Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#106 Сообщение Helimobil » 30 май 2011, 01:26

Зря вы так… Тема действительно актуальная и не только для начального обучения. И одной только рекомендацией, куда смотреть, она не ограничивается. Хотелось бы еще знать, что там можно увидеть. Да и сама эта рекомендация, хоть и кочует из одного советского РЛЭ в другое с небольшими изменениями, тоже не очень понятна. Например, почему влево, если речь идет о ЯК-52 и ЯК-55. Кстати, из последнего РЛЭ ЯК-18Т ее убрали. И она была основой обучения курсантов в СССР! Но не у всех получалось выравнивать самолет, глядя в эту точку. Сколько не бейся. Таких списывали «по нелетной», если только не попадался толковый инструктор, который, махнув рукой, говорил: »да смотри ты куда угодно, только посади самолет». И курсант как-то приспосабливался, по каким-то одному ему ведомым признакам ухитрялся определять высоту выравнивания, глядя тупо вперед, и все шло на лад. А вот по каким признакам, он и сам не скажет. Да и спросите любого пилота, хоть маршала авиации, как он определяет высоту над полосой, по размеру ли травы, фонарей и т.д., по фактуре ли бетона или еще как-то, и вы внятного ответа не получите. Скорее всего, вы услышите «по совокупности» и обязательное упоминание про «чувствительную ж@пу“ и «глаз-ватерпас». Правда, некоторые коллеги пытаются разрабатывать теорию «бинокулярного бокового зрения» :D , но серьезной критики она не выдерживает. Так что же делать? Где взять ориентир? А если полосы вообще не видно? Например, ночью без фары.
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Gogona
Активный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 06:28
Member of AOPA: No
Откуда: Торонто, Канада

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#107 Сообщение Gogona » 30 май 2011, 03:25

Вот про ночь, кстати, хорошо вспомнили. Потому что если даже с фарой, она всё равно освещает довольно узкое пятно, и её не хватает для опоры на боковые, и тем более какие-то дальние ориентиры. О высоте можно судить разве что по близости огней полосы, но если полоса очень широкая и огни оказываются дальше и меньше, то упссс...
Сейчас задумалась - как же я сажусь ночью? По-моему, высоту я определяю по толщине и углу ухода в перспективу осевой линии. Плюс я знаю сколько примерно секунд мне требуется от уборки газа в самом начале полосы (она отмаркирована огнями) до начала выравнивания. Как-то так...
А если без фары? Вероятно, остаётся только последнее, но это применимо только на хорошо известном аэродроме, к тому же оснащённом глиссадными огнями.

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#108 Сообщение Eclips » 30 май 2011, 08:03

А зачем ночью без фары садиться? Есть еще РВ на всякий случай.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#109 Сообщение shura-ag » 30 май 2011, 12:24

12345 писал(а):
shura-ag писал(а): А когда смотрим вперед, то периферическим (боковым) зрением видим вскольз оба края полосы и ощущение высоты возникает вследствие сопоставления мозгом картинки с периферического зрения и места, куда взгляд направлен.
Это Вы про "смотреть вперёд" сами придумали или кто-то научил?
Научил инструктор разумеется, по-большому счету он сначала вообще не говорил куда конкретно нужно смотреть, потому как у меня это стало получаться само собой. но затем, когда еще с курсантами обсуждали этот вопрос, и кто-то вспомнил про РЛЭ, где написано смотреть вбок, он сказал, что это просто на ЯК 18-Т невидно вперед, а так если видно, то можно и нужно смотреть вперед, это удобнее. Собственно это подтвреждается и тут уважаемыми участниками форума.
Helimobil писал(а):Правда, некоторые коллеги пытаются разрабатывать теорию «бинокулярного бокового зрения» :D , но серьезной критики она не выдерживает.
пожалуйста покритикуйте. Пока особо серьезной критики не заметил. Всем известно что высота это расстояние. надеюсь с этим никто спорить не будет. то что мозг рисует объемную картину исходя из различных изображений получаемых с каждого глаза, тоже трудно оспорить. так что собственно оспаривается? если у человека один глаз то косвенно можно увидеть размеры полосы и по этим размерам делать выводы относительно высоты. но это будет существенно сложнее, чем двумя глазами. И если смотреть вбок, это будет еще сложнее.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#110 Сообщение Eclips » 30 май 2011, 12:35

shura-ag писал(а):... он сначала вообще не говорил куда конкретно нужно смотреть, потому как у меня это стало получаться само собой. но затем, когда еще с курсантами обсуждали этот вопрос, и кто-то вспомнил про РЛЭ, где написано смотреть вбок, он сказал...
Интересно он предполетную подготовку проводил... Работа с арматурой в кабине и распределение внимания - важнейшая часть подготовки....

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#111 Сообщение shura-ag » 30 май 2011, 13:00

Eclips писал(а): Интересно он предполетную подготовку проводил... Работа с арматурой в кабине и распределение внимания - важнейшая часть подготовки....
Конечно. звучало это примерно так. "С высоты 100 футов последний взгляд на указатель скорости, далее все внимание на полосу..."
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#112 Сообщение icarus » 30 май 2011, 15:14

Helimobil писал(а): ...
Да и сама эта рекомендация, хоть и кочует из одного советского РЛЭ в другое
...
а кроме этого еще кочует и в американский Flying Handbook.

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#113 Сообщение Eclips » 30 май 2011, 15:39

shura-ag писал(а):
Eclips писал(а): Интересно он предполетную подготовку проводил... Работа с арматурой в кабине и распределение внимания - важнейшая часть подготовки....
Конечно. звучало это примерно так. "С высоты 100 футов последний взгляд на указатель скорости, далее все внимание на полосу..."
Так выже пишете иначе: "... по-большому счету он сначала вообще не говорил куда конкретно нужно смотреть, потому как у меня это стало получаться само собой. но затем, когда еще с курсантами обсуждали этот вопрос, и кто-то вспомнил про РЛЭ, где написано смотреть вбок, он сказал, что это просто на ЯК 18-Т невидно вперед, а так если видно, то можно и нужно смотреть вперед, это удобнее...

Как говорится, почувствуйте разницу.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#114 Сообщение shura-ag » 30 май 2011, 15:44

почему иначе то? мы ведь обсуждаем вбок или вперед. к этим двум понятиям моя фраза и относится "куда на полосу смотреть вбок, или вперед" - этого он не говорил, а то, что нужно смотреть на полосу, это он естественно говорил. надеюсь, хоть это тут никто не рискнет оспаривать :D
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

vaniy
Гуру
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 07 ноя 2007, 23:16
Member of AOPA: Yes

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#115 Сообщение vaniy » 30 май 2011, 21:41

Вопрос : идет обсуждение только определения высоты выравнивания или всего комплекса посадки начиная от 3-го, нельзя отдельно вырывать моменты и рекомендовать что-то одно без другого, например -выровнял на нужной высоте, но потерял направление посадки и т.д. . Все-таки, если есть проблемы, с посадкой-надо отойти назад и начать с предыдущего упражнения, и еще надо учитывать особенности инструкторского подхода и лучше поменять инструктора ( хотя -бы для проверки этого подхода).

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#116 Сообщение Helimobil » 30 май 2011, 22:46

Eclips писал(а):А зачем ночью без фары садиться? Есть еще РВ на всякий случай.
Ну а куда деваться, если лампочка перегорела? Вот и FAA говорит:
Blackout landings should always be included in night pilot training as an emergency procedure.
РВ полезная штука, согласен. Но к нему еще штурман нужен, чтоб показания зачитывать. Нам ведь на полосу надо смотреть, вы не забыли? :D
to icarus
у американцев немного не так, вы же сами привели цитату. И главное, про «левый уклон» там ничего нет.
to shura-ag
пожалуйста покритикуйте
А смысл? Придираться к словам? Ну это точно будет конкретный флуд. Даже с учетом того, что мы с вами большие специалисты в области психофизиологии бинокулярного зрения, вряд ли это будет интересно остальным. Но идея ваша понятна, хотелось бы только уточнить, что человек определяет расстояние тремя способами: сравнением с известным объектом, по параллаксу перемещения и с помощью стереопсиса (стереоскопическое зрение), как функции бинокулярного зрения (заметьте, стереоскопическое зрение и бинокулярное зрение это не одно и то же).
Видимо, предполагается, что смещение фокуса в сторону помогает использовать все эти способы наиболее эффективно. Хотя я сомневаюсь, что на расстоянии 25 метров стереопсис может помочь, если у вас разнос глаз не полметра. В вашем случае, вы вообще не затрудняетесь определением расстояния, но по размытой картинке, которую вам дает боковое зрение, можете четко определить, снижаетесь вы или взмываете, а запомнив эту картинку, вы можете представлять себе высоко ли вы или низко над полосой. Методически это неправильно, но я не утверждаю, что это плохо. А в некоторых случаях, когда полосу не видно, это единственный способ. Переучить, конечно, можно, но надо ли, если посадки и так получаются нормальными? Это как левшу переучивать. И все равно в процессе переучивания вы будете контролировать высоту «своим» способом, а в критической ситуации только его и использовать.
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#117 Сообщение icarus » 31 май 2011, 00:37

Helimobil писал(а): to icarus
у американцев немного не так, вы же сами привели цитату. И главное, про «левый уклон» там ничего нет.
Нет, вот это как раз не главное! Главное, что в основном они сходятся - взгляд направлен вперед и вбок, а не как-нибудь иначе, куда угодно, или по прямой в торец полосы. А насчет "влево" - вот это уже у нас привязка к конкретному типу и обстоятельству, что обучаемый сидит слева, а не справа. Согласен, у америкосов тут более корректно. Но во-первых, КВС на самолете сидит тоже слева или по центру, и не будет ничего предосудительного, если он будет, даже буквально, пользоваться этой методикой по жизни. А во-вторых, насколько надо быть деревянным, чтобы не понять, что если ты сел справа, то и смотреть нужно по правую сторону, а если сидишь по центру, то в общем, все равно в какую сторону, главное "ahead and slightly to the side"? Это из разряда "котов в микроволновке не сушить" :twisted:
Ф-ух! Пофлудил :wink:

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#118 Сообщение Helimobil » 31 май 2011, 01:32

icarus писал(а):
Helimobil писал(а): to icarus
у американцев немного не так, вы же сами привели цитату. И главное, про «левый уклон» там ничего нет.
Нет, вот это как раз не главное! Главное, что в основном они сходятся - взгляд направлен вперед и вбок, а не как-нибудь иначе...
То, в чем они сходятся, вопросов не вызывает
Видимо, предполагается, что смещение фокуса в сторону помогает использовать все эти способы наиболее эффективно
но почему влево, применительно к Якам, где пилот сидит по центру? Просто так, для определенности? Дань традиции? Суеверие? Влияние гироскопического момента? Или есть какой-то другой смысл, типа асимметрии функций полушарий мозга, связанных с оценкой пространственных отношений и зрительно-пространственным восприятием?
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#119 Сообщение Helimobil » 31 май 2011, 03:09

Кстати, кто-нибудь знает, куда светит фара у ЯК-18Т? Никогда не летал на нем ночью…
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

ilya-ksql
Активный участник
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 07 июл 2009, 13:46
Member of AOPA: No
Откуда: N. California

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#120 Сообщение ilya-ksql » 31 май 2011, 09:34

меня учил бывший пилот us airforce, летавший на f-16 и kc-135. Без вариантов, взгляд строго прямо, в дальний конец полосы. Так учат в айрфорсе. И так учат подавляющее число гражданских инструкторов (в сша)

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»