Шон Койл: Как держать рычаги управления

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Ответить
Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Шон Койл: Как держать рычаги управления

#1 Сообщение 502 » 04 апр 2012, 17:50

По просьбе Н.Николабай (Авиамаркет) выкладываю перевод раздела книги Шона Койла (Shawn Coyle) "Циклический и общий шаг"
Как держать рычаги управления

Ручка циклического шага
Кажется странным, что кто-то должен говорить пилотам как держать органы управления – неужели это не является чем-то естественным? Согласно моему опыту – нет. Происходит вот что. Пилоты напрягаются, что является результатом их подготовки. Они привыкают и думают, что совершенно естественным является пилотирование, когда они «мертво» вцепляются в рычаги управления. Во-вторых, пилоты не тратят достаточно времени на осмысление того, как именно они летают. Может быть некоторые из них осознают, что сжимают рукоятку слишком сильно, но они так заняты выполнением полёта…

Большинство вертолётов, оснащённых турбинными двигателями имеют гидроусилители органов управления. В отсутствие триммеров, для перемещения органов управления не требуется практически никаких усилий. То есть пилот может даже не замечать, что он производит небольшое перемещение ручки циклического шага. Пальцы очень чувствительны к изменению усилия, в то время как ладонь и предплечье гораздо менее чувствительны к изменению их относительного положения. По этой причине большинство пилотов кладут предплечье на ногу и используют запястье в качестве сенсора изменения позиции ручки. Странно, но факт, большинство пилотов по прежнему держат органы управления изо всех сил без каких-либо на то оснований. Достаточно всего двух пальцев.

«Лишнее» управление
1.jpg
1.jpg (43.81 КБ) 7992 просмотра
Предыдущая дискуссия о совсем небольших усилиях, требуемых для перемещения органов управления, помогает понять, почему некоторые пилоты допускают много лишних и ненужных управляющих воздействий. Ещё одно причиной является развивающаяся у многих привычка немного перемещать ручку во всех возможных направлениях и, согласно закону случая, часть управляющих воздействий оказываются правильными. Это привычка очень быстро развивается и, поверьте мне, с ней очень трудно бороться в последствии.

Одним из признаков того, что пилот держит ручку неправильно являются ненужные управляющие воздействия, то что называется «мешать ручкой». Противоядием, показанным мне одним старым инструктором, является упражнение, когда вы держите в руке карандаш или шариковую ручку, таким образом, что средний и безымянный палец не могут касаться ручки циклического шага. Таким образом, пальцами которые могут доставать до ручки остаются большой, указательный палец и мизинец. В этом случае в принципе не возможно сильно сдавить ручку не причинив себе боли. Обучаемый учится расслаблять хват и совершать небольшие движения ручкой. (См фото выше).

Доказанный факт, что пилот «мешающей» ручкой по кругу может вносить дисбаланс в подъёмную силу ротора, что заметно сказывается на характеристиках полёта. На некоторых вертолётах, круговое вращение ручки с определённой скоростью в направлении вращения несущего винта действительно снижает подъёмную силу ротора.

Рычаг общего шага
2.jpg
2.jpg (99.64 КБ) 7992 просмотра
Аналогично, левая рука на рычаге общего шага служит сенсором положения. Рукой надо производить очень незначительные движения не видя в каком положении находится рычаг относительно кабины и на сколько произвести коррекцию. В технических терминах - это неподходящий инструмент для высокоточных работ. Решение этой проблемы, которое оказалось очень полезным для меня, заключается в том, чтобы оттопырив большой палец касаться им боковины сидения или другого подходящего элемента конструкции. Эта техника даёт точку отсчёта для руки, позволяя двигать рычаг очень точно. Ладонь должна лишь немного скользить вверх и вниз по рычагу из-за изменения положения угла наклона. Это показано на фото.

Педали
Ставьте ноги на педали очень без усилий. Это очень легко сказать, но подождите хотя бы час полёта, и проверьте, что вы по прежнему не напрягаете стопы на педалях. Удивительно, что подчас педали не гнутся от того, что на них одновременно давят с большой силой. Постарайтесь расслаблять ноги и лишь чуть-чуть давить на педали и вы вскоре почувствуете, что я имею в виду.

"Циклический и общий шаг" Шон Койл
Перевод: Григорий Анашкин
Подтверждение: Николай Николабай

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Шон Койл: Как держать рычаги управления

#2 Сообщение ksv » 04 апр 2012, 21:04

Интересная статья. Можно использовать этот текст для создания бесплатных информационных бюллетеней для своих пилотов?
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Шон Койл: Как держать рычаги управления

#3 Сообщение 502 » 04 апр 2012, 21:16

ksv писал(а):Интересная статья. Можно использовать этот текст для создания бесплатных информационных бюллетеней для своих пилотов?
Никаких условий, кроме сохранения ссылки на первоисточник и переводчика я думаю нет.

Аватара пользователя
Artemka
Новичок
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:10
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44

Шон Койл: Как держать рычаги управления

#4 Сообщение Artemka » 24 май 2015, 19:59

Про ручку между пальцев на циклике - супер! Надо напомнить об этом нашим инстам... Со мной Гагарин очень долго боролся.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»