Ночные полеты - вопросы и ответы
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
Ночные полеты - вопросы и ответы
Давайте поговорим отдельно о ночных полетах. У многих участников форума очень богатый опыт в этой области. Итак:
1. Минимальное оборудование, которое должно стоять в самолете
2. Что должно/не должно быть на аэродроме
3. Какие есть хорошие упражнения?
4. Ваш опыт и рекомендации
5. На что особенно нужно обратить внимание
1. Минимальное оборудование, которое должно стоять в самолете
2. Что должно/не должно быть на аэродроме
3. Какие есть хорошие упражнения?
4. Ваш опыт и рекомендации
5. На что особенно нужно обратить внимание
Иванов Сергей
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4990
- Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Заграница
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
1. см. ФАП-128
3-5. Обратил внимание, что когда едешь за рулем ночью на авто быстро, то это своего рода тренировка для глаза для реальных ночных полетов.
Обязательно до полетов проверить работу посадочной и рулежной фар.
Четко знать свое место относительно полосы. Ночью потеряться еще проще.
Снижение выполнять 0,5-1 м/с, как только световое пятно обретет резкость это и есть высота начала выравнивания.
Основные ошибки по моим наблюдениям - низкая глиссада, высокое выравнивание.
2.18.2. На воздушном судне, выполняющем полеты по ПВП днем:
магнитный компас;
хронометр или часы, указывающие время в часах, минутах и секундах;
барометрический высотомер;
указатель приборной воздушной скорости.
2. Аэродром должен быть освещен. Не помню НПА. Но думаю дадут.2.18.9. На воздушных судах при выполнении полетов ночью по ПВП дополнительно:
а) аэронавигационные огни;
б) посадочные фары;
в) подсветка для всех пилотажных приборов и оборудования, имеющих большое значение для безопасной эксплуатации воздушного судна и используемых летным экипажем воздушного судна;
г) светильники во всех пассажирских кабинах;
д) автономный переносной фонарь на рабочем месте каждого члена экипажа воздушного судна.
3-5. Обратил внимание, что когда едешь за рулем ночью на авто быстро, то это своего рода тренировка для глаза для реальных ночных полетов.
Обязательно до полетов проверить работу посадочной и рулежной фар.
Четко знать свое место относительно полосы. Ночью потеряться еще проще.
Снижение выполнять 0,5-1 м/с, как только световое пятно обретет резкость это и есть высота начала выравнивания.
Основные ошибки по моим наблюдениям - низкая глиссада, высокое выравнивание.
АОПА-Россия пожизненно.
-
- Гуру
- Сообщения: 1943
- Зарегистрирован: 23 окт 2007, 20:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
1. Фап 128
2. ФАП 128
3. Полеты по кругу.
4.Опыт небольшой имеем, рекомендовал бы иметь дополнительно, лампу к подсветке приборов, если есть возможность её замены в полете, третий фонарик, вторую ЖПС и переносную Р.Ст ,термос горячего кофе, выспаться!
5. На то что бы горели все лампы, БАНО, стробы, фары, подсветка.
2. ФАП 128
3. Полеты по кругу.
4.Опыт небольшой имеем, рекомендовал бы иметь дополнительно, лампу к подсветке приборов, если есть возможность её замены в полете, третий фонарик, вторую ЖПС и переносную Р.Ст ,термос горячего кофе, выспаться!
5. На то что бы горели все лампы, БАНО, стробы, фары, подсветка.
Мечты о небе сбываются....
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Опыт как раз у всех скорее не большой, чем наооборот. А тысячи часов в линейной авиации для ночных полетов АОН подходят в качестве опыта очень условно.
Самолет.
Готовим самолет к ночным полетам. Имея опыт полетов на Л-42 с установленными и очень хорошо отрегулированными ксеноновыми фарами от автопрома "HELLA" после первого же посадки на Твине с штатными и сертифицированными авиационными лампами-фарами накаливания у меня сразу пропало желание продолжать выполнение полетов. Они хорошо греют ночной воздух своей спиралью с палец толщиной, но световая отдача для третьего тысячелетия не поддается никакой критике. В результате фара, на выключателе которой было написано руление была заменена на шикарный девайс привезенный из Ошкоша, это лампа с шестнадцатью светодиодами, подключаемая тонюсенькими проводами, потребляющая минимум энергии, хорошо видимая в воздухе под любыми углами, замечаемая РП при подходе к точке днем с удаления двенадцать километров, штатно имеющая возможность работать в моргающем режиме весь полет и обеспечивающая самый широкий угол обзора на выравнивании ночью. После установки этой фары мне не разу не удалось первым заметить встречный борт при расхождении днем, хотя раньше я в восьмидесяти процентов случях видел первым( ВЛЭК не покупал). Но, как основная посадочная ночью она все равно проигрывает ксенону. Вторая сертефицированная стекложелезяка тридцатых годов, с надписью на выключателе посадка, была заменена на ксенон от Хеллы с удалением перегородки ближнего света и настроенна на земле под углом около сорока пяти градусов вниз, что дает шикарное световое пятно на полосе при заходе на посадку уже с расстояния около 500-1000 метров, а снизу смотрится как яркая световая труба.
Фонарик.
Фонарик лежащий в очень удобном и привычном для вас месте, а лучше всего в кармане, на тот случай если вы вдруг окажетесь в темноте отдельно от ЛА, тоже лучше всего иметь диодный с малым энергопотреблением и хорошей линзой, дающей узкий мощный луч с возможностью осмотреть в полете мотогондолы и плоскости до. Изучить вид деталей самолета ночью из кабины без нароста льда при помощи вашего фонарика лучше заранее на земле, потому, что, ночью в воздухе все кошки серые и вид деталей самолета подсвеченный вспышками стробов может показаться совсем не знакомым...
Аэродром.
Понятно, что при полетах где нибудь в аэропорту Казани шансов на то, что освещение полосы вдруг перестанет работать один на миллион. Другое дело площадка в России, при полном отсутствии второй освещенной в радиусе от сюда и до утра... И даже если вы уже полетали ночью на приличных полосах это совсем и очень далеко не значит, что вы готовы садится на выключенную полосу с минимумом оборудования на борту, да и стоит вообще подумать стоит ли, и так уж я люблю летать ночью, что готов прыгнуть головой в темный колодец в случае отказа одного, а в девяносто пяти процентах случаев единственного двигателя... То что днем скорее всего закончится инцидентом, ночью скорее всего будет катастрофой.
В случае отказа освещения площадки очень желательно подсветить ближний торец двумя авто установленными примерно под сорок пять к полосе, и установить по два фонаря обозначив центр и дальний торец. Средние и дальние фонари должны быть хорошо видны до полной посадки, по их схождению в горизонте вы будете четко видеть свою высоту, в случае перелета и потери видимости фонарей центра, только уход на второй круг. Тем кто ходил ночью по фарватерам не знакомых рек используя поворотные створы, имеет опыт ночного расхождении с встречными судами разных размеров и при разной видимости, в этом случае будет гораздо легче адаптироваться, своего рода это ночной тренажер с функцией укачивания экипажа))
Полет.
Ну конечно самое первое это оценка метео и возможности возникновения тумана, осмотр окрестностей мужественным взглядом здесь уже не прокатывает, иногда подсвеченная площадка пропадает почти полностью ровно за один полет по кругу скрывшись в тумане принесенным легким ветерком из соседнего оврага, подошедший плотный снегопад или ливневой дождь можно не увидеть даже с нескольких километров, особенно если присутствует облачность среднего или верхнего яруса и нет видимости звезд и Луны, прошедший не большой дождик может организовать туман в течении нескольких минут, причем отойдя от точки вы можете этот дождик и не увидеть вообще, а гроза проходящая в сотнях километрах с непривычки может показаться ужасной и близкой. Смена условий по ветру на посадочной площадке тоже может пройти очень не заметно и даже подсвеченный колдун становится ночью мало информативен. Начавшееся обледенение, особенно если это прозрачный лед, иногда бывает сложно заметить даже днем, ну а в свете карманного фонарика ночью, осмотр белых подкосов и плоскостей через не дай Бог запотевшее стекло... Ночное руление по РД вашей, а тем более чужих площадок, тоже может стать не забываемым приключением особенно если вспомнить, что И-15 сломал винт даже днем на "подготовленном" грунте МАКСа-2009. Ночной полет, если у вас есть даже не очень большой перерыв ночью, лучше вообще не планировать в заранее не известных не идеальных метеоусловиях, первые минуты всегда будут особенными..., и лучше иметь в эти минуты поменьше вводных. Ну и заметил еще такую особенность, пассажиры ночного рейса маленького ЛА всегда более молчаливые, а после посадки всегда более говорливо благодарные...))
Все описанное выше является мнением автора основанным только на личном опыте, может не совпадать с мнением администрации форума и людей оккупировавших здание на Ленинградке.
Самолет.
Готовим самолет к ночным полетам. Имея опыт полетов на Л-42 с установленными и очень хорошо отрегулированными ксеноновыми фарами от автопрома "HELLA" после первого же посадки на Твине с штатными и сертифицированными авиационными лампами-фарами накаливания у меня сразу пропало желание продолжать выполнение полетов. Они хорошо греют ночной воздух своей спиралью с палец толщиной, но световая отдача для третьего тысячелетия не поддается никакой критике. В результате фара, на выключателе которой было написано руление была заменена на шикарный девайс привезенный из Ошкоша, это лампа с шестнадцатью светодиодами, подключаемая тонюсенькими проводами, потребляющая минимум энергии, хорошо видимая в воздухе под любыми углами, замечаемая РП при подходе к точке днем с удаления двенадцать километров, штатно имеющая возможность работать в моргающем режиме весь полет и обеспечивающая самый широкий угол обзора на выравнивании ночью. После установки этой фары мне не разу не удалось первым заметить встречный борт при расхождении днем, хотя раньше я в восьмидесяти процентов случях видел первым( ВЛЭК не покупал). Но, как основная посадочная ночью она все равно проигрывает ксенону. Вторая сертефицированная стекложелезяка тридцатых годов, с надписью на выключателе посадка, была заменена на ксенон от Хеллы с удалением перегородки ближнего света и настроенна на земле под углом около сорока пяти градусов вниз, что дает шикарное световое пятно на полосе при заходе на посадку уже с расстояния около 500-1000 метров, а снизу смотрится как яркая световая труба.
Фонарик.
Фонарик лежащий в очень удобном и привычном для вас месте, а лучше всего в кармане, на тот случай если вы вдруг окажетесь в темноте отдельно от ЛА, тоже лучше всего иметь диодный с малым энергопотреблением и хорошей линзой, дающей узкий мощный луч с возможностью осмотреть в полете мотогондолы и плоскости до. Изучить вид деталей самолета ночью из кабины без нароста льда при помощи вашего фонарика лучше заранее на земле, потому, что, ночью в воздухе все кошки серые и вид деталей самолета подсвеченный вспышками стробов может показаться совсем не знакомым...
Аэродром.
Понятно, что при полетах где нибудь в аэропорту Казани шансов на то, что освещение полосы вдруг перестанет работать один на миллион. Другое дело площадка в России, при полном отсутствии второй освещенной в радиусе от сюда и до утра... И даже если вы уже полетали ночью на приличных полосах это совсем и очень далеко не значит, что вы готовы садится на выключенную полосу с минимумом оборудования на борту, да и стоит вообще подумать стоит ли, и так уж я люблю летать ночью, что готов прыгнуть головой в темный колодец в случае отказа одного, а в девяносто пяти процентах случаев единственного двигателя... То что днем скорее всего закончится инцидентом, ночью скорее всего будет катастрофой.
В случае отказа освещения площадки очень желательно подсветить ближний торец двумя авто установленными примерно под сорок пять к полосе, и установить по два фонаря обозначив центр и дальний торец. Средние и дальние фонари должны быть хорошо видны до полной посадки, по их схождению в горизонте вы будете четко видеть свою высоту, в случае перелета и потери видимости фонарей центра, только уход на второй круг. Тем кто ходил ночью по фарватерам не знакомых рек используя поворотные створы, имеет опыт ночного расхождении с встречными судами разных размеров и при разной видимости, в этом случае будет гораздо легче адаптироваться, своего рода это ночной тренажер с функцией укачивания экипажа))
Полет.
Ну конечно самое первое это оценка метео и возможности возникновения тумана, осмотр окрестностей мужественным взглядом здесь уже не прокатывает, иногда подсвеченная площадка пропадает почти полностью ровно за один полет по кругу скрывшись в тумане принесенным легким ветерком из соседнего оврага, подошедший плотный снегопад или ливневой дождь можно не увидеть даже с нескольких километров, особенно если присутствует облачность среднего или верхнего яруса и нет видимости звезд и Луны, прошедший не большой дождик может организовать туман в течении нескольких минут, причем отойдя от точки вы можете этот дождик и не увидеть вообще, а гроза проходящая в сотнях километрах с непривычки может показаться ужасной и близкой. Смена условий по ветру на посадочной площадке тоже может пройти очень не заметно и даже подсвеченный колдун становится ночью мало информативен. Начавшееся обледенение, особенно если это прозрачный лед, иногда бывает сложно заметить даже днем, ну а в свете карманного фонарика ночью, осмотр белых подкосов и плоскостей через не дай Бог запотевшее стекло... Ночное руление по РД вашей, а тем более чужих площадок, тоже может стать не забываемым приключением особенно если вспомнить, что И-15 сломал винт даже днем на "подготовленном" грунте МАКСа-2009. Ночной полет, если у вас есть даже не очень большой перерыв ночью, лучше вообще не планировать в заранее не известных не идеальных метеоусловиях, первые минуты всегда будут особенными..., и лучше иметь в эти минуты поменьше вводных. Ну и заметил еще такую особенность, пассажиры ночного рейса маленького ЛА всегда более молчаливые, а после посадки всегда более говорливо благодарные...))
Все описанное выше является мнением автора основанным только на личном опыте, может не совпадать с мнением администрации форума и людей оккупировавших здание на Ленинградке.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
ЛОДОЧНИК, спасибо огромное! Аж распечатать хочется.
Иванов Сергей
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Serega писал(а):ЛОДОЧНИК, спасибо огромное! Аж распечатать хочется.

Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
"Тебе бы книжки писать, начальник!"ЛОДОЧНИК писал(а):Все описанное выше является мнением автора основанным только на личном опыте, может не совпадать с мнением администрации форума и людей оккупировавших здание на Ленинградке.
Саш, снимаю шляпу! Это бы как ФАК оформить, что ли...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- Max405
- Активный участник
- Сообщения: 60
- Зарегистрирован: 22 мар 2009, 14:07
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва, Киев, Рига
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Дневные ориентиры выглядят совсем не так ночью, что поначалу удивляет... Потеря пространственной ориентировки в порядке вещей при полете над неосвещенной поверхностью земли... Следить за кренами по авиагоризонту (при отсутствии такового - не летать)... За собой заметил как раз более низкое выравнивание - может только у меня?...
С уважением, Max405
JAR-PPL(A), SEP&Night Ratyng, IV level ICAO, С172, C152, SeaMax M22, PA28, RV10, DA20, C182...
JAR-PPL(A), SEP&Night Ratyng, IV level ICAO, С172, C152, SeaMax M22, PA28, RV10, DA20, C182...
-
- Гуру
- Сообщения: 1411
- Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: Питер - Canada
- Контактная информация:
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Серёга, где-то пару лет назад эта тема уже поднималась. я тогда описал технологию захода на площадку ночью на вертолётах, если я правильно помню. чтобы не писать всё по-новой, может найдёшь ту ветку в архивах?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone
(c) Al Capone
-
- Гуру
- Сообщения: 1943
- Зарегистрирован: 23 окт 2007, 20:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Саш, с твоего позволения, сей шедевр будет распечатан и рекомендован к изучению при выполнению ночных УТП.
Мечты о небе сбываются....
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Миша, искал перед созданием темы... Может ты найдешь?
Иванов Сергей
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=1730Serega писал(а):Миша, искал перед созданием темы... Может ты найдешь?
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Только поправь стиль и содержание в некоторых местах и дополни, это все таки путевые заметки любителя написанные в пробке а не готовая инструкция ФАВТJantar писал(а):Саш, с твоего позволения, сей шедевр будет распечатан и рекомендован к изучению при выполнению ночных УТП.

Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
Re: Ночные полеты - вопросы и ответы
Там именно вертолетная направленность. С точки зрения удобства пользователю начал общую ветку.vova_k писал(а):http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=1730
Иванов Сергей