Dornier Do-28

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#1 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:32

Самолёт Dornier Do-28 в чем-то похож на Ту-22. Но не размерами, не видом или назначением, а похожей историей создания. Ведь на самом деле под общим индексом Do-28 скрываются два совершенно разных самолёта, объединённые лишь общей (безусловно очень редкой) компоновкой – безподкосный полутораплан с двигателями на концах нижнего крыла. Итак, cерия Do 28 состоит из очень разных машин: меньшего Do 28 A/B (1959) и большого Do 28 D Skyservant (1966). Большей частью мы будем обсуждать здесь первый, более мелкий (а следовательно менее мощный и вместительный) вариант, как наиболее подходящий для частной эксплуатации.
Вложения
Do-28A-1 - первая серийная версия машины
Do-28A-1 - первая серийная версия машины
Do-28D - аналог Ту-22М2 :)
Do-28D - аналог Ту-22М2 :)
Последний раз редактировалось smixer 15 фев 2020, 09:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#2 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:36

Прототип Do-28 появился как двухдвигательный вариант успешного и серийно выпускаемого однодвигательного Do-27 ( обзор здесь: viewtopic.php?f=163&t=13245). История самолётостроения в лёгком сегменте знает немало таких конверсий, например Comanche/Twin Comanche, Saratoga/Seneca от Piper или Bonanza/Baron и Sierra/Duchess от Beechcraft.
Причина появления двухдвигательной версии понятна – желание увеличить мощность, а соответственно грузоподъемность и лётные характеристики, не переходя в класс более дорогих турбовинтовых моторов. Попутно решалась задача некоторого увеличения надёжности. По этому же пути пошли и STOL-конкуренты сабжа: Helio Courier и Pilatus Porter тоже пытались обзавестись мультиэнжин версией. Правда в их случае дальше опытных образцов дело не пошло, поскольку в результате испытаний обе фирмы склонились к варианту с установкой ТВД. Так появились Stallion и Turbo Porter.
Вложения
Pilatus Twin Porter
Pilatus Twin Porter
Helio Twin Courier
Helio Twin Courier
Последний раз редактировалось smixer 16 фев 2020, 15:37, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#3 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:40

Идея была довольно проста - к фюзеляжу Dо-27 вместо стоек шасси крепились две небольших консоли (общий размах всего 4 метра) с двигателями Lycoming O-360-A1A (по 180л.с.) на концах. Стойки шасси ожидаемо росли из мотогондол. На носу вместо мотора установили обтекатель, остальная конструкция осталась без изменений. Слепить самолёт из почти готовых компонентов не заняло много времени, но успеха сразу добиться не удалось. Лётные данные практически не выросли – применение двух небольших безредукторных моторов вместо одного редукторного с большим винтом результата не принесло.
Тогда немецкая техническая мысль сделала сделала следующий ход – двигатели заменили на более мощные 6-тицилиндровые Lycoming O-540-A1A (250л.с.), а для увеличения площади крыла между консолей вставили центроплан размахом 1,8 м. Ещё немного пришлось увеличить хвостовое оперение, а место ручек управления заняли штурвалы (в результате перехода на два мотора, разнесённых от центра тяжести, нагрузка на управление в поперечном канале сильно возросла). Результат оказался положительным – теперь самолёт полетел.
Вложения
dcesbd3-a869eed7-b943-4834-ad42-f59b9e38423a.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#4 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:42

В таком виде под наименованием Do-28A-1 было выпущено 60 экземпляров. Но в отличие от Do-27 заказчиками в основном выступили не армия и государство, а мелкие частные авиакомпании. Военные самолёт проигнорировали - возможно из-за того, что именно в то время транспортные вертолёты наконец начали своё торжественное шествие по миру.
Как и Do 27, Dornier Do 28 обладал высокой (конечно для такого типа самолётов) крейсерской скоростью, отличными характеристиками управляемости на низких скоростях, а также очень хорошими взлетно-посадочными характеристиками (STOL).
Вложения
18742-dornier-do-28-swissairzip-2-swissair-003.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#5 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:48

Как уже было сказано, сначала самолёт работал в основном в мелких авиакомпаниях местных воздушных перевозок. Но суровые законы экономики быстро расставили всё на свои места. Использовать специфичный двухмоторный самолёт такой маленькой вместимости оказалось экономически невыгодно и вскоре самолёты разлетелись по новым хозяевам, как правило в дальних уголках земли. Теперь ими стали различные миссии, армейские спецподразделения и т.д. Самолёты успели поработать в легендарной Air America, служили постом воздушного наблюдения во время арабо-израильских войн и летали в немецкой, турецкой и многих африканских армиях в качестве самолётов связи и воздушной разведки.
Вложения
1388015591.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#6 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 15:59

Следующей ступенью развития стал вариант Do-28B-1. Вместо карбюраторных Lycoming О-540 были установлены впрысковые IO-540-A1D мощностью 290л.с. с новыми 3-х лопастными ВИШами, а закрылки приобрели электрический привод и впечатляющий угол отклонения 55 градусов. Заодно освободилось место в центре нижней части приборной доски, которое занимал рычаг выпуска закрылков, из-за чего пьедестал с РУДами переехал вниз на привычное место. Вертикальное оперение увеличили с помощью форкиля. Площадь горизонтального оперения также слегка увеличили, а носовой обтекатель наоборот уменьшился в размерах. В законцовках крыла разместили дополнительные баки по 77 литров, поэтому посадочная фара переехала на нос. Взлётный вес вырос с 2450 до 2720 кг. Таких самолётов выпустили ещё 60 штук.
Вложения
0070452.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#7 Сообщение smixer » 14 фев 2020, 16:05

Ввиду своей мелкосерийности (120 штук обеих модификаций) и ареала обитания (неподготовленные короткие площадки в дальних дырах, горячие точки и военные действия) в лётном состоянии на сегодняшний день осталось не более десятка экземпляров. Однако по разным местам хранения и в разном состоянии разграбленности можно найти ещё не менее десятка.

Характеристики Do-28B-1:
Экипаж: 1-2
Вместимость: 6-7 пассажиров
Длина: 9.00 м
Размах крыла: 13.80 м
Высота: 2.80 м
Площадь крыла: 22.4 м2
Аэродинамическое качество: 8.5:1
Профиль крыла: NACA 23018 (modified)
Вес пустого: 1730 кг
Максимальный взлётный вес: 2720 кг
Запас топлива: 616 л /163 US gal
Двигатели: 2 × Lycoming IO-540A шестицилиндровый воэдушного охлаждения, 290л.с. (220 kW) каждый
Воздушные винты: 3-х лопастные Hartzell, постоянных оборотов, диаметр 2.03 м
Лётные данные:
Mаксимальная скорость: 290 км/ч (180 mph, 160 kn) на уровне моря
Крейсерская скорость (макс. круиз 75% мощности): 256 км/ч
Крейсерская скорость (экономичный круиз 55% мощности): 242 км/ч (150 mph, 131 kn) на уровне моря
Скорость сваливания : 70 км/ч (43 mph, 38 kn)
Непревышаемая скорость: 334 км/ч (208 mph, 180 kn)
Дальность полёта с максимальной полезной загрузкой : 1,235 km (767 mi, 667 nmi))
Перегоночная дальность с максимальным запасом топлива : 1,680 km (1,040 mi, 910 nmi))
Потолок: 6,300 m (20,700 ft)
Скороподъемность у земли: 7.1 m/s (1,400 ft/min)
Взлётная дистанция до высоты 15 m (50 ft): 290 m (950 ft)
Посадочная дистанция с высоты 15 m (50 ft): 230 m (750 ft)
Вложения
0145758.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#8 Сообщение smixer » 15 фев 2020, 10:38

По конструкции самолёт представляет из себя цельнометаллический безподкосный (!) полутораплан с двигателями в гондолах на законцовках нижнего крыла. Фюзеляж типа полумонокок имеет две пилотских, две пассажирских и одну багажную двери. Размер пассажирских дверей 106х81см, багажной 38х51см. Все двери открываются вверх и фиксируются индивидуальными подпорками. Все двери имеют механизм аварийного сбрасывания, а задние (пассажирские) могут открываться/закрываться в полёте для десантирования парашютистов или груза. В пассажирском отсеке находятся два быстросъёмных дивана, расположенных лицом друг к другу. Пилотские кресла раздельные, с возможностью замены подушек спасательными парашютами. Под полом багажного отсека расположены аккумуляторы и отсек радиоэлектронного оборудования. В переднем обтекателе находится ещё один отсек оборудования и автономный отопитель.
Крыло цельнометаллическое с коробчатым лонжероном, состоит из трёх частей - оригинального центроплана размахом 1,8м и двух пристыкованных к нему стандартных консолей от Do-27. Каждая консоль крепится к центроплану с помощью 40(!) болтов. В каждой консоли находится по 3 встроенных алюминиевых бака, а на модификации В-1 ещё и по баку в каждой законцовке крыла. По всему размаху передней кромки крыла (даже над кабиной) расположен фиксированный предкрылок. Всю заднюю кромку занимают элероны, двухщелевые флапероны и двухщелевые же закрылки. На модификации А-1 закрылки выпускаются вручную на 45 градусов с помощью рычага между пилотскими сиденьями (точно как и на Do-27). На В-1 они уже выходят соответственно на 55 градусов с помощью электропривода и управляются двумя тумблерами - на левом штурвале и правой части приборной панели.
Хвостовое оперение классическое - киль с РН и стабилизатор с РВ. В качестве триммера РВ применён переставляемый стабилизатор с управлением от штурвального колеса между сиденьями пилотов (как на Do-27), что позволяет самолёту иметь огромный диапазон полётных центровок. Силовой набор всех управляющих поверхностей и закрылков алюминиевый, обшивка тканевая.
Вложения
do28a-2.gif
Последний раз редактировалось smixer 16 фев 2020, 03:57, всего редактировалось 1 раз.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Dornier Do-28

#9 Сообщение VK68 » 15 фев 2020, 12:52

В РФ завозили ?

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#10 Сообщение smixer » 15 фев 2020, 14:08

Самолёт очень редкий, во всём мире меньше десятка летающих экземпляров. Но ищущий да обрящет...Летаю помаленьку
Вложения
fe731847-6cff-4a50-9274-b8c3f376b83d.jpg
4Х020.jpeg

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Dornier Do-28

#11 Сообщение VK68 » 15 фев 2020, 16:29

Ого!! И что... СЛГ?? Давай побольше фотографий.
Салон все-таки на 6 чел? Этот самолет с IO-540?

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#12 Сообщение smixer » 21 фев 2020, 03:42

Отвлекусь немного. Случайно попались мне воспоминания канадского зоолога Дона Мередита (Don H. Meredith), который работал в 1974-75 году в канадской Арктике по исследованию влияния строительства газопровода на местную фауну. Несколько его постов оказались посвящены как раз Do-28. Думаю он простит меня за перепост с прямым переводом.
Вложения
Нашим главным самолетом, который использовался для наших аэрофотосъемок, был Dornier Do 28 (здесь CF-HBD показан на лыжах / колесах в Resolute Bay Airport). Его уникальный дизайн с высокорасположеным крылом без подкосов, большими обзорными окнами и двумя двигателями в сочетании с возможностями STOL (короткий взлет и посадка) сделали его идеальным арктическим летательным аппаратом.
Нашим главным самолетом, который использовался для наших аэрофотосъемок, был Dornier Do 28 (здесь CF-HBD показан на лыжах / колесах в Resolute Bay Airport). Его уникальный дизайн с высокорасположеным крылом без подкосов, большими обзорными окнами и двумя двигателями в сочетании с возможностями STOL (короткий взлет и посадка) сделали его идеальным арктическим летательным аппаратом.
1974 Meredith-Dornier-DaveWooley.jpg (50.47 КБ) 7440 просмотров

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#13 Сообщение smixer » 21 фев 2020, 03:48

+1
Вложения
Внутри кабины Дорнье. Слева направо, пилот (и совладелец Contact Airways) Джек Бержерон и биолог Дэйв Вули. Ведущий биолог, проводивший исследование, сел на место штурмана справа от пилота и убедился, что мы летели вдоль участков исследования.
Внутри кабины Дорнье. Слева направо, пилот (и совладелец Contact Airways) Джек Бержерон и биолог Дэйв Вули. Ведущий биолог, проводивший исследование, сел на место штурмана справа от пилота и убедился, что мы летели вдоль участков исследования.
1974 Meredith-Dornier-JackBergeron-DaveWooley.jpg (63.21 КБ) 7440 просмотров

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#14 Сообщение smixer » 21 фев 2020, 03:59

+2 Не знаю, почему они решили, что обогреватель не стоит включать на земле. Я специально пробовал разные способы и выяснил, что обогреватель отлично работает в автоматическом режиме - быстро нагревается, выключается при перегреве, но затем снова автоматически включается когда остынет. Заслонка регулировки температуры тоже вполне нормально работает в автомате. Более того, в израильском варианте в заднюю часть салона ведут отдельные воздуховоды увеличенного диаметра. В общем при включённом обогревателе замёрзнуть не грозит. Остаётся предположить,что у канадцев был установлен автономный отопитель другой модели.
Вложения
Боб Вули и Лайл Дори (слева) в позициях заднего наблюдателя в Дорнье. Да, Лайлу было холодно на этой фотографии. Из соображений безопасности нагреватель самолета включали только после взлёта. В воздухе кабина быстро нагревалась.
Боб Вули и Лайл Дори (слева) в позициях заднего наблюдателя в Дорнье. Да, Лайлу было холодно на этой фотографии. Из соображений безопасности нагреватель самолета включали только после взлёта. В воздухе кабина быстро нагревалась.
1974 Meredith-Dornier-BobWooley-LyleDorey.jpg (57.8 КБ) 7439 просмотров

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Dornier Do-28

#15 Сообщение smixer » 21 фев 2020, 04:22

+3 Заправка концевого бака ручным насосом из бочки. За 45 лет ничего не изменилось - осенью мы точно так же заправляли Спитфайр во время кругосветки :D
Вложения
1974 Meredith-Dornier-Refuel-SpenceBay.jpg
1974 Meredith-Dornier-Refuel-SpenceBay.jpg (58.9 КБ) 7435 просмотров

Ответить

Вернуться в «Остальные иностранные самолеты»