Пообщался тут с разными людьми.. На тему устранения иллюзий "клиент vs клуб". Выявились некоторые закономерности, основанные на том, что авиаклуб по умолчанию БИЗНЕСОМ не является. В лучшем случае - ностальгией, в худшем случае - попыткой заработать (что на данный момент утопично). Попробую классифицировать, хотя и предвижу некоторые несоответсвия в частных случаях.
Клубы (авиа) в РФ очень грубо делятся на 3 типа.
1. Есть владелец. Один-два-несколько.. У владельцев все хорошо и уже давно. И авиацию любят. И время иногда есть. И те деньги, которые раньше закапывали на 6 сотках, потом на 6 гектарах (бани, бассейны, сауны, бильярдные, персональные кинозалы) решено "вложить" в авиаклуб. Полосу сохранить, за место зацепиться, на охоту слетать хоть иногда, народ работающий подкормить.. В этой ситуации для владельца главное - чтобы все работало, АП не было, сильно голову не морочило и вообще, жило себе спокойно, а раз в неделю или в месяц можно было бы приехать, покататься, тяпнуть, мясо зажарить и забыть до следующего раза. Руководитель (и персонал) в таком клубе грамотен авиационно и безграмотен в остальном. Нет, 10 долларов от 100 отличают, но "бороться за клиента" никто не собирается, разрабатывать схемы, лизинг, прокат, привлекать клиента - зачем?? Задача поставлена - "чтобы все работало" - исполняем. Исполняем по-старинке (особенно если выходцы из ВВС), старательно, чуть туповато, но исполняем - не придерешься. Ну, придерешься, но кто нынче без греха? Главное в таком клубе - "правильно все". Деньги - не главное. А что, раньше был госбюджет, теперь вместо него - собственники. По результатам работы минус организовался? Владелец доплатит разницу. На зарплату и обслуживание всяко хватит, остальное - не важно. Номера часто РОСТО, часто ГА, часто все вместе и плюс ФЛА изредка. Но очень изредка.
В этих клубах, изначально рассчитанных на убыточность, всем плевать на клиента. Есть порядок - изволь подчиняться. Нет, на словах оно конечно иначе.. учат, летают.. но без огонька.. Наемный персонал - он и в авиации наемный персонал.
2. Есть владелец (часто много). Настоящие авиаторы, у которых не сложилось в другом месте. Денег мало - хватило только на аренду куска полосы и будочку РП (или без нее). Вся жизнь - в "разводах" - то клиента разведут на "покупку и хранение" самолета, то землю в аренду кому-нибудь. А там и до эксплуатации недалеко уже. Главная цель - заработать! В ход идет все - от экономии на обслуживании и до простых но жизненных комбинаций. Обычно аэродром слегка в разрухе и грязи, непременно где-нить торчат останки Ан-2 или Як-18Т, но в целом вольница. При первоначальном этапе характеризуются "благожелательностью", по мере накопления средств начинают весьма выборочно выполнять свои обещания, прекрасно понимая, что человек с самолетом просто так никуда не денется и "жать" его можно весьма прилично. Почти до упора.. Определяются резкой сменой тактики и стиля общения - при начальном этапе "заманивания" - ласковы и многообещающи, при попадании ВС в их зону влияния - непреклонны и законопослушны в каждой букве закона (ВК РФ). Ведь нелетающий самолет приносит минимум геммороев и достаточно денег. А пока самолет стоит - можно летать на их самолетах, которые есть в неком количестве и за некоторые деньги. Никаких далекоидущих идей у таких клубов нет, слово "лизинг" они слышали, но не уверены - это приправа или сексуальное извращение. Дальше "подарочных сертификатов" и нелицензированного обучения на Як-52 идеи не заходят. Вся коммерция заключена в размышлениях - брать за вылет 300 рублей или все же 500? За стоянку 7 тысяч или 10? За въезд на территорию - 50 рублей или все же 100? "Ласточки" клуба "шаманятся" непрерывно, номера чаще всего ФЛА или РОСТО.. ГА тоже начинают встречаться.
3. Клубы, прицелившиеся на ту прослойку будущих авиаторов, которые могут потратить 1КК на "хобби". Там все просто. Все красиво. Но клиент для них - это человек, который не вполне понимает разницу между 20 и 200 долларами.. Тактика проста - проще послать троих подальше, но заполучить одного, которого можно уже "иметь" по полной программе. В такие клубы не надо приходить с собственным ВС - вам его продадут прямо на месте, в упаковке или без, с обслуживанием или без. Эти зарабатывать исхитряются.. Но с трудом. Обычно все ВС с сертификатом типа РФ, чаще всего вертолеты (в самолетном случае это уже другие деньги совсем, даже если принять во внимание стоимость полосы), регистрация всегда ГА.
Клубы (настоящие клубы), где тебя рады видеть только потому, что ты умеешь летать, что у тебя есть ВС, где тебе могут предоставить некое хранение и обслуживание вне зависимости, в клубе ли куплено ВС или нет - отсутствуют.. По крайней мере в Москве, Питере и между. А если и делают вид, что они именно такие - это просто "клуб 2 типа" на начальной стадии развития (или угасания, что практически одно и то же и вообще перманентно).
Партизан и самодельщиков не учитываем - они люди самостоятельные, по лужайкам и полям чаще всего.. Им на "клубы" слегка плевать..
Пока что только один пример перед глазами - АК "Челавиа", не ставящая себе целью "заработать" или "иметь место для жарки мяса по выходным", а развивающая вполне приемлемые способы владения ВС на вполне понятных условиях с решением текущих проблем собственника ВС. Надеюсь, что на достигнутом не остановятся.. Хотя работать еще и работать...
Вообще все чаще вспоминается старый анекдот про Вовочку и спартанцев..
- Дети, спартанцы - это воины древней Спарты, отличающиеся высоким боевым духом и богатыми традициями. Так, каждый спартанец брал на вопспитание ученика, которого обучал всему, что умел сам - искусству боя, владению оружием, моральным и духовным принципам.. часто, в результате между обучаемым и учеником завязывались весьма тесные взаимоотношения, находящиеся далеко за пределами обычной мужской дружбы...
- (Вовочка, тянущий старательно руку..) Марь Иванна?! Так я не понял, они че - голубые все были?????
- Вовочка, голубые - это Пенкин с Моисеевым! А спартанцы - те НАСТОЯЩИЕ БОЕВЫЕ ПИДАРАСЫ!
Если творчески заменить "спартанцев" на "авиаторов"... ну и "боевой" на "летный"...
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)