Вероятность отказа двигателя
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Вероятность отказа двигателя
Каждый раз , когда кто-нибудь садится в самолет, один и тот же вопрос- а что если откажет двигатель?
Честно говоря и сам , когда летишь над какой -нибудь ж... частенько думаешь об этом. Спрашивал технарей, были ли отказы двигателя "просто так" без предварительного падения давления масла и топлива или других указывающих на неполадки параметров.
В ответ , долго чесали затылки и говорили примерно следующее "вроде лет 20-30 назад было, но точно не помню".( разговор шел о АШ-62ИР)
Ну вот и вопрос:
Если все параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное, возможен ли резкий отказ двигателя?
Честно говоря и сам , когда летишь над какой -нибудь ж... частенько думаешь об этом. Спрашивал технарей, были ли отказы двигателя "просто так" без предварительного падения давления масла и топлива или других указывающих на неполадки параметров.
В ответ , долго чесали затылки и говорили примерно следующее "вроде лет 20-30 назад было, но точно не помню".( разговор шел о АШ-62ИР)
Ну вот и вопрос:
Если все параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное, возможен ли резкий отказ двигателя?
Довольно большой процент давно и много летающих на маленьких самолетах (с поршневыми двигателями) сталкивались с отказом двигателя. Мало того, даже с PC12 известен как минимум один случай отказа двигателя, хотя турбина PT6 славится своей безотказностью. В данном случае, если я помню правильно, навернулся топливный контроллер. Вообще для такого случая предусмотрено ручное управление подачей топлива, но пилот прощелкал время, после чего слишком резко двинул ручную подачу и угробил двигатель, пришлось сажать на улицу, все обошлось...
-
- Гуру
- Сообщения: 1411
- Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: Питер - Canada
- Контактная информация:
у меня было четыре. три на вертолётах, один на самолёте. все неожиданно, без всяких предварительных индикаций.
М-14В26 - техник забыл законтрить гайку главного топливного жиклёра, в полёте от вибрации отвернулась, движок встал.
М-14В26 - заводской дефект, разрушился бронзовый подшипник главного шатуна.
Rotax-582 - причина неизвестна, подозреваю обледенение карбюратора.
АШ-62ир - причина неизвестна, встал на 2400 м, заработал снова на 1800 м.
кроме того, было преднамеренное выключение двигателя в полёте (Allison C-20R) из-за повышения температуры масла выше лимита. но это уже относится к категории предварительной индикации.
так что я бы сказал, что статистика в пользу того, что никаких предварительных индикаций в полёте не будет в большинстве случаев.
М-14В26 - техник забыл законтрить гайку главного топливного жиклёра, в полёте от вибрации отвернулась, движок встал.
М-14В26 - заводской дефект, разрушился бронзовый подшипник главного шатуна.
Rotax-582 - причина неизвестна, подозреваю обледенение карбюратора.
АШ-62ир - причина неизвестна, встал на 2400 м, заработал снова на 1800 м.
кроме того, было преднамеренное выключение двигателя в полёте (Allison C-20R) из-за повышения температуры масла выше лимита. но это уже относится к категории предварительной индикации.
так что я бы сказал, что статистика в пользу того, что никаких предварительных индикаций в полёте не будет в большинстве случаев.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone
(c) Al Capone
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1023
- Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: г.Харьков
Re: Вероятность отказа двигателя
Так и должно быть. Это говорит о достаточной квалификации.VK68 писал(а):Каждый раз , когда кто-нибудь садится в самолет, один и тот же вопрос- а что если откажет двигатель?
Честно говоря и сам , когда летишь над какой -нибудь ж... частенько думаешь об этом.
Предыдущий пост как раз рассказывает о том, что бывают отказы из-за "самолет обслуживался".Если все параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное, возможен ли резкий отказ двигателя?
По поводу топлива: это же потом выясняется, что оно было "ненормальным". Когда бензин в бак заливаешь, ты же убежден, что оно нормальное. Иначе бы не заливал.
Было несколько отказов (на моей памяти - не в смысле только со мной). Частичных и полных. И всегда неожиданно. И всегда в неподходящий момент (если тут вообще может быть "подходящий"). Главное - быть готовым к этому.
Лет восемь назад. На соревнованиях в Донецке. Полный отказ на взлете ЯК-55. Причина - топливо. Самолет в хлам, пилот едва жив, инвалид.
Три года назад. М-14П. Отказ на взлете. Поменяли движок. Положено обкатать 5 часов без нагрузок. Откатали 4,5. Осталось пол-часа. Полный отказ на взлете. Высота до 50 м. Просто колом стал. Заклинил. Аж самолет накренило. Сумели посадить. Причина невыяснена. Не смогли даже горшок снять. Так и лежит.
Один раз тяга "шаг винта" оторвалась в зоне. Ну частичный отказ. Но тоже ведь неожиданно.
Раза два давление масла упало в "ноль". Частичный отказ и тоже ни с того ни с сего. Причину так и не выяснили.
На соревнованиях, полный отказ, правда "не на совсем", секунд на 10. Причина - установлены нештатные топливные баки.
Что я хочу сказать. Отказ всегда неожиданен: "параметры в норме, температуры, давления, самолет обслуживался, фильтра менялись, топливо нормальное". Это уже потом выясняется, что оказывается причина всегда есть - чудес не бывает. Ну так, знал бы где упал, так соломы бы подстелил.
-
- Гуру
- Сообщения: 1411
- Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: Питер - Canada
- Контактная информация:
для самолётчиков интересная информация. лет 15 назад встретил в Рейкьявике литовцев, они, как и мы, Ан-2 перегоняли из Европы. у них над океаном за пол-часа до береговой черты давление масла упало на ноль. долетели до берега, нашли маленький аэродром, сели. причину выяснили тут же. кто-то плохо законтрил шланг, который из маслорадиатора выходит. он снизу, его сразу видно, кто в теме поймёт о чём речь. в полёте от соскочил с трубки, на которой сидел, всё масло в момент выдуло наружу. самолёт на "сухом" двигателе летел минут 40 после этого. естесс-но потом движок меняли, но сам факт, что самолёт летит ещё какое-то время без масла, может кому-то когда-то поможет.
для вертолётчиков. тоже давно уже было. возвращаюсь на площадку, пытаюсь приступить к снижению, не могу опустить шаг-газ, заклинило. вверх идёт, вниз только до определённой точки, дальше ни в какую. кругом болота, с пробегом садиться некуда. мотал круги, пытался понять, что ещё могу сделать. на очередном круге обнаружил под ручкой шаг-газа пузырёк с чернилами для барограмм, прямо там, где ручка ркепится к полу кабины, и весь этот механизм ходит. он и клинил ручку. вывода два. первый - я дятел. второй - всем вертолётчикам надо быть повнимательнее и ничего не держать на полу кабины, может закончиться плохо.
для вертолётчиков. тоже давно уже было. возвращаюсь на площадку, пытаюсь приступить к снижению, не могу опустить шаг-газ, заклинило. вверх идёт, вниз только до определённой точки, дальше ни в какую. кругом болота, с пробегом садиться некуда. мотал круги, пытался понять, что ещё могу сделать. на очередном круге обнаружил под ручкой шаг-газа пузырёк с чернилами для барограмм, прямо там, где ручка ркепится к полу кабины, и весь этот механизм ходит. он и клинил ручку. вывода два. первый - я дятел. второй - всем вертолётчикам надо быть повнимательнее и ничего не держать на полу кабины, может закончиться плохо.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone
(c) Al Capone
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4990
- Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Заграница
сильно от двигателя зависит, АШ-62ИР, М-14П более терпимы, про иностранцев такого сказать не могу, чуть что - скоро кулак покажет.Mikle писал(а):. самолёт на "сухом" двигателе летел минут 40 после этого. естесс-но потом движок меняли, но сам факт, что самолёт летит ещё какое-то время без масла, может кому-то когда-то поможет.
А посторнние вещи на полу, это ко всем, даже пункт такой в РЛЭ - проверять такие вещи.
Случай был один раз вообще дикий, курсантка слетав на Як-52, потеряла там мобильник, и никому не сказала. Полгода он там пролежал спокойно.
После борт отдали нам - спорстменам, на пилотаже стало иногда клинить ручку на вывод, ладно было зоне, один подумал, что показалось и тоже никому не сказал, но когда это повторилось на глиссаде, разобрали и увидели этот несчастный раскуроченный мобильник, аккумулятор от него так и не нашли.
АОПА-Россия пожизненно.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 209
- Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 11:17
- Member of AOPA: No
- Откуда: Санкт-Петербург
Отказа движка не было, но… Прикол был в том, что это был мой первый соло кросскантри из Хереса в Сивиль. Летел на Швайцере. Перед запуском по А-чеку проверил уровень масла, долил. Вставил пробку, зажал. На перроне в Сивилье выключился, выхожу. С движка стекает, хвостовая балка в масле, все обосртато…. Диагноз – нет пробки горловины со щупом. Обнаружил в луже масла на поддоне. Давление в полете было в норме, температура тоже, стрелки все на зеленом. Остаточный уровень масла в движке был на треть ниже нормы. Урок на всю жизнь.
-
- Гуру
- Сообщения: 1411
- Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: Питер - Canada
- Контактная информация:
меня радуют патриотические насторения соотечественников, но, справедливости ради надо сказать, что АШ-62ир вообще-то тоже "иностранец", а именно изготовленный в КБ Швецова по лицензии Wright Cyclon. очень подозреваю, что М-14 тоже не совсем отечественная разработка "с нуля", но утверждать пока ничего не буду.su27 писал(а):
сильно от двигателя зависит, АШ-62ИР, М-14П более терпимы, про иностранцев такого сказать не могу, чуть что - скоро кулак покажет.
что же касается "терпимости" иностранцев, то она ничем не хуже "не иностранцев". вероятность отказа Лайкоминга очень низка. вероятность отказа Пратт-Уитни РТ-6 вообще стермится к нулю, это самые безотказные двигатели в мире. вертолёт Сикорский-76 может 30 минут лететь вообще без масла в главном редукторе, чего не скажу ни об одном российском "терпимом" вертолёте.
так шта...
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone
(c) Al Capone