Фестиваль штопоров

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

Re: Фестиваль штопоров

#46 Сообщение 305 » 24 фев 2012, 12:33

ЛОДОЧНИК писал(а):Помоему тут каждый о своем. Мне кажется Александр имел ввиду корректировку курса на глиссаде а не исправление крена.
да нет, он четко выразил свою мысль
shura-ag писал(а):поэтому крены, внезапно возникающие при порывах ветра в самый ответственный момент на глиссаде нужно парировать ногой, а не рукой, как это очень хочется сделать.
Со следующим я готов согласиться:
shura-ag писал(а):На малых скоростях руль высоты и элероны теряют эффективность. И если не дай бог, при порыве ветра самолет выйдет на критический угол атаки, то, при даче ручки в сторону поднятого крыла, угол атаки на опущенном крыле вырастет еще. Но поскольку и до этого угол атаки был критический, это не приведет к увеличению подъемной силы на этом крыле, а будет обратный эффект.
Но у меня остался вопрос: как убрать крен педалью? Иду по глиссаде, дунуло, появился крен. Ежику понятно, что надо убирать, но как это сделать педалью?
diaero писал(а):На глиссаде Вы идете на малой скорости и больших углах атаки, просто дача ноги может привести к сваливанию в штопор!!!
Совершенно верно.
Спортивные самолеты из-за плохого обзора постоянно заходят со сольжением, чтобы хоть как-то видеть полосу. При этом они компенсируют снос этим же методом. Но пользоваться им надо очень аккуратно, чтобы не переборщить. если ветер слева, крен влево и соответственно правой педалью поддерживаешь - как раз самое оно для штопора.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Фестиваль штопоров

#47 Сообщение shura-ag » 24 фев 2012, 12:44

305 писал(а):Со следующим я готов согласиться:shura-ag писал(а):На малых скоростях руль высоты и элероны теряют эффективность. И если не дай бог, при порыве ветра самолет выйдет на критический угол атаки, то, при даче ручки в сторону поднятого крыла, угол атаки на опущенном крыле вырастет еще. Но поскольку и до этого угол атаки был критический, это не приведет к увеличению подъемной силы на этом крыле, а будет обратный эффект. Но у меня остался вопрос: как убрать крен педалью? Иду по глиссаде, дунуло, появился крен. Ежику понятно, что надо убирать, но как это сделать педалью?
Ну в общем-то скольжение всегда вызывает крен в сторону скольжения. Попробуйте полетать круги с имитацией отказа ручки. Одними педалями можно вполне себе выполнить полет по кругу. Все очень просто, нужен крен вправо, даем правую педаль
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

Re: Фестиваль штопоров

#48 Сообщение 305 » 24 фев 2012, 13:17

shura-ag писал(а):Ну в общем-то скольжение всегда вызывает крен в сторону скольжения. Попробуйте полетать круги с имитацией отказа ручки. Одними педалями можно вполне себе выполнить полет по кругу. Все очень просто, нужен крен вправо, даем правую педаль
Т.е. если при порыве ветра у меня возник левый крен, Вы предлагаете не трогая ручку давить правую педаль?
Думаю, с такими рекомендациями надо как-то аккуратнее.

Аватара пользователя
diaero
SAONовец со стажем
Сообщения: 846
Зарегистрирован: 14 май 2009, 23:44
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: Фестиваль штопоров

#49 Сообщение diaero » 24 фев 2012, 13:23

shura-ag писал(а):
diaero писал(а):
shura-ag писал(а):внезапно возникающие при порывах ветра в самый ответственный момент на глиссаде нужно парировать ногой, а не рукой, как это очень хочется сделать.
На малых скоростях руль высоты и элероны теряют эффективность. И если не дай бог, при порыве ветра самолет выйдет на критический угол атаки, то, при даче ручки в сторону поднятого крыла, угол атаки на опущенном крыле вырастет еще. Но поскольку и до этого угол атаки был критический, это не приведет к увеличению подъемной силы на этом крыле, а будет обратный эффект. Соответственно вместо парирования крена самолет усилит его и свалится.

Безусловно в полете все движения должны быть скоординированными.
Если речь идет не о самоделках, то летать нужно строго в соответствии с РЛЭ. На глиссаде скорость и эффективность достаточная для безопасного пилотирования при скоростях и ограничениях указанных в РЛЭ. Если такие порывы ветра, что ваших расходов не хватает, значит вы превысили ограничения РЛЭ на ваш самолет или у Вас ошибки в техники пилотирования.
меньше слов, больше дел

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Фестиваль штопоров

#50 Сообщение shura-ag » 24 фев 2012, 16:15

305 писал(а):Т.е. если при порыве ветра у меня возник левый крен, Вы предлагаете не трогая ручку давить правую педаль?Думаю, с такими рекомендациями надо как-то аккуратнее.
diaero писал(а):Если речь идет не о самоделках, то летать нужно строго в соответствии с РЛЭ. На глиссаде скорость и эффективность достаточная для безопасного пилотирования при скоростях и ограничениях указанных в РЛЭ. Если такие порывы ветра, что ваших расходов не хватает, значит вы превысили ограничения РЛЭ на ваш самолет или у Вас ошибки в техники пилотирования.
Ну что вы все пытаетесь меня поймать и уличить в чем-то нехорошем:) Где это я предлагал не трогать ручку. Я просто сказал, что не нужно забывать про педали. Причем даже обосновал это с точки зрения практической аэродинамики.
конечно в идеале нужно выполнять заход на расчетной скорости, когда эффективность рулей достаточная. Я же не спорю. Здесь ветка про что? про штопор, в который, как утверждает большинство дискутирующих, можно попасть непреднамеренно. Вот и рассматриваем мы случай ошибки и предпосылки к сваливанию - штопору. не более того.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Фестиваль штопоров

#51 Сообщение Ритон » 24 фев 2012, 17:00

2shura-ag/
Извините, я запутался.
Вы писали про конкретный короткий промежуток времени между началом сваливания и началом штопора или куртой бочки?
нужно быстро дать ногу?
кто-то доказал, что не нужно поворнуть рудер в сторону противоположную крену?
Да, да, нет?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Фестиваль штопоров

#52 Сообщение shura-ag » 24 фев 2012, 17:03

Ритон писал(а):2shura-ag/
Извините, я запутался.
Вы писали про конкретный короткий промежуток времени между началом сваливания и началом штопора или куртой бочки?
нужно быстро дать ногу?
кто-то доказал, что не нужно поворнуть рудер в сторону противоположную крену?
Да, да, нет?
Нет, я вообще о другом писал :D
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Фестиваль штопоров

#53 Сообщение rubaga » 24 фев 2012, 19:00

Misha писал(а):Вас даже читать страшно - не то, что летать на самолетах! :shock:
не то слово!!!

Eclips

Re: Фестиваль штопоров

#54 Сообщение Eclips » 24 фев 2012, 19:28

shura-ag писал(а):...Попробуйте полетать круги с имитацией отказа ручки. Одними педалями можно вполне себе выполнить полет по кругу. Все очень просто, нужен крен вправо, даем правую педаль
shura-ag писал(а):... Я просто сказал, что не нужно забывать про педали. Причем даже обосновал это с точки зрения практической аэродинамики.
shura-ag писал(а):Нет, я вообще о другом писал :D
Misha писал(а):Вас даже читать страшно - не то, что летать на самолетах! :shock:
Да, уж... Читать shura-ag страшно.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Фестиваль штопоров

#55 Сообщение shura-ag » 24 фев 2012, 20:39

Eclips писал(а):Да, уж... Читать shura-ag страшно.
Конструктивный пост, ничего не скажешь. И никак не думал, что вы из робкого десятка
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
skyraver
SAONовец со стажем
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 14:45
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Фестиваль штопоров

#56 Сообщение skyraver » 24 фев 2012, 22:27

Все правильно написано про ручку и педали на углах. Добавлю: раздел Устойчивость и управляемость.
Например, один из методов вывода из штопора требует дать ручку по вращению. Из той же оперы.

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Фестиваль штопоров

#57 Сообщение engin » 25 фев 2012, 00:23

skyraver писал(а): Например, один из методов вывода из штопора требует дать ручку по вращению.
Попробуйте на 52-м в прямом ( с опытным инструктором разумеется ) после витка ... !!!
Только лови ...
Предлагаю в этой теме ограничиться обычными советами: - ногу против вращения ручку от себя за нейтральное ... И все !!!!

Метод вывода с ручкой по вращению для ОПЫТНЫХ спортсменов ! НИКОГДА не пробуйте даже с инструктром если это не пилотажный самолет, а инструктор не пилотажник !
Ничего хорошего из этого не выйдет....тому много примеров и не всегда с счастливым концом.

Варианты действий при штопорах можем обсудить в другой ветке ( где -то была про плоский штопор)
Достаточно для непилотажного самолета уметь рас познавать сваливание на ранних стадиях и правильно действовать, тогда и до штопора не дойдет .
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Аватара пользователя
Flier
Новичок
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 26 сен 2010, 03:24
Member of AOPA: No
Откуда: Жуковский, Ульяновск.
Контактная информация:

Re: Фестиваль штопоров

#58 Сообщение Flier » 25 фев 2012, 01:01

shura-ag писал(а):
На малых скоростях руль высоты и элероны теряют эффективность. И если не дай бог, при порыве ветра самолет выйдет на критический угол атаки, то, при даче ручки в сторону поднятого крыла, угол атаки на опущенном крыле вырастет еще. Но поскольку и до этого угол атаки был критический, это не приведет к увеличению подъемной силы на этом крыле, а будет обратный эффект. Соответственно вместо парирования крена самолет усилит его и свалится.

Безусловно в полете все движения должны быть скоординированными.
Это какие, интересно, должны быть скорости, чтобы руль высоты и элероны потеряли эффективность?
Я полагаю, что это такие скорости, на которых можно только успеть отправить заготовленный шаблон смс.
Вас учили выводам самолета из сложного пространственного положения?
Меня учили так, что на больших углах атаки для вывода из 2-го режима полета нужно первым делом уменьшать угол атаки и уже потом разбираться с кренами и прочими делами.
Самая красивая работа связана с желанием летать. (с) В. Захаров.

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Фестиваль штопоров

#59 Сообщение ЛОДОЧНИК » 25 фев 2012, 01:26

Провел эксперимент над пилотом с налетом больше тысячи часов. Налил ему классический граненый стакан 200 грамм, дал 100 грамм хлеба и огурец. Потом дал прочитать... Прочитав вас (нас), пилот выбрал катапультирование....
Завтра поедем переучиватся на снегоход, вход в поворот на скорости 30 узлов при коэффициенте сцепления снега 0,5 и боковой состовляющейй 9м/с
rubaga писал(а):
Misha писал(а):Вас даже читать страшно - не то, что летать на самолетах! :shock:
не то слово!!!
Эти двое вообще не в счет, могут только висеть днем ПВП над автобусной остановкой, слова "элерон" или "ILS" воспринимают как матерные, а то, что они называют "взлет по самолетному" вообще не лезет не в какие рамки. Это десять метров по асфальту на двух железных трубах в случае если не стоит, то есть не весит, в общем не летит. :|
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Nethunter

Re: Фестиваль штопоров

#60 Сообщение Nethunter » 01 мар 2012, 20:15

Случайно наткнулся на тему, ну и раз так, то вот мои пять копеек:
Полет на штопора мне очень понравился, думаю, этот опыт по-настоящему бесценен. Главное тут, даже, не как выйти из штопора, а как в него не попасть ибо - чревато...
По вводу и выводу из прямого штопора для Сьерры - тут все просто: намечаем на земле характерный ориентир, в горизонте прибираем обороты, доводим скорость до 90 км/ч, даем педаль (создаем скольжение) и затем сразу берем ручку полностью на себя (выводим на закритические углы атаки). Все, все условия для штопора созданы, и самолет валится в него в сторону выжатой педали. Пошел виток.
В витке педаль не отпускаем,следим за ориентиром, ждем, пока он подойдет близко к исходному положению (неперевернутому). Все происходит очень скоротечно и, не дожидаясь полного витка, отпускаем педаль и ставим их в нейтраль. Вращение сразу остановлено, но сохраняется отвесное пикирование практически под углом за 60 градусов. Не мешкая, берем ручку на себя, не передавливая ее и следя за скоростью, выводим в горизонт, добавлем обороты. Все. вот и весь штопор. )
Слетал я два раза, первый погодка была так себе, но над точкой полчаса все-таки штопора покрутили. Через два же часа мы взлетели повторно, однако на высоте было сплошное молоко, и у нас ушло полчаса на поиски окошка в нем для вертикального маневра. И мы его таки нашли!
Одним словом, я крайне доволен тем, что удалось отработать этот аварийный режим полета, и очень признателен за эту возможность а/к ЧелАвиа, ее учредителю Олегу Викторовичу Васильеву, и, конечно, Геннадию Николаевичу Воронову - удивительному человеку и отличному пилоту, находиться с которым в кабине самолета стало честью для меня.

В отношении видео: как-то странно оно вышло: абсолютно четко и контрастно видны приборы, а закабинное пространство зачастую почему-то залито белым. К тому же было довольно пасмурно, но в целом понять можно. И из-за низковатой посадки камеры хорошо видна работа рук и даже ног.



Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»