FAQ по обледенению и прочим метеоявлениям.

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

FAQ по обледенению и прочим метеоявлениям.

#1 Сообщение Jan » 17 дек 2008, 00:13

Буду просить помощи.
1. Что такое обледенение?
2. Что такое туман?
3. Что такое "точка росы" и зачем она нужна? Туман - это и есть место точки росы?
4. Как оценить вероятность обледенения при данных погодных условиях? Что такое ВНГО и куда это заталкивать?
5. Где вероятность "поймать" обледенение выше всего?
6. Как распознать начинающееся обледенение?
7. Можно ли обледенеть при ясной погоде, на глиссаде, у земли?
8. От чего зависит обледенение?
9. Что такое "преохлажденный дождь"?
10. Способы борьбы с обледенением?
11. Отличия обледенения на самолете и на вертолете?


Надо учитывать два варианта:
1. Вылет из места, где можно хоть как-то получить прогноз, посмотреть данные.
2. Вылет из места, где под рукой только мобильный телефон и ничего более.

Для обоих случаев описать процесс понимания - будем сегодня обледеневать, где, на каких высотах и с какой вероятностью. :)
Умные слова вроде "туманы адвективные, радиационные или испарения" - не писать. Аэрологические диаграммы с сухими адиабатами тоже не применять :)

Тут - http://meteocenter.net/meteolib/ww.htm можно найти понимание "ливневых дождей" и прочих терминов.

В качестве задела - потом разбросаю по местам:


Туман - явление погоды. Точка росы - метеовеличина (метеоэлемент), физическая величина. ВНГО - высоты нижней границы облаков. В обиходе - "нижний край".

Важна не сама по себе точка росы, а дефицит точки росы (разность между температурой воздуха и точкой росы).

Если дефицит 1° и меньше, возможен туман (но не всегда он есть). При дефиците 1-2° - дымка. Чем больше дефицит ТР, тем лучше условия и видимость. Летнее обледенение возможно на больших высотах, где температура и летом может быть ниже нуля. Но легкая авиация на таких высотах не летает.

Кроме того, дефицит позволяет грубо оценить минимально возможную в данных условиях ВНГО (нижний край облаков). При дефиците 1° ВНГО примерно 100 м, при 2° - 200 м и т.д. При дефиците более 15° облака находятся на высоте более 1500 м - "условия хорошие" (CAVOK).

Точкой росы называется температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар при постоянных общем атмосферном давлении и удельной влажности становится насыщенным. То есть относительная влажность становится 100%.

Обледенение наблюдается в облаках при Т от 0° до -15°, то есть в основном на небольших высотах (в осенне-зимний период). Пример - для наглядности - температура -1°, ТР -5°- обледенения нет. НО при той же температуре, если ТР= -1°...-2°, начинается конденсация водяных паров, и образующиеся капельки воды немедленно замерзают на поверхности. Начинается обледенение. Интенсивность, форма кристаллов - куча метеорологических параметров, которые можно найти по упомянутой ссылке. Еще один момент - любые взвеси в воздухе (дым, пыль, смог, мелкий песок) снижают дефицит точки росы на 1°, т.к. конденсация водяного пара при наличии т.н. гигроскопических ядер конденсации возможна и не при 100% влажности. Классический пример - образование тумана в приземном слое - помимо прочих условий, туманы возникают в наиболее насыщенном мелкими частицами приземном слое. Это необходимо учитывать, проходя мимо населенных районов, крупных городов и прочая.

Обледенение зависит от ряда параметров - скорость, выступающие детали (штыри, что-угодно), которые начинают обледеневать первыми и сразу. Процесс это не одномоментный. Меньше 5 минут практически не бывает. Ну, тут как повезет уж. Я имею ввиду - до предкритического состояния.
Последний раз редактировалось Jan 18 дек 2008, 19:55, всего редактировалось 3 раза.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#2 Сообщение Jan » 17 дек 2008, 00:23

На том же сайте можно найти карту "точки росы" по большой площади. Данные даются в приземном слое - на высоте 2 метров. Далее нужно посмотреть температуру (прогноз) и уже будет понятно, что где.
Вложения
Picture-6.jpg
Picture-6.jpg (394.01 КБ) 10767 просмотров

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6536
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#3 Сообщение lt.ak » 17 дек 2008, 00:33

Jan писал(а):2. Что такое туман?
согласно определению данном в FAA-H-8083-25A - туман это облако нижняя граница которого находится в менее чем 50-ти футах от поверхности ... ;-)
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#4 Сообщение Jan » 17 дек 2008, 00:43

Ну да, так и есть - туман и облако - одно и то же. :)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Как не взлетая определить ВНГО.

#5 Сообщение Алексей 2 » 18 дек 2008, 07:44

Может кому пригодится. Когда мы с Гари ехали на аэродром в надежде долететь до Волжанки, казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м. Когда мы ехали назад, то казалось что ВНГО всё же высоко. Короче.
Если видно как дымы-пары из труб уходят высоко, то всё нормально. А если дымы или пары растворяются в облаках, то видно эту самую кромку.

Ton
Гуру
Сообщения: 1234
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 12:58

#6 Сообщение Ton » 18 дек 2008, 08:05

Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D
Последний раз редактировалось Ton 18 дек 2008, 09:17, всего редактировалось 1 раз.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#7 Сообщение Jan » 18 дек 2008, 08:45

казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м
Алексей, я тебя прошу - перед вылетом заходишь на сайт - смотришь ту самую точку росы, температуру и понимаешь, сколько на самом деле ВНГО. Ну блин, нигилист :)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#8 Сообщение Алексей 2 » 18 дек 2008, 17:17

Ton писал(а):Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D
Увы! Если бы сайты погоды были верны! В тот день Шереметьево обещало видимость 4000 м.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#9 Сообщение Алексей 2 » 18 дек 2008, 17:18

Jan писал(а):
казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м
Алексей, я тебя прошу - перед вылетом заходишь на сайт - смотришь ту самую точку росы, температуру и понимаешь, сколько на самом деле ВНГО. Ну блин, нигилист :)
Ян, спасибо! Я всё понял.

Аватара пользователя
Gary
Гуру
Сообщения: 1024
Зарегистрирован: 25 окт 2007, 16:59
Member of AOPA: No
Откуда: Москва - Мичуринск
Контактная информация:

#10 Сообщение Gary » 18 дек 2008, 17:45

Ton писал(а):Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D
Ага, при том что все общеизвестные сайты погоды дружно говорили, что в Москве уже как 2 недели уже солнце светит, то веры нет никому.
Вот Ян только выложил инфу по этому поводу, так и хотелось сказать : Ну где ж ты раньше то был??

Аватара пользователя
Gary
Гуру
Сообщения: 1024
Зарегистрирован: 25 окт 2007, 16:59
Member of AOPA: No
Откуда: Москва - Мичуринск
Контактная информация:

#11 Сообщение Gary » 18 дек 2008, 17:47

Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#12 Сообщение Jan » 18 дек 2008, 17:52

Погодй надо пользоваться не на ГИСметео, а по ссылкам. Ну да ладно. Разведка погоды - это как голой ж... тепературу сковородки проверять. Можно, но обжигает, если не очень быстро.. :)

Аватара пользователя
Gary
Гуру
Сообщения: 1024
Зарегистрирован: 25 окт 2007, 16:59
Member of AOPA: No
Откуда: Москва - Мичуринск
Контактная информация:

#13 Сообщение Gary » 18 дек 2008, 18:07

Jan писал(а):Можно, но обжигает, если не очень быстро.. :)
На Птенце особо не разгонишься, так что обошлось. :lol:

Ton
Гуру
Сообщения: 1234
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 12:58

#14 Сообщение Ton » 18 дек 2008, 19:19

Gary писал(а):
Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:
Лучше б к шаману сходили :D

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#15 Сообщение Алексей 2 » 19 дек 2008, 05:58

Ton писал(а):
Gary писал(а):
Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:
Лучше б к шаману сходили :D
Шаман на месте прибытия так же подтвердил хорошую погоду.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»