Почему бы не делать в самолётах такую простую систему спасения?

Разные глупости.

Модераторы: smixer, lt.ak

Ответить
Сообщение
Автор
niitrino
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2019, 08:55
Member of AOPA: No

Почему бы не делать в самолётах такую простую систему спасения?

#1 Сообщение niitrino » 01 фев 2019, 09:13

Почему не сделать систему экстренного сброса топлива для спасения самолёта в чрезвычайных ситуациях?
Не ту, где топливо, выкачиваемое насосами, полчаса вытекает тонкими струйками, а ту, где оно покидает самолёт стремительно, за секунды - как сбрасываемый в чрезвычайной ситуации балласт.

Ведь подавляющее количество авиакатастроф происходит из-за недобора скорости и обусловленной им потери управляемости (то есть из-за возникшего перегруза).
Если у самолёта в этой чрезвычайной ситуации есть возможность за секунды сбросить значительную часть своего веса, ему уже не обязательно падать: для своего нового веса он снова в зоне управляемости - может выровняться как надо и лететь на посадку на том топливе, что осталось в дальней части крыльев - в неприкосновенном запасе.

Недобор скорости - это понятие, эквивалентное понятию перегруз. Самолёту не нужно будет резко набирать никакую дополнительную скорость. При сбрасывании топлива, представляющего значительную часть веса самолёта, перегруз исчезнет - и той скорости, которая есть, хватит для управления самолётом. То есть и при той скорости, которая уже имеется, самолёт из закритического положения по управляемости перейдёт в докритическое - то есть избежит катастрофы, неминуемой в том случае, если экстренно, за секунды, не сбросит этот груз.

Вес взлетающего самолёта почти наполовину составляет топливо! Если его резко, за 3 - 4 секунды сбросить (всё, кроме НЗ, или хотя бы только из одного центрального бака) - любая катастрофическая ситуация на взлёте (и вообще почти любая в воздухе) станет уже не такой катастрофической, а в большинстве случаев - перестанет быть катастрофической вовсе!

Сделать это, например, так: вырезать из каждого бака часть днища, вставить в него пневмопривод, вварить назад специальное днище, которое при нажатии сработавшего пневмопривода вскроется по находящейся на нём линии утончения - как вскрывается консервная банка, когда мы тянем за её ключ. На этом механическая часть системы готова. Вес самолёта она увеличит килограмм, может быть, на сто - двести.

Теперь у лётчиков есть две кнопки экстренного сброса топлива. Первая кнопка - центральный бак (тот, что в фюзеляже). Вторая кнопка - крылья (она на случай если в данной ситуации сброса топлива из одного центрального бака может оказаться недостаточно). При нажатии на кнопку, система может согласиться с лётчиком сразу (если видит явную экстренную ситуацию, при которой обычно сама включает различные оповещения) или заблокировать эту команду, выбросить предупреждение и потребовать подтверждения - если не видит в ходе полёта ничего чрезвычайного. Далее нужные пневмоприводы получают импульс на срабатывание, выдавливают днища у баков, и через эти открывшиеся в баках огромные проёмы всё топливо стремительно выливается наружу, освобождая самолёт от многотонного и огнеопасного груза.
Если нажать на обе кнопки - на борту остаётся только неприкосновенный запас топлива - в крыльях, подальше от фюзеляжа - которого хватит до ближайшей полосы.

В некоторых условиях в непосредственной близости от земли, когда система видит, что из-за недобора скорости, не смотря на все принимаемые меры, развивается непреодолимая ситуация катастрофической потери управления (самолёт продолжает заваливаться набок, не смотря на полное противодействие элеронов, уходит в пикирование, не смотря на полное противодействие рулей кабрирования, уходит в сваливание, несмотря на выставленный взлётный режим), система сама принимает решение о сбросе топлива и сама осуществляет его. (Сначала, конечно, она вскрывает центральный бак - что должно помочь в большинтве случаев. А если этого недостаточно - вскрывает и баки в крыльях - начиная, конечно, с того, которое ниже - чтобы при сливе самолёт выровнялся).

Пневмоприводы - если они срабатывают не по принципу подушки безопасности, а от баллонов - скажем, с углекислым газом, - выдвинувшись полностью и встав на фиксатор, открывают напор этого газа в бак - чтобы ускорить выход из него остающегося в нём топлива через открывшийся выход. И ещё лучше - чтобы этот газ был с порошкообразной примесью какого-нибудь адсорбента, который осел бы на стенках бака и препятствовал образованию пожароопасных паров.

Главное, конечно, эти места слива топлива сделать подальше от двигателей - чтобы оно не воспламенилось от их струй.
В полёте, в условиях быстро набегающего воздушного потока, все пары керосина будут сразу относиться назад - и если и пересекутся со струями двигателей, то уже на таком расстоянии, где они уже не такие горячие, чтобы их поджечь.

Реверс при посадке, разумеется, включать будет нельзя - но с пустыми баками самолёт спокойно затормозит и без него.

А после посадки, чтобы не допустить концентрации паров керосина из баков в неподвижном воздухе вокруг самолёта, самолёт может какое-то время выполнять рулёжку вокруг полосы, чтобы был какой-то набегающий поток, уносящий эти пары от самолёта, а когда в аэропорту всё будет готово - остановиться позади другого самолёта, чьи двигатели будут специально для этой цели включены, чтобы играть роль вентилятора, создающего воздушный поток для удаления от самолёта этих паров. Там же будет ждать и команда быстрого реагирования - чтобы залить пеной горячие части самолёта, которые могли бы стать источниками возгорания (шасси и двигатели), а также вскрытые баки и пространство под ними. (Ещё рулёжка в течение какого-то времени после посадки желательна для того, чтобы остыли шасси и чтобы остатки топлива - если они ещё остались - вылились до конца на ходу, а не образовывали лужу под самолётом.)

Далее пассажиры и команда покидают самолёт, а сам самолёт отправляется на восстановление баков.

Такую систему можно было бы установить и на уже построенные самолёты.

Десятки тонн топлива в баках самолёта в этой системе обретают качество балласта, который можно экстренно сбросить для спасения самолёта в чрезвычайной ситуации. И сильно конструкцию эта система спасения не утяжелит - но станет при этом дополнительным и весомым козырем такого самолёта на рынке. Если у самолёта есть система спасения, кардинально повышающая шансы пассажиров при чрезвычайной ситуации - этим фактором реально можно будет обеспечить выбор пассажиров - а значит и авиакомпаний.

В экстренном случае такая простая система спасения создаёт целый ряд весьма серьёзных факторов повышения живучести самолёта. А именно:

- избежание катастрофы во многих случаях недобора скорости (перегруза), когда для обычных самолётов катастрофа неминуема

- повышение шансов пассажиров при аварийной посадке (в баках не будет горючего)

- снижение посадочной скорости (повышает шансы на благополучный исход при аварийной посадке)

- уменьшение требуемой длины пробега (повышает шансы на благополучный исход при аварийной посадке)

- возможность дольше планировать (повышает шансы дотянуть до нужного места при аварийной посадке)

- снижение нагрузки на шасси (также повышает шансы на благополучный исход при аварийной посадке).




...Предваряя критику, не примену здесь добавить: керосин и его пары из открытых баков - это, конечно, опасность. Но куда большая опасность - это падение самолёта из-за перегруза (недобора скорости) или вынужденная посадка в месте, неприспособленном для посадки, с превышением посадочной массы и баками, полными горючего. При этой, явно превосходящей опасности, означающей для всех, кто находится в самолёте, крайне высокую вероятность трагического исхода, возможность выбора этой, альтернативной и явно меньшей опасности - будет неоценима.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Почему бы не делать в самолётах такую простую систему спасения?

#2 Сообщение shura-ag » 01 фев 2019, 09:31

По-моему это надо в кунст камеру. Вроде весна еще не очень скоро :)
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Почему бы не делать в самолётах такую простую систему спасения?

#3 Сообщение Serega » 01 фев 2019, 10:36

Подобную систему сняли с эксплуатации. Самолеты не выдерживали высокой перегрузки, создаваемой при резком изменении массы воздушного судна. "вырезанные части днища" опечатали, пневмоприводы заглушили. Патентная палата авиационного этажа НИИ Кащенко традиционно принимает заявки на новую систему.
Иванов Сергей

Ответить

Вернуться в «Кунсткамера»