Возник вопрос: сейчас мы все, практически, используем GPS/GLONASS для целей воздушной навигации в полете, ведь так? Тогда получается, что применяя GPS мы летаем всё-таки по ортодромии, а не локсодромии?Локсодромия — линия на поверхности земного шара, пересекающая меридианы под постоянным углом. Постоянный угол, под которым локсодромия пересекает меридианы, называется локсодромическим путевым углом. Геометрически локсодромия представляет сбой логарифмическую спираль, которая огибает земной шар бесконечное число раз и стремится к полюсу, но никогда не достигает его. Своей выпуклостью она обращена всегда к экватору. Указанный вид локсодромии объясняется тем, что ее путевой угол относительно каждого меридиана остается постоянным, а сами меридианы не параллельны друг другу, а сходятся к полюсам.
Путь по локсодромии длиннее пути по ортодромии, кроме частных случаев, когда она совпадает с меридианом или экватором, которые являются одновременно и ортодромией, и локсодромией. Разность длин зависит от разности долгот начальной и конечной точек локсодромии, ее направления и значения широты. Наибольшая разность длин имеет место, когда локсодромия совпадает с параллелью.
Полеты по локсодромии выполняют, как правило, на самолетах 4-го класса и вертолетах всех классов с помощью магнитного компаса или курсовой системы в режиме «МК». Полет производят по установленному маршруту, имеющему обычно участки небольшой протяженности. При таком условии локсодромические участки маршрута на полетной карте можно прокладывать в виде прямой.
Локсодромический путевой угол для каждого участка маршрута измеряют непосредственно на карте транспортиром относительно среднего меридиана данного участка. Длину пути по локсодромии также измеряют на карте с помощью сантиметровой линейки.
А что скажет наш начальник транспортного цеха - Geokos?