Сваливание самолёта на горизонтальном маневре

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Борис Аверин
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 авг 2015, 19:49
Member of AOPA: No

Сваливание самолёта на горизонтальном маневре

#1 Сообщение Борис Аверин » 16 дек 2022, 16:24

Сваливание самолёта, это не управляемое его движение по крутой траектории вниз. Происходит из-за резкого падения коэффициента подъёмной силы на критическом угле атаки, или близком к нему.
Представление о том, что сваливание самолёта происходит только при потере скорости менее минимальной, ошибочны. Причиной сваливания является не скорость полёта, а большой угол атаки, на котором происходит срыв потока, обтекающего сверху крыло самолёта.
В прямолинейном полёте это происходит на скорости, близкой к минимальной. На любой скорости, в криволинейном полёте.
Выход самолёта на режим сваливания на маневре называется «ПЕРЕТЯГИВАНИЕМ РУЧКИ».
В криволинейном движении самолёта в горизонтальной плоскости искривление траектории происходит за счёт перегрузки ny.
Каждому крену виража, или разворота в горизонтальной плоскости, соответствует конкретная вертикальная перегрузка. Больший крен требует большей перегрузки ny.
В зависимости от фактической скорости на вираже, или развороте в горизонтальной плоскости, и от скорости сваливания в горизонтальном полёте, зависит вертикальная перегрузка сваливания.
Она определяется дробью в круглых скобках, возведённой в квадрат. Числитель дроби — скорость выполнения виража, или разворота в горизонтальной плоскости. Знаменатель — скорость сваливания в горизонтальном полёте.
Например, если скорость на вираже, или развороте в горизонтальной плоскости, 100 узлов; скорость сваливания в горизонтальном полёте 50 узлов, то в круглых скобках числитель 100, знаменатель 50 возвести в квадрат. Перегрузка сваливания равна 4.
Косинус угла крена равен дроби с числителем 1, знаменателем 4.
Arссos 0,25 равен 75 градусам. Перегрузка сваливания, равная 4, соответствует крену 75 градусов.
Может – ли пилот знать о приближении к перегрузке сваливания без контроля перегрузки по прибору фактической перегрузки. Как правило, может при достаточном опыте пилотирования данного типа самолёта.
С увеличением угла атаки срыв воздушного потока с верхней поверхности крыла начинается с задней кромки профиля крыла, распространяется вперёд, к передней его кромке. Соответственно, центр давления перемещается вперёд.
Плечо действия полной аэродинамической силы, соответственно уменьшается. Равенство моментов полной аэродинамической силы и момента подъёмной силы горизонтального оперения нарушается. Момент подъёмной силы горизонтального оперения становится больше момента полной аэродинамической силы.
Пилот ощущает уменьшение тянущих усилий на ручке управления или штурвале. Зрительно, пилот может видеть ускорение перемещения капота самолёта относительно горизонта.
Кроме того, воздушный поток срываясь с верхней поверхности крыла, может попадать на горизонтальное оперение самолёта, вызывая тряску самолёта.
Получив такие сигналы, пилоту следует прекратить увеличение перегрузки. Дальнейшее увеличение перегрузки приведёт к сваливанию самолёта.
Сваливание самолёта на горизонтальном маневре отличается от сваливания в горизонтальном полёте.
При «перетягивании ручки» на горизонтальном маневре, самолёт может самопроизвольно выполнить бочку с большой угловой скоростью вращения, после чего войти в штопор как в сторону виража, так же, и в противоположную сторону.
Если самолёт начал выполнять бочку, то необходимо, немедленно отпустить ручку управления, или штурвал в нейтральное положение. Вращение самолёта вокруг горизонтальной оси сразу должно прекратиться. После прекращения вращения необходимо убрать создавшийся крен.
Если самолёт вошёл в штопор без предварительной бочки, то, в соответствии требований руководства по эксплуатации самолёта, приступить к выводу самолёта из штопора.
Усилия на педали должны быть многократно больше, чем на выводе из штопора, введённого с парашютирования.
Сваливание с горизонтального маневра на самолётах, имеющих световую, или звуковую сигнализацию о выходе на углы атаки, близкие к критическим, маловероятно.
Б. Аверин
16.12.22.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»