Поиск глючит. Извините, буду по памяти.
1) разрушения от усталости самолетов были. Самые известные катастрофы с Comet-4, одним из первых реактивных пассажирских лайнеров. Там были треугольные ( или квадратные) иллюминаторы. Исследование выявило необычную концентрацию напряжений в зоне иллюминаторов и катастрофическое усталостное разрушение в этой зоне. По нормам прочности того времени прочность фюзеляжа в районе иллюминатора была рассчитана правильно. Там еще дополнительный фактор появился – надув большого фюзеляжа на высоте, взлет - давления равное, на крейсерское высоте –избыточнее, посадка –опять нормальное. Вот цикличность этой нагрузки и не учли.
2) Собственно до этого случая самолеты считали по пределу упругости, пределу текучести, и редко по пределу прочности на разрушение.
3) В настоящее время расчет проводится по пределу усталости (обозначается сигма минус один) – это напряжение, при котором после 1000000 (или 100000) циклов не происходит разрушение материала. При этом предел усталости ниже, чем предел упругости. То есть материал может 10000 раз прогнуться и вернуться в нормальное состояние, при этом не деформироваться, т.е. не иметь заметных остаточных деформаций, а на 10001ом цикле образуется трещина.
4) Различают малоцикловую усталость и многоцикловую усталость. Малоцикловая усталость – это не разрушение проволоки за 3-4 цикла, как в детстве )) Проволока в этом случае деформируется сильно, и напряжения выше предела текучести.
5) Прописанный Ан-26, аналогичная байка есть про станцию «Мир» - это не совсем усталость, это прежде всего коррозия, а уж потом возможно усталостное разрушение. Прописать можно обечайку, но там же и стрингеры должны быть.
6) Трещина – это проблема, но еще не разрушение. Самолет может лететь с трещиной, важно другое. Нагрузки в полете могут раскрывать трещину, а могут закрывать ее. Во втором случае разрушение переносится до возникновения раскрывающей нагрузки.
7) Усталостное разрушение, его профилактика, умение пользоваться приборами неразрушающего контроля – это очень специфическая специализация. Эксперт на уровне советского к.т.н, а лучше доктора. Даже по строительным кранам, для коих и предназначен рекламируемый прибор. Каждый кран проходит регулярную экспертизу у специалистов ( усталостное разрушение и теория трещины их основная научная дисциплина). Чайникам этот прибор не нужен, с таким же успехом можно купить УЗИ, ЭКГ и электронный микроскоп.
про усталость металла
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Re: про усталость металла
Последний раз редактировалось Ритон 13 авг 2009, 22:12, всего редактировалось 1 раз.
- ВЗ52
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 339
- Зарегистрирован: 13 июл 2008, 17:38
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: про усталость металла
Mikle +
пара цитат про тот "знаменитый" АН-24
Поэтому возможность неразрушающего контроля конструкций ВС при покупке на мой взгляд только приветствуется, правда с одной оговоркой - выполненная КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ специалистами, желательно специализирующимися именно по ЛА. Так как трещит всё - латанные баки на 52х - наблюдали наверно практически все.... и Цессны не исключение из правил.
пара цитат про тот "знаменитый" АН-24
......Не были выявлены зоны интенсивного развития коррозионных повреждений конструкции фюзеляжа самолета (самолет выполнял полёты в течение 16 месяцев в условиях жаркого и влажного климата). При решении вопроса о продлении межремонтного ресурса комиссией АНТК не дана оценка состоянию противокоррозионного покрытия и не отмечено невыполнение Указания МГА N 630/У от 10.05.85.г. о противокоррозионной защите ВС на АРЗ-412 и в эксплуатации. Межремонтный срок службы самолета не был скорректирован с учетом времени его работы в Африке (в бюллетене N 1375-БЭ-Г от 25.03.87г. указано: "...межремонтный срок службы для самолетов Ан-24, эксплуатирующихся во влажном морском климате устанавливается 2,5 года."). Программой не был предусмотрен и не использовался инструментальный контроль состояния обшивки и силовых элементов конструкции планера самолета......
Так-что СЛГ и прочие бумаги по истории ВС само собой, а выяснить фактическое состояние конструкций ВС всё равно не лишне и хоть выше описаны корозийные, а не усталостные повреждения, от себя добавлю, что за невеликое своё время общения с АОН наблюдал именно усталостное разрушение основной стойки шасси Як-18Т при... выкатывании борта из ангара.......Низкий уровень технологической дисциплины при ремонте и периодическом техническом обслуживании свидетельствует о недостаточном контроле, что в полной мере относится и к комиссии АНТК-Антонов, оценивающей состояние воздушного судна при продлении межремонтного ресурса, подготовившей акт технического состояния. Данный акт 28.08.9бг., утвержден заместителем начальника MB РУ ФАС по ЭАТ Скляровым П.М. самолет был признан пригодным для продления ресурса. Этим же числом 28.08.96.Г. был утвержден и Акт по устранению дефектов выявленных при техническом обследовании самолета Ан-24 RA 46516....
Поэтому возможность неразрушающего контроля конструкций ВС при покупке на мой взгляд только приветствуется, правда с одной оговоркой - выполненная КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ специалистами, желательно специализирующимися именно по ЛА. Так как трещит всё - латанные баки на 52х - наблюдали наверно практически все.... и Цессны не исключение из правил.
-
- Гуру
- Сообщения: 1411
- Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: Питер - Canada
- Контактная информация:
Re: про усталость металла
застраховаться полностью нельзя ни от чего. равно как и заработать всех денег и перезнакомиться со всеми женщинами. но стремиться к этому нужно!lt.ak писал(а):ну от "человеческого фактора" в обслуживании, да и в инспекциях, к сожалению не застраховаться ... мы уже здесь обсуждали случай с Cessna 172 у которой при посадке "отвалились" штурвалы ... и она тоже прошла все обслуживания и инспекции ...

вот, об штом я и веду речь!В352 писал(а):Поэтому возможность неразрушающего контроля конструкций ВС при покупке на мой взгляд только приветствуется, правда с одной оговоркой - выполненная КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ специалистами, желательно специализирующимися именно по ЛА.


You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone
(c) Al Capone