляет.
Все выше высказанное мнение личное, в случае применения может быть использовано против вас или привести к травмам
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Ослепление солнцем на посадке
Отличные линзы и отличная форма. Но упорно продолжают делать очки только с толстыми дужками. Отличный вариант для пилота Аэробуса. Хотя может у меня голова не правильной формы...?pilotatotale писал(а):Кстати, последние модели поляризованных линз Ray Ban позволяют отлично видеть изображение и GPS, и айпада под любым углом и при любом расположении экрана.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Ослепление солнцем на посадке
Надо в шлеме летать, а не с гарнитурой Bose:-)ЛОДОЧНИК писал(а): Отличные линзы и отличная форма. Но упорно продолжают делать очки только с толстыми дужками. Отличный вариант для пилота Аэробуса. Хотя может у меня голова не правильной формы...?
В качестве альтернативы можно попробовать марку Randolph Engineering, у них есть хорошая модель Aviator с более тонким заушником. Но мне нравится меньше. И на мою неправильную голову хуже нацепляются http://shop.randolphusa.com/aviator-p5044.aspx. Или, для полного сходства с Томом Крузом из Top Gun, надо попробовать Top Gun Sunglasses by American Optical:-) http://www.uswings.com/sunglasses.asp. Но и самолет нужен соответствующий тогда:-)
Последний раз редактировалось pilotatotale 14 окт 2013, 18:24, всего редактировалось 2 раза.
- Moonshine
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 09 фев 2011, 17:30
- Member of AOPA: No
- Откуда: DeLand FL
Re: Ослепление солнцем на посадке
Летаю вот в таких - http://www.vedalohd.com/product.aspx?id=95
Что с Зулу что с Босе работают отлично, абсолютно потрясный цветовой контраст - если в кабине загорится красная лампочка, пропустить ее будет нереально.
Возможно еще в московском ЧелАвиа есть в наличие (не уверен), ну или в интернетах. Кому оптом надо - обращайтесь
Что с Зулу что с Босе работают отлично, абсолютно потрясный цветовой контраст - если в кабине загорится красная лампочка, пропустить ее будет нереально.
Возможно еще в московском ЧелАвиа есть в наличие (не уверен), ну или в интернетах. Кому оптом надо - обращайтесь
Re: Ослепление солнцем на посадке
Так это на самом деле на малом газу зрение уже успевает реагировать на перекрытие лопастью диска солнца?ЛОДОЧНИК писал(а):Помимо неожиданно встреченных первый раз и описанных условий на посадке, вполне кстати прогнозируемых
Получается (обороты 900 об/мин, или перекрытие лопастью линии взгляда 1800 об/мин), что я испытывал 1800/60 = 30 вспышек в секунду в течение нескольких секунд? Это же ужас!
Это не опасно для глаз?
- Moonshine
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 09 фев 2011, 17:30
- Member of AOPA: No
- Откуда: DeLand FL
Re: Ослепление солнцем на посадке
У меня друг в Южной Африке когда-то пошел на взлет, следующее что помнит - проснулся в госпитале с переломом позвоночника.
Комиссия постановила, что на взлетном режиме частота вращения винта и сопутствующее перекрытие солнечного диска ввели его в состояние гипноза (банально впал в ступор), в результате чего боковой ветер снес самолет на указатель ветра, с последующим столкновением, подломом подкоса и полубочкой в землю.
Поэтому стараюсь на взлет-посадке на солнце не пялиться особо
Комиссия постановила, что на взлетном режиме частота вращения винта и сопутствующее перекрытие солнечного диска ввели его в состояние гипноза (банально впал в ступор), в результате чего боковой ветер снес самолет на указатель ветра, с последующим столкновением, подломом подкоса и полубочкой в землю.
Поэтому стараюсь на взлет-посадке на солнце не пялиться особо
Re: Ослепление солнцем на посадке
Ещё одно преимущество вертолёта: ты всегда можешь отвернуть от солнца
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- rezdm
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 603
- Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 14:53
- Member of AOPA: No
- Откуда: Zug, Switzerland
- Контактная информация:
Re: Ослепление солнцем на посадке
Э? Хм. Если я правильно понимаю физику, то это скорее от технологии изготовления экрана зависит. Поляризация (точнее эффект от неё) зависит от двух углов -- поляризации о того, что пропускают очки. Если экран выдаёт линейно поляризованный свет, то вращая очки эффект будет от "видно мало или почти ничего" до "просто очки с затемнением".pilotatotale писал(а):Кстати, последние модели поляризованных линз Ray Ban позволяют отлично видеть изображение и GPS, и айпада под любым углом и при любом расположении экрана.
Ближе к теме: я так принципиально всегда в очках, даже собственно вот в такую погоду -- http://www.reznitsky.info/files/fl/jour ... age107.png (я -- слева, как ра пытаюсь понять, стоит ли снять очки или в них лететь), ибо глаза моментально устают (да, лучше были бы в такой ситцации оранжевые для повышения контраста, но их я удачно сломал до этого). И практически всё время в кепке, чтобы на глаза по возможности падала тень от козырька.
Плюс зрение весьма инертно. Если после "спокойствия" получить "вспышку солнцем", глаза будут отходить достаточно долго (там эффект до нескольких минут(!) может длиться).
Берегите глаза, короче говоря.
~
:wq
:wq