Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#76 Сообщение VK68 » 18 май 2011, 12:42

Учить -не учить... Проблема в том, что в штатах слишком хорошие полосы! Длинные, широкие, красочкой покрашены, подсвечены...
Приезжайте к нам, надо будет садиться на 400 разбитых метров при ширине 15, без опознавательных знаков и номера полосы. С одной стороны будет овраг, с другой деревня с пьяными снайперами, на самой полосе гарантирую пару собак. Касаетесь самого начала полосы и успеваете на своей цессне остановиться до другого ее торца. Пару раз раскарячитесь в таких условиях, будете в Америке садиться одновременное разговаривая по двум телефонам и почесывая за ухом. Про ночь вообще молчу...

Gogona
Активный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 06:28
Member of AOPA: No
Откуда: Торонто, Канада

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#77 Сообщение Gogona » 18 май 2011, 20:14

Brat1 писал(а):Представте что Вы садитесь на поле, где этого ничего нет. Поле короткое - впереди лес или овраг, соотверственно нужно умостить самолёт на очень короткую площадку без каких либо знаков.
Ну я же ведь тоже не робот, который всегда смотрит в строго заданном направлении и сравнивает наружную картинку со своими паттернами – увидел трапецию - выполнил посадку, увидел прямоугольник - ушёл на второй круг, не увидел ни огней, ни маркеров – покинул поле и сел на соседней парковке 8)

Нет. Садиться на грунт без маркеров или ещё каких "очертательных" знаков мне несколько раз приходилось. Да и на своём аэродроме эти маркеры не всегда бывают так уж явно видны, особенно в заходящем солнце или если оно слепит в глаза. Тогда свою высоту я определяю исходя из других ориентиров, и вот кстати, несмотря на меньший опыт с грунтом в целом, я припоминаю не более пары-тройки жёстких посадок на него на всю историю.
Получается, что подводит в основном как раз-таки бетон – я думаю, из-за подсознательного понимания того, что впереди будет достаточно места на исправление возможной ошибки. Хотя мне совершенно непонятен этот парадокс – по идее, знание о длинной полосе напротив, должно помогать, а не вредить.

А что касается тренировки в точности места касания, то последние несколько месяцев я только так круги и летаю – иначе скучно ;)
VK68 писал(а):Проблема в том, что в штатах слишком хорошие полосы!
От оно чё, Михалыч... Ну вот и договорились... :roll:

iR0N

Та неее, я намекала совсем на другое – я пишу не о моменте перед касанием, а о проседании самолёта. То есть что будет, если при уже убранном газе нос до упора задрать слишком рано. И Вас-то явно учили слышать stall horn только на последнем десятке футов над полосой?

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#78 Сообщение Mikle » 18 май 2011, 21:17

Eclips писал(а):
Mikle писал(а):... согласно методики посадки самолётов Як-18Т, Як-52 и других лёгких поршневых, на 25-30 метров влево и на 25-30 метров вперёд...
Вы, Mikle, перепутали. Если говорите про Яки, то правильно так:
взгляд на выравнивании должен быть направлен на 20-25° влево от продольной оси самолета и на 25-30 м вперед.
может быть методика поменялась. а может я и перепутал. я очень давно не летал на Як-18Т и на Як-52. однако, речь не об этом. речь о том, что есть разные методики распределения внимания на посадке. на маленьких Сесснах в США и Канаде учат смотреть вперёд. и это работает.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#79 Сообщение shura-ag » 19 май 2011, 19:13

Причем методика смотреть влево появилась только от того, что прямо ниего не видно. ну и инструктор, сидящий справа, очевидно будет не влево смотреть, а вправо. :wink:

Да кто куда привык смотреть, тот так и сажает. Можно по-всякому. хотя если видно прямо, то это лучше по мне, удобнее.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

iR0N
SAONовец со стажем
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 12 июл 2009, 01:06

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#80 Сообщение iR0N » 22 май 2011, 04:12

Gogona писал(а): iR0N

Та неее, я намекала совсем на другое – я пишу не о моменте перед касанием, а о проседании самолёта. То есть что будет, если при уже убранном газе нос до упора задрать слишком рано. И Вас-то явно учили слышать stall horn только на последнем десятке футов над полосой?
Десяток футов это слишком. Я говорю о последнем метре максимум двух. Делаю так: любым доступным способом подвожу самолет на высоте 1-2 метра над торцом полосы, затягиваю газ, ровняю нос по полосе, даю снизиться до высоты с которой чисто по-человечески упасть не страшно и взятием штурвала на себя пытаюсь в воздухе повиснуть. Ни про какое "посадочное положение" ничего не знаю. Тангаж поддерживаю ровно такой чтоб не снижаться. Дальше все как-то само собой происходит: пищалка, касание. Смотрю только перед собой, даже если капот закрывает осевую. Просадку/взмывание на выдерживании определяю не столько глазами, сколько пятой точкой. На правильность методики ни капельки не претендую.

iR0N
SAONовец со стажем
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 12 июл 2009, 01:06

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#81 Сообщение iR0N » 22 май 2011, 16:24

Gogona писал(а):iR0N

Вооот, и я делаю всё точно так же, как Вы описываете. При проседании просто добавляю газ и с ним и сажусь в итоге. И на своём аэродроме всё ОК! А на чужих вот этот самый последний метр, про который Вы пишете, вдруг начинает растягиваться или сжиматься по вертикали.
Да ну и фиг с ним. Постарайтесь просто поддерживать минимальную скорость снижения - добейтесь просто плавности касания, точка касания пусть будет как получится, хоть в начале, хоть в середине полосы (ну лишь бы место для конвейера осталось). Со временем наберете статистику удаления места касания от места выравнивания в зависимости от ветра/скорости/закрылок/загрузки. Следующим этапом будете вводить упреждение.
Да и вообще - не парьтесь: "летчик жив - полет удался".
vova_k писал(а): Париться по этому поводу нужно поменьше... А главное - еще меньше слушать умных советов на форумах, и вместо этого побольше попрактиковаться...
Тут похоже ошибка носит системный характер. Практикой ее не исправить, только одно расстройство будет. Надо наоборот остановиться и попытаться разобраться в чем дело, постараться что-то изменить в методике. Думаю видеозапись с земли и изнутри кабины должна помочь.
Eclips писал(а): Золотой совет. Тема абсолютно никчемная и, очевидно, что для пустой болтавни! Есть вопросы - спросите инструктора, не зря он на аэродроме трется)
Ничего никчемного тут не вижу. Тема очень даже жизненная.
Ну а что инструктор? Он только факт будет констатировать - высоко/низко и говорить что лично он бы сделал чтобы правильно сесть. Толку от этого? В голову он же тебе не залезет и ответа на вопрос почему ты на такой высоте/скорости оказался тебе не даст.

Аватара пользователя
Технократ
SAONовец со стажем
Сообщения: 349
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 20:01
Member of AOPA: No
Откуда: ULMM
Летаю на:: B300

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#82 Сообщение Технократ » 22 май 2011, 17:08

iR0N писал(а): В голову он же тебе не залезет и ответа на вопрос почему ты на такой высоте/скорости оказался тебе не даст.
Хотя должен, если правильный и дело свое любит!

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#83 Сообщение Eclips » 22 май 2011, 19:53

iR0N писал(а):...Ну а что инструктор? Он только факт будет констатировать - высоко/низко и говорить что лично он бы сделал чтобы правильно сесть. Толку от этого? В голову он же тебе не залезет и ответа на вопрос почему ты на такой высоте/скорости оказался тебе не даст.
Гоните в шею такого инструктора, если он так вас учит! Я просто фигею от подходов к обучению.
Инструктор обязан не факты констатировать, а учить. Тут без "залезания" в голову не обойтись. Почитатайте КУЛП и там увидите, что должен знать и распознать в курсанте инструктор, как реагировать на ошибки в ходе обучения.
Самолет - это не машина, где можно поехать, остановиться и перекурить, подумать над ошибками и потом ехать дальше. То, что у вас в голове, а это знания, навыки, память тренажей и понимание того, что происходит, - залог безопасности полетов.

Gogona
Активный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 06:28
Member of AOPA: No
Откуда: Торонто, Канада

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#84 Сообщение Gogona » 22 май 2011, 19:57

Zenon, совершенно с Вами согласна - перенос темы хорошо характеризует особенности форума. Но дело хозяйское, конечно - могу лишь пожелать модератору, чтобы к его проблемам окружающие относились также, как к он чужим.

И раз уж топик в "уместном" разделе, то добавлю по случаю:
Eclips, я хорошо понимаю Вашу досаду по поводу того, что Ваши рекомендации оказались совсем не к месту, но имейте хоть каплю уважения к другим участникам дискуссии, советы которых Вы приравниваете к "пустой болтовне"! Было озвучено множество ценных и полезных идей, и если на предыдущих шести страницах Вы этого не заметили, то вероятно потому, что сами зашли в этот топик просто пофлудить. Ибо другого объяснения тому, что Вы мою тему считаете "никчемной", у меня просто нет.

iRON, как Вы думаете - если еще сделать запись из кабины на которой зафиксировать все скачки вертикальной скорости (одновременно с высотометром) могло бы это помочь? Ведь вертикальное снижение идет выраженно неаккуратное, надо только понять насколько все плохо.
UPD: Упс, пардон - Вы написали "и изнутри", я просто не заметила )

iR0N
SAONовец со стажем
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 12 июл 2009, 01:06

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#85 Сообщение iR0N » 22 май 2011, 22:37

Gogona писал(а): iRON, как Вы думаете - если еще сделать запись из кабины на которой зафиксировать все скачки вертикальной скорости (одновременно с высотометром) могло бы это помочь? Ведь вертикальное снижение идет выраженно неаккуратное, надо только понять насколько все плохо.
UPD: Упс, пардон - Вы написали "и изнутри", я просто не заметила )
На посадке на приборы смотреть только путаться и расстраиваться, ничего хорошего от мельтешащих от порывов ветра стрелок все-равно не добьешься.
Внутрикабинную камеру я бы закрепил на ветровом стекле на уровне глаз по центру.
У Вас ведь задача свести то, что на самом деле происходит с самолетом, с тем, что Вы видите из кабины.
Скачки вертикальной скорости и высота хорошо будут видны с наземной камеры.
Чтобы отличать расколбас самолета от ветра и от Ваших действий хорошо бы на внутреннюю камеру вслух комментировать свои действия и ощущения, мол "просаживаюсь, газ добавила", "выровняла высоко, исправляю".
Важно только перед полетом не забыть на двух камерах выставить одинаковое время с точностью до секунды и вывести его на видеозапись, ну или пользоваться автовидеорегистраторами со встроенной ГПСкой.
Далее дома открываем два видео в соседних окошках, выравниваем по времени, запускаем оба и оцениваем по своим комментариям правильность своих ощущений и действий, думаю ошибка будет сразу видна, может статься, что "выровняла высоко" окажется совсем и не высоко.
Еще говорят ошибки очень хорошо видны пассажиру с заднего сиденья.

Gogona
Активный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 06:28
Member of AOPA: No
Откуда: Торонто, Канада

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#86 Сообщение Gogona » 22 май 2011, 22:59

iRON, поняла – спасибо!
Вырисовывается достаточно комплексный сценарий, но попробовать стоит. Ну по крайней мере если более простые методы не помогут...

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#87 Сообщение Eclips » 23 май 2011, 11:59

iRON, мне безразличны любые формы восприятия "мотивировки" моих комментов другими. Думайте, как нравится и в свое удовольствие.
Для меня действительно важно, чтобы курсанты, начитавшись ерунды про страхи грубых посадок, учились не самостоятельно и не по форуму, а у инструкторов. Посему и советовать на форуме более уместно тем, кто понимает, что происходит в полете применительно к типу ВС и, если уж экспериментировать, то на базе практических знаний и опыта. А рассуждать о приоритете форума над работой инструкторов - недопустимое и вредное дилетантство.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#88 Сообщение shura-ag » 23 май 2011, 15:16

вместо камер и записи вслух своих действий лучше посадить в кабину Mikle как мне кажется. потому как на посадке, то есть в период максимального сосредоточения пилота, говорить тяжело. это дополнительно отвлекающее действие. да и с камеры ничего не увидишь, не дает камера ощущения высоты. ведь она дает плоское изображение, а высота чувствуется только объемным зрением.

to Eclips. вы слишком категоричны. Если что-то кажется вам никчемным, это совершенно не означает, что оно таковым является для других. Для топик стартера эта тема очень важна, ведь она спросила не просто так, а потому что никакие другие методы, в том числе работа с инструктором, пока результата не дали.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#89 Сообщение Eclips » 23 май 2011, 21:07

shura-ag писал(а):to Eclips. вы слишком категоричны. Если что-то кажется вам никчемным, это совершенно не означает, что оно таковым является для других. Для топик стартера эта тема очень важна, ведь она спросила не просто так, а потому что никакие другие методы, в том числе работа с инструктором, пока результата не дали.
Вы знаете, когда сталкиваемся с проблемой, то часто начинаем искать решение не там, где надо.
Резкий инструктор? И мы ищем ответ своим сомнениям на форуме ил в кругу друзей. Они, хоть и не летают, но уж поддержат и подтвердят, что "так надо"...
Посмотрите тему - тут беседа о посадке без указания типа ВС и уже развивается обсуждение что и как.
Любой "треп" на форуме про особенности посадки - опасное занятие, поскольку "запускает в голову тараканов".
Это не категоричность, это основа безопасности полетов.
На аэродромах каждая посадка курсанта снимается на камеру и наблюдается РП или инструктором. У вас не так? Тогда это ошибка. Есть разработанные методики контроля и предупреждения ошибок. Есть занятия, наконец.
На форуме много людей, которые дают советы. С уважением к ним, но... Как они летают и сколько? Можно ли слушать все советы? Или только понравившиеся?
Поэтому тут именно категоричное резюме: подойти к инструктору и задать вопрос. Он точно ответит. Или сменить инструктора.

VladK
Активный участник
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 14 дек 2010, 08:29
Member of AOPA: No

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#90 Сообщение VladK » 23 май 2011, 21:49

Eclips писал(а): На аэродромах каждая посадка курсанта снимается на камеру и наблюдается РП или инструктором. У вас не так? Тогда это ошибка.
Вы знаете, у нас действительно не так. Я, помнится, звонил инструктору, получал добро и наматывал круги. Сам анализировал ошибки (ведь знал как должно быть в идеале) и сам пытался их исправить на следуюшем круге. А инструктор тем временем сидел дома. Единственный раз когда меня засняли - на первом самостоятельном вылете и то на фотоаппарат. РП - может и не быть, а если он и есть - то ему кто как сел глубоко не интересно (только если в плане уже вызывать пожарных или пока подождать). Ему важно, освободил ты полосу для следующего или еще нет.

Ошибка? Наверное да. Мы все тут одна большая ошибка.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»