Страница 1 из 1

Как построить самолет в России???

Добавлено: 15 сен 2010, 22:53
Eugene PPL(H)
Статья из журнала «Авиация Общего Назначения» Июль 2005г
http://www.aviajournal.com
О малом бизнесе и авиации, или Как построить самолет в России.

Для того чтобы построить самолет (пусть маленький двухместный, пусть даже не самолет, а только воздушный винт к этому самолету), необходимо получить лицензию Федерального агентства по промышленности (ФАП) на разработку авиационной техники.
Для получения этой лицензии нужно в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании (Постановление правительства РФ №346 от 27 мая 2002 года) представить в ФАП шесть документов. Несмотря на прямое указание (п. 5), запрещающее требовать от соискателя другие документы, с вами не будут разговаривать, пока вы не приложите к заявке еще 12 дополнительных документов, подтверждающих выполнение требований п. 3 Положения. Затем с проектом решения о выдаче лицензии вы обойдете ряд структурных подразделений ФАП и получите визы их начальников, включая визу начальника управления по авиации.
А теперь с проектом решения - к заместителю министра обороны (ни больше ни меньше). Иначе нельзя ни в коем случае. Но заместитель министра без виз начальников его управлений не подписывает, а те, в свою очередь, не подписывают без виз своих подчиненных.
Наконец, когда на решении не осталось места от виз и подписей, его утверждает зам. руководителя агентства.
Ну а теперь - приказ по ФАП о выдаче лицензии (месяц на приказ, не меньше, да и то если напоминать каждый день). А также уведомление о выдаче лицензии (еще месяц). Если за полгода управитесь - хорошо. Это только лицензия на разработку. Можно приступать к разработке ма-а-а-ленького самолета (или воздушного винта ма-а-а-ленького самолета).
Но не тут-то было. Необходим сертифи-кат разработчика, выдаваемый Авиа-регистром Межгосударственного авиа-ционного комитета (зачем нужна лицензия?). Для получения сертификата предоставляем в МАК практически те же документы, что и для получения лицензии ФАП (см. директивный циркуляр №ЦД21.1 МАК, приложение 2).
Наконец есть лицензия на разработку, есть сертификат разработчика и даже самолет спроектирован. Ура! Все документы есть, и есть самолет. Но летать на нем нельзя. Нужен сертификат типа, выдаваемый МАК (в самом деле нужен). Но у МАК нет ни специалистов, ни оборудования для сертификации типа. Поэтому определяется сертификационный центр, который проведет все необходимые работы (но зачем тогда МАК?).
Есть и сертификат типа. Но производить самолет и летать на нем опять нельзя. А где лицензия ФАП на производство? Повторите абсолютно все процедуры, описанные выше при получении лицензии на разработку.
А где сертификат производства МАК на данный самолет? Повторите абсолютно все процедуры, описанные выше при получении сертификата на разработку.
А далее необходимо создать предприятие по ремонту и техобслуживанию данного типа самолета. А это уже две отдельные лицензии:
- лицензия ФАП на ремонт;
- лицензия Минтранса на обслуживание (у работников Минтранса тоже есть семьи).
Создали и это предприятие. А летать опять нельзя. Необходимо свидетельство эксплуатанта. Снова идем в Минтранс.
ПОЛЕТЕЛИ?
Стоп! А где договор с управлением воздушным движением? Где договор с метеослужбой? А где... (договоры с аэро-дромом, со службой безопасности, со службой спасения и т. д. и т. п.). Вы еще хотите создавать малую авиацию? Нет? Странно:
И в заключение.
1. МАК имеет в банке только валютный счет.
То есть при любых экономических отношениях с ним необходимо оформление Паспорта валютной сделки при заключении каждого договора.
2. Межгосударственный авиационный комитет, участниками которого номинально являются 12 бывших республик СССР (в том числе и "самостийные" Украина, Грузия, Казахстан, Беларусь), по существу, давно игнорируется его участниками. И Украина, и Грузия, и Казахстан, и Беларусь, и пр. имеют свои Воздушные кодексы, свои Авиационные правила. Приоритетом для их авиационных правил являются международные АП (подчеркиваю - не АП МАК, а международные АП, см., например, статью 8 Воздушного кодекса Украины). Да и Россия выпускает свои АП, игнорируя АП, разработанные МАК (см., например, разработанные Минтрансом России Федеральные авиационные правила 145 взамен АП 145 МАК).
Кого же объединяет Межгосударственный авиационный комитет? Может быть, пора превратить его в Авиационный комитет России? Но зачем тогда ФАП с его управлением по авиации? Зачем Минтранс с его авиационными службами?
3. Обязательная независимая инспекция на предприятии. Это - военное представительство.
Военное представительство на част-ном предприятии??? Для приемки воздушного винта двухместного самолета, предназначенного для опыления сельскохозяйственных угодий??? Другой независимой инспекции законодатель-ством страны не предусмотрено!
P.S. Братьям Райт было легче. Будь у них такие проблемы, мы до сих пор ходили бы пешком.
В России по закону ни изготовить самолет, ни летать на нем - НЕЛЬЗЯ!

Виктор Лавров,
заместитель генерального директора
по качеству ЗАО НПП "Русбал",
г. Москва

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 16 сен 2010, 00:02
SVP
Даже первый абзац уже натянут за уши. Для того чтобы построить лицензия не нужна вообще.
А дальше.... Такой текст можно к любой лицензированной деятельности написать.
Не так страшен черт, если есть цель.

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 05 окт 2010, 19:22
darkwolf
незнание закона не освобождает от ответсвенности, зато знание еще как освобождает...надо только уметь правильно читать и находить нужные статьи и т.п....
хотя читая иногда кажется проще освоить стелс-технологии чем узаконить самосборный летательный аппарат...

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 02 июл 2011, 15:02
Alex Rosin
Полностью согласен с автором. Развивать малую авиацию в России пока очень тяжело. И хоть кто-то говорит что не так страшен черт, как его малюют. Все намного хуже. Этот человек просто не сталкивался с этими проблемами. В России почти половина частной авиации летает незаконно.

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 23 авг 2012, 17:51
Silverado
Прочитал и возник вопрос...
С 2005 года что-либо изменилось по этой теме?

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 23 сен 2012, 19:56
samodelkin_33rus
Конечно изменилось . Построено еще с десяток самолетов , безо всяких лицензий. :)

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 03 фев 2015, 20:59
aleksandrd
Silverado писал(а):Прочитал и возник вопрос...
С 2005 года что-либо изменилось по этой теме?
Прошло уже 10 лет. Что - либо изменилось по этой теме ?

Re: Как построить самолет в России???

Добавлено: 03 фев 2015, 21:26
lt.ak
aleksandrd писал(а): Прошло уже 10 лет. Что - либо изменилось по этой теме ?
с этим вопросом на нужно обращаться на параллельно-перпендикулярный форум ...

Как построить самолет в России???

Добавлено: 20 май 2016, 08:31
fan444
Самостоятельно построить самолет вполне реально и многие строят. Я уже построил два и они вполне себе летают у новых хозяев. В душе я больше плотник и строю самолеты из дерева. Регистрация дело довольно простое, а если самолет до 115 кг веса то вполне себе летать можно.

Как построить самолет в России???

Добавлено: 17 янв 2018, 09:04
superlyap
Можно купить кит-набор и построить самому.
Это реально, есть примеры.
samolet-kolos.ru

Как построить самолет в России???

Добавлено: 20 янв 2018, 13:21
Yossarian
fan444 писал(а): 20 май 2016, 08:31 самолет до 115 кг веса то вполне себе летать можно.
А до 115 кг - это вообще самолет?

Как построить самолет в России???

Добавлено: 04 май 2020, 08:22
aleksandrd
До 115 кг. может быть и параплан, и дельталет и самолёт.

Например ДАР Соло, и взлетает и с выключенным двигателем летит не плохо и садится без проблем.

https://youtu.be/eWAmgoRamOM

https://youtu.be/3follgJ2FGI

https://youtu.be/y1MrPSHMkqo

https://youtu.be/weOcNY2bHVc

https://youtu.be/T_rnAhSU4vA

Как построить самолет в России???

Добавлено: 26 июл 2022, 18:01
fan444
Yossarian деревянный 115 килограмовик построить вполне реально, только летать на нём придется в штиль и вес пилота не превысит 90 кг.С нагрузочными характеристиками там будет максимум коэффициент 1,5.