В начале сентября 2012 года мне стало известно, что из Москвы необходимо перегнать вертолет Robinson R44 заказчику. И мне руководством компании «Авиамаркет» было предложено принять участие в перегоне. Рядовое, казалось бы, событие – если бы не пункт назначения… Вертолет предстояло перегнать из Москвы на Сахалин! Через всю нашу страну. Естественно, я с радостью согласился – тем более, что лететь предстояло вместе с Дмитрием Ракитским, у которого я уже давно и с удовольствием учусь разным премудростям летного дела.
Тут же родилась идея использовать этот перелет для попытки установить мировой рекорд скорости на маршруте. Я прикинул точки заправок и ночевок и решил, что мы можем уложиться в четыре дня. Особую сложность в нашей стране представляют заправки авиационным бензином, однако этот вопрос удалось решить достаточно легко. Во-первых, мы брали с собой дополнительный бак емкостью 240 литров (который позволял нам лететь без дозаправки почти 7 часов), а во-вторых – благодаря прежним перелетам, конференциям АОН и интернету у меня оказалось достаточно много знакомых авиаторов по всей стране. Плюс, конечно, вертолетчики, которых в свое время обучил Авиамаркет – они тоже летают не только в Московской области.
Мы с Димой начали готовиться к перелету. Собственно, вся подготовка свелась к облету борта после его сборки в Авиамаркете, установке дополнительного бака и гирополукомпаса. Все лишнее (чехлы, швартовки лопастей, колеса и т.п.) было отправлено на Сахалин багажом. К сожалению, световой день стремительно сокращался (ежедневно примерно на 10 минут), а вылететь мы все не могли – Почта России потеряла документы на вертолет, и пришлось их восстанавливать. В итоге мы смогли стартовать лишь 22 сентября, почти на две недели позже запланированного.
Вылетали из Москвы в пять часов утра местного времени, за два часа до рассвета – чтобы успеть к месту ночлега в светлое время суток. Погода была хорошей, после схода с МКАДа на Восток мы пробили тонкий слой облаков и набрали примерно 2,000 метров в поисках попутного ветра посильнее. Ближе к Владимиру мы уже летели в светлеющем небе, навстречу Солнцу. Вообще, надо отметить, из-за того, что мы шли на Восток, в наших сутках было не 24, а 22 часа – и полетное время приходилось восстанавливать за счет сна, ибо больше его взять было просто неоткуда. Ну и экономили на заправках, естественно – для этого я еще перед перелетом по телефону договорился с товарищами на всех промежуточных пунктах о том, что заправщик должен ждать нас, а не наоборот.
В Казань на аэродром Куркачи мы пришли примерно на полчаса раньше расчетного времени, быстро заправились в дружественной авиакомпании КАП (Казанское авиапредприятие) и взлетели дальше, радуясь собственной скорости. Но не тут-то было – диспетчер района потребовал от нас вернуться на аэродром, поскольку мы взлетели на 30 минут раньше времени, указанного в плане полета. В эфире и в небе было совершенно пусто, мы летели одни, никому помешать не могли бы даже при желании – и нам до сих пор непонятно, из каких соображений диспетчер предъявил такое требование. Однако диспетчер был непреклонен, и мы вынуждены были сесть на 20 долгих минут в поле примерно в 25 километрах от аэродрома. Совершили пробежку по грунтовой дороге для разминки и полетели на Тюмень, продолжая менять высоты в поисках попутного ветра. Примерно за 40 минут до Тюмени на приборной панели впервые загорелась лампочка неисправности топливного фильтра, но двигатель продолжал работать устойчиво, и мы в соответствии с РЛЭ приняли решение продолжить полет.
В Тюмени приземлились на аэродроме Плеханово, там нас уже ждал топливозаправщик от компании Ю-Тэйр. Пока я оформлял бумаги для FAI, Дима разобрал топливный фильтр и убедился в его чистоте. Мы заправили вертолет на завтра и уехали в гостиницу. За первый день перелета мы провели в воздухе почти 10 часов и преодолели 1,820 км (здесь и далее все расчеты из GPS Garmin Aera-795).
Старт дан! (Буньково, 22 сентября) Навстречу Солнцу, где-то под Владимиром. Вернее, НАД Владимиром Посадка в Казани Заправка в Казани. Куркачи, КАП (Казанское авиапредприятие) Вся заправка заняла 30 минут. Летим дальше Пока свеж чай в термосах... Примерно за час до Тюмени загорелась лампочка
