02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Предпосылки к летным происшествиям, летные происшествия

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Правила форума
В данном разделе обсуждаются только авиационные происшествия. Вопросы, связанные с профилактикой АП обсуждаются в форуме: http://www.saon.ru/forum/viewforum.php?f=7
Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: 02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Сообщение LSA »

Госавианадзор (ФСНСТ) опубликовал информацию, совместив почему-то два Отчета МАК по двум происшествиям с вертолетами R44. http://www.rostransnadzor.ru/avia/news_ ... hp?ID=2393
Информация и рекомендации из Окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетами «Robinson» R-44

Довожу информацию из окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетами «Robinson» R-44 RA-04244, RA-04163 и основные причины авиационных событий с вертолетами R-44, выполняющих полёты в воздушном пространстве РФ.

2 января 2010 года при выполнении полета с заснеженной ледовой поверхности реки Кама в районе деревни Мало – Бойдино произошло авиационное происшествие с вертолетом Robinson R-44 RA-04244, принадлежащего ЗАО «Электротехническая компания». В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен и частично сгорел, КВС в тяжелом состоянии был доставлен в хирургическое отделение Частинской ЦРБ. На земле жертв и разрушений нет.

10 марта 2010 года, днем, при выполнении полета в сложных метеорологических условиях в районе Онежского озера (Республика Карелия), произошла катастрофа вертолета R-44 RA-04163, принадлежащего частному лицу. В результате АП вертолет полностью разрушился, находившиеся на борту (КВС и пассажир) погибли. На земле жертв и разрушений нет.

Причины катастрофы вертолетов

Причиной катастрофы вертолета Robinson R-44 RA-04244 явилась профессиональная неподготовленность пилота для полетов в осенне-зимний период. Столкновение вертолета с ледовой поверхностью реки явилось следствием потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении взлета в условиях сильного снегопада и метели, отсутствия линии видимого горизонта при полной белизне подстилающей поверхности реки и отсутствия наземных ориентиров.

Причиной авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04163 явилась потеря пилотом пространственной ориентировки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях при отсутствии видимости наземных ориентиров, что привело к столкновению вертолета с покрытой льдом заснеженной поверхностью озера.

Авиационные происшествия явились следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:

вертолета R-44 RA-04244:

-профессиональная неподготовленность пилота для полетов в осенне-зимний период;

- непринятие решения о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при встрече с фактическими метеоусловиями в полете ниже минимума пилота (нарушение Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» п. 3.109).

вертолета R-44 RA-04163:

- неудовлетворительная профессиональная подготовка пилотов;

- непринятие решения о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при встрече с фактическими метеоусловиями в полете ниже минимума пилота (нарушение Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» п. 3.109).

Недостатки, выявленные в ходе расследования

Недостатки в организации летной работы:

частного пилота вертолета RA-04163:

заявка на полет не подавалась, вылет производился без разрешения ОрВД, полет осуществлялся без ведения радиосвязи, что являлось нарушением Воздушного кодекса РФ ст. 16 и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (п.п. 5, 12);

КВС не проходил подготовку к полетам в осенне-зимний период, с взлетами и посадками на свежевыпавший снег;

подлинности свидетельства пилота-любителя была фальсифицирована (бланк свидетельства подлинный, однако его содержание искажено, так как в 2008 году ВКК ФСНСТ Минтранса РФ этот документ не оформляло и в протоколах ВКК не значился;

в представлении в ВКК ФСНСТ 2-го Московского аэроклуба есть общие сведения по освоенным типам на 10.09.08, которые были переписаны из свидетельства пилота, выданного ФЛА России. Однако, по информации ФЛА России, каких-либо документов летного специалиста данному пилоту не выдавалось;

аварийно-спасательные и пожарные команды в поиске и спасении участия не принимали, так как полет был несанкционированным и не обеспечивался соответствующими службами;

не были представлены документы, имеющие отношение к летной биографии пилота-любителя и истории эксплуатации вертолета (лётная и медицинская книжки пилота, лётное дело, задания на тренировку и т. д., а также формуляры по двигателю и вертолету).

в ЗАО «Электротехническая компания» (RA-04244):

заявка на полет не подавалась, вылет производился без разрешения ОрВД, полет осуществлялся без ведения радиосвязи, что являлось нарушением Воздушного кодекса РФ ст. 16 и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (п.п. 5, 12);

КВС не проходил подготовку к полетам в осенне-зимний период, с взлетами и посадками на свежевыпавший снег;

имеются замечания по оформлению карт-нарядов работников (инженером по ВиД) ЗАО «Электротехническая компания»;

топливо, используемое при заправке вертолета, не проходило приемный контроль, что является нарушением п. 3.1.2. «Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных ГСМ и специальных жидкостей в предприятиях ВТ РФ (Пр. ДВТ от 17.10.92 г. № ДВ-126).

Недостатки в действиях экипажей:

Следует заметить, что в процессе расследования авиационных происшествий установлено, что:

полеты выполнялись без метеообеспечения (прогноз погоды не запрашивался) и заявок на использование ВП;

информационное обслуживание полетов и УВД не осуществлялось;

бортовые самописцы на вертолетах отсутствовали;

средства связи не использовались.

По результатам плановых выездных и документарных проверок эксплуатантов АОН, выполняющих полёты на вертолетах Robinson R-44, материалов расследования авиационных происшествий однотипных вертолетов в большей части причинами авиационных событий явились:

1. Нарушения общих ограничений условий эксплуатации (общих лётных ограничений) по:

- угловой скорости разворота и крену;

- скорости горизонтального полёта в диапазонах высот;

- высотам (в том числе безопасным) полёта.

2. Нарушения правил эксплуатации авиационной техники, оборудования.

3. Ошибочные действия летчика при отказах авиационной техники.

4. Ошибочные действия летчика при выполнении полетов.

5. Не достаточная натренированность по видам лётной подготовки (авиационных работ).

6. Излишняя самоуверенность, недооценка и слабые знания пилотами особенностей при выполнении полётов в усложнившимся метеоусловиях.

7. Слабые знания лётным и инструкторским составом требования Воздушного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, регламентирующих организацию летной работы, в части предотвращения несанкционированных полётов - ответственность и последствия для персонала авиации общего назначения за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

8. Отсутствие на вертолетах Robinson R-44, всех модификаций, указателей (сигнализаторов) обледенения, стеклоочистители и сертифицированное оборудование, позволяющее передавать в непрерывном режиме информацию о фактическом местоположении воздушного судна.
Назад к списку новостей

16 Сентября 2010
Над планетой людей...
Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: 02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Сообщение LSA »

P.S. В сообщении Ространснадзора перепутали несколько раз понятия "катастрофа" и "авиационное происшествие". Наверное, такой оригинал у них получился от невнимательного слияния текста.
Над планетой людей...
12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: 02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Сообщение 12345 »

LSA писал(а):P.S. В сообщении Ространснадзора перепутали несколько раз понятия "катастрофа" и "авиационное происшествие". Наверное, такой оригинал у них получился от невнимательного слияния текста.
1.2.1.1. Авиационные события подразделяются на:
- авиационные происшествия;
- авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);
- производственные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:
- авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);
- авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:
- повреждения воздушного судна;
- чрезвычайные происшествия.
Катастрофа - разновидность АП.
Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: 02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Сообщение LSA »

12345 писал(а):... Катастрофа - разновидность АП.
Об этом и речь, но катастрофой не называется АП без человеческих жертв. См. внимательно исходник - там в трактовке дважды допущена такая ошибка.
Над планетой людей...
12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: 02.01.2010 RA-04244 R-44. АПБЧЖ Пермь.

Сообщение 12345 »

LSA писал(а):Об этом и речь, но катастрофой не называется АП без человеческих жертв. См. внимательно исходник - там в трактовке дважды допущена такая ошибка.
Тогда видимо имелось ввиду:
P.S. В сообщении Ространснадзора перепутали несколько раз понятия "катастрофа" и "авария".
Ответить

Вернуться в «Авиационные происшествия»