Рига

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Рига

Сообщение Misha »

Сидя в командировке в столице маленькой независимой республики, решил попробовать полетать. Дозвонился по одному из телефонов, в свое время присланных мне Cawka, попал в вертолетную школу. Поскольку PPL с собой не взял, сказал, что хочу получить часовой "урок". Работник школы все понял, ответил, что активных полетов сейчас нет, но он что-нибудь придумает. Перезвонил мне примерно через час и дал координаты некоего Мариса - владельца вертолета. Тот согласился полетать со мной за 400 латов в час (примерно 700 долл.). Парень оказался совладельцем телекоммуникационного бизнеса, вертолет у них для души на собственной базе в Юрмале.

В Латвии, да и в Прибалтике вообще вполне демократичные правила ИВП. В частности, приземляться можно куда угодно с согласия собственника земли. Над Ригой летать тоже можно, избегая запретку вокруг президентского дворца. Думаю, полет летом в Прибалтику и далее в Европу - хорошая идея.

Несколько картинок:
Вложения
Вид на старую Ригу
Вид на старую Ригу
DSC05648-light.jpg (88.94 КБ) 6232 просмотра
над берегом...
над берегом...
DSC05646-light.jpg (70.8 КБ) 6231 просмотр
Мосты
Мосты
DSC05640-light.jpg (88.59 КБ) 6231 просмотр
Пересекая Riga Int'l ATZ
Пересекая Riga Int'l ATZ
DSC05639-light.jpg (84.93 КБ) 6231 просмотр
Последний раз редактировалось Misha 19 фев 2009, 23:30, всего редактировалось 1 раз.
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Сообщение Jan »

Ты телефончик Мариса не потеряй.. А на побережье садились?
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

Телефон не потеряю. На побережье садиться не стали - холодно и неуютно :-( Просто полетали 1.3 часа
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Сообщение Jan »

Ну, если ты еще расскажешь о способе запуска R-44 по-латвийски, то я знаю минимум 1 человека, который будет приятно поражен :).
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

Ну, еще кое-что о вертолетной жизни в Латвии. Тезисно.

- на всю Латвию - 4 Робинсона Р44. Впрочем, в пересчете на душу населения (2 млн жителей) это чуть больше, чем в России

- при этом есть авторизованный сервис

- при этом авторизованные специалисты дают порой любопытные (на мой взгляд) советы. Марис запускал вертолет (температура карбюратора была в районе 0С, такая же - окружающего воздуха) следующим образом:
- запуск двигателя стартером;
- через долю секунды - cluth включен
- через 2-3 секунды - генератор вкл
- лопасти пошли, давление MAP растет постепенно до 15
- ручка коррекции не работает вообще (я держал свою руку на левой ручке ОШ), обороты двигателя падают
- clutch выкл., через долю секунды - вкл.
- двигатель глохнет
- ключ зажигания - выкл., генератор - выкл., clutch - выкл.
- ждем, пока погаснет лампочка clutch (лопасти по инерции еще крутятся), затем повторяется весь цикл (см.выше).

И так шесть (!!!) раз...

Посе шестого раза я спросил Мариса, почему бы не помочь двигателю коррекцией? Он сослался на РЛЭ и на обороты 50-60% до выключения лампочки clutch. Я спросил, почему не помочь коррекцией именно в этих пределах? Про то, что выключать clutch на долю секунды не вижу смысла, я промолчал - Марис был озабочен запуском.

Марис ответил, что если добавлять коррекцией мощности двигателю, то очень быстро износится (а в худшем варианте - погнется на хрен) вал, на котором сидят верхние шкивы - ТАК ЕГО УЧИЛИ МЕХАНИКИ.

После этого он повторил процедуру в седьмой раз и все-таки стал помогать коррекцией, довольно нервно загоняя обороты двигателя за 70% и убирая их назад, к 55%, из чего я сделал вывод, что таким способом он запускается впервые.

Думаю, он не очень понимает механику процесса и устройство трансмиссии. При этом летает вполне прилично.

Например, он легко летает в Финляндию на рыбалку. Он летал в Англии. Он летал по фьордам в Норвегии - дал пару интересных советов.

При этом у него борт оборудован стационарным GPS, совмещенным с компасом (не знаю точно, как эта авионика называется) - но пользоваться этим добром он не умеет. По крайней мере, при мне у него не получилось, когда я поинтересовался.

При этом у него на ручке ЦШ закреплен какой-то совершенно компактный и, видимо, дешевый Гармин (даже не Pilot III, а внешне похожий на КПК). Дешевый потому, что не имеет "холодной памяти" и потерял все забитые туда точки вследствие разряда батареи. Марис знает о существовании GPSMAP-196/296/496, но отчего-то там они не популярны (я так и не получил вразумительного ответа на вопрос: "Почему?"). В результате мы летали визуально по памяти Мариса и по бумажной карте определяли точки входа/выхода Riga ATZ. Определили кое-как ;-)

Такова вкратце вертолетная жизнь в маленькой республике :-)
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Сообщение Jan »

Класс... :).

Начиная от запуска 6 раз, и завершая указателем точек Гармина на приборке.. переключатель там еще был GPS - VOR наверное :).

Ну сказал бы парню, что двигатель прогревать надо.. Вроде еще ни разу ремни не порвались из-за прогревов движка на холостых без включенной муфты :). Жесток ты..

Там, в Гармине, все точки были, кстати.. В нем еще и рация есть встроенная.. Но фан ведь!
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

Я стеснялся ему советы давать, он же меня на левую чашку посадил, а сам - КВС. Кто я там? - хрен с бугра... Это я уже к концу ближе начал слегка опытом делиться...

Про GPS встроенный с компасом ничего не скажу - не пользовал никогда. Такой, встроенный в приборку, по габаритам примерно как радиостанция, с монохромным дисплеем.
Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Сообщение lt.ak »

так по РЛЭ вообще то 50-60% RPM ДО включения электропривода сцепления ... раз уж на руководство он ссылается ... ;-)
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Сообщение Jan »

Миш, что еще за монохромный GPS? Ты меня заинтриговал.. На какой больше похоже?
Вложения
cf-lg.jpg
cf-lg.jpg (15.57 КБ) 6131 просмотр
430.jpg
430.jpg (15.13 КБ) 6131 просмотр
L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

Сообщение L13 »

Misha выключать и включать clutch это один из способов раскрутиться на холодном двигателе без дерганий и попыток заглохнуть.Только выключать нужно не тогда когда двигатель уже практически заглох.На мой взгляд это более правильный способ по сравнению с игрой коррекцией,сам видел как обороты человек гоняет хотя конечно дело в отсутствии практики, хотя и так тоже можно.
После запуска минуту поработать не включая clutch и не торопясь включать генератор.Устойчиво заработал двигатель тогда можно раскручиваться.И обороты установить по верхней границе допустимого.
GPS совмещённая с радиостанцией это скорее всего Гармин 420 или подобный.Если человек знаком с авиационными Гарминами то разобраться несложно.По крайней мере я покрутил без инструкции пару минут и нашёл как маршрут вбить, как частоты установить.
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

Ну так вот он, cf-lg.jpg (который нижний).

Еще и прибор с ним соединен круглый, с 360-градусной шкалой и белой палочкой, которая вечно торчала под углом градусов 30 к вертикали
Последний раз редактировалось Misha 20 фев 2009, 00:17, всего редактировалось 1 раз.
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

L13 писал(а):Misha выключать и включать clutch это один из способов раскрутиться на холодном двигателе без дерганий и попыток заглохнуть.Только выключать нужно не тогда когда двигатель уже практически заглох.
Это я усвоил. Но какой смысл выключать clutch на долю секунды? Я не преувеличиваю. Ведь при выключении клатча актюатор начинает стягивать шкивы, ослабляя ремни и, соответственно, нагрузку на КВ двигателя - а при выключении на долю секунды он не успеет ничего ослабить. Нет?
L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

Сообщение L13 »

Misha То есть он щёлкал им туда сюда не задерживаясь?Тогда действительно бред.Ему не объяснили видимо смысл, а сам не догадался.
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

L13 писал(а): После запуска минуту поработать не включая clutch и не торопясь включать генератор.
Кстати, давно хотел спросить - генератор дает такую нагрузку на двигатель, что его вообще в РЛЭ прописали включать в последнюю очередь? Почему не наоборот: генератор, а потом уже clutch?
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Сообщение Misha »

L13 писал(а):Misha То есть он щёлкал им туда сюда не задерживаясь?Тогда действительно бред.Ему не объяснили видимо смысл, а сам не догадался.
Вась, все было именно в той последовательности, в которой я описал. За 6 циклов я запомнил хорошо :-) Он щелкал так быстро, как ты это читаешь: "клац-клац". И именно тогда, когда обороты КВ падали, а давление на МАП росло до 15
Ответить

Вернуться в «Куда летим?»