Первый полет на R-44.

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Homo ludens
SAONовец со стажем
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 авг 2009, 11:58
Member of AOPA: No
Откуда: Н.Новгород

Первый полет на R-44.

#1 Сообщение Homo ludens » 24 май 2011, 23:29

В прошлое воскресенье состоялся мой первый полет на вертолете. До этого я, правда, пару раз летал на Ми-8 на выброску (меня) с парашютом на аэродроме Сокол. Но за штурвалом оказался впервые, и это произвело настолько сильное впечатление, что не могу не поделиться.

С Михаилом (Misha) я мечтал познакомиться уже давно, хотелось воочию увидеть человека, который одинаково хорошо владеет как техникой пилотирования, так и пером рассказчика. Когда же встреча состоялась, моя симпатия еще больше усилилась, настолько тепло и дружелюбно нас встречали на вертодроме. Так как мы приехали в Буньки раньше оговоренного часа, у нас еще оказалось немного времени, чтобы быть представленными находящимся в клубе «генералам нашей авиации». За чашкой кофе я коротко доложил присутствующим о ходе работ по восстановлению летающей лодки :), а потом с удовольствием послушал о планах на осень неугомонных вертолетчиков :).

И вот мы подходим к вертолету. Поскольку полет был во многом экспромтом, главной интригой для меня было наличие или отсутствие левого «циклика» и педалей. К моей огромной радости, техник как раз их устанавливал. Справившись с замками дверей (для человека, который видит их в первый раз, нужна короткая инструкция, на случай экстренного покидания вертолета), надеваем гарнитуру переговорного устройства и запускаемся. По открытой двери и снятой гарнитуре Михаила я понял, что в процессе запуска двигателя и раскрутки винта он контролирует (строго по РЛЭ) звук подшипников ротора.
После прогрева двигателя запросили взлет. Меня поразила легкость, с какой вертолет оторвался от земли. Так как обороты двигателя все время практически постоянны за счет регулятора оборотов, то не чувствуется никакого надрыва, никакого усилия для начала полета. Наверное, именно так должна выглядеть настоящая левитация :).

Дальше непродолжительное висение, разворот, набор скорости и высоты. Кто-то скажет: «все как всегда», но насколько же красивым по ощущениям и открывающимся видам оказался этот полет для нас.
8.JPG
После короткого инструктажа Михаил доверил мне рычаг управления циклическим шагом винта. Надо сказать, что к полету я немного подготовился: прочитал книгу А.М. Изаксона по вертолетостроению, изучил РЛЭ R-44, заглянул в ФАП-118, познакомился с расположением и назначением органов управления, приборов и ламп сигнализации, уяснил важность поддержания оборотов несущего винта, почитал про косой обдув, подушку при посадке и вихревое кольцо, и даже выполнил пару успешных авторотаций на компьютере :). Вдобавок еще удалось накануне на выставке Helirussia немного «полетать» на тренажере вертолета Камова и более-менее удачно посадить его «по-самолетному» в самом конце ВПП.

Но после того, как Михаил передал мне циклический шаг, я понял, что теоретическая и тренажерная подготовка довольно мало помогают в реальности. Мы как раз летели на высоте нескольких метров над …ским водохранилищем и моей задачей стало удержание высоты и скорости, а также управление по крену. Инстинкт самосохранения подсознательно тянул «циклик» на себя, а когда сознательная часть мозга вспоминала поставленную задачу, я отдавал ручку от себя. В результате мы летели по плавной вертикальной синусоиде.
2.JPG
Полюбовавшись красотами водохранилища и дачами известных людей :), мы стали планировать широкий заход на солнечную полянку. Тогда я осторожно спросил про авторотацию, и Михаил решил тут же ее продемонстрировать: убрал наддув, и обороты двигателя поползли вниз. Тем не менее, обороты несущего винта не падали, оставаясь в зеленой зоне. Легкая невесомость скоро прошла и мы стали плавно авторотировать на скорости, кажется, около 70 узлов. При этом меня приятно удивило полное сохранение устойчивости и управляемости. Чтобы продемонстрировать режим падения оборотов винта, Михаил потянул рычаг шаг-газ. Снижение замедлилось, обороты стали падать и включилась звуковая и световая сигнализация, после чего шаг-газ был опущен и обороты снова возросли. Опасаясь за сохранность чужого имущества, я предложил не доводить авторотацию до логического конца и обойтись без касания. Добавив наддув, мы плавно приземлились, высадили «кинофотооператора», и началось собственно обучение.
1.JPG
4.JPG
Сначала я учился работать рычагом шаг-газ: Михаил задавал высоту («теперь на 5 м вверх… теперь вниз на 3» и т.д.), а я старался эти указания выполнять. Потом я попытался приземлиться, но метрах на двух «уперся» в воздушную подушку, которую почувствовал очень явственно. Наконец, я «прожал» подушку плавной отдачей ручки шаг-газ и мягко приземлился. Но тут вертолет отскочил от земли и пришлось еще более настойчиво опустить шаг-газ.
6.JPG
Немного освоив это упражнение, перешли к управлению по курсу: разворот вправо на 90, влево на 180 и т.д. Мозг уже с напряжением контролировал работу сразу двумя органами управления – шаг-газом и педалями. А когда стало немного получаться, Михаил еще более усложнил задачу – передал мне управление ручкой циклического шага. Я «висел» самостоятельно, полностью управляя вертолетом! А Михаил стал показывать свободные руки.
5.JPG
Усложняло задачу еще то, что любое движение одним органом управления вызывало необходимость перемещать и другие. Взятие шаг-газа – реактивный момент – надо давать педаль, циклический шаг в сторону – крен – скольжение – педаль – отбор части мощности от несущего винта – рычаг шаг-газ и т.д. Мозг понимал физику всех этих взаимосвязей, но до рук и ног «доходило» медленно :).
7.JPG
Мне сложно объективно судить, как я справлялся с задачами. Возможно, вначале неплохо, т.к. Михаил потом сказал:
Очень редко у кого с первого раза ТАК получается.
Но надолго предельной концентрации внимания не хватило, и вертолет начал «гулять». Мне «удалось» сделать несколько ошибок: отдал от себя ручку циклического шага, когда ее следовало тянуть, превысил наддув, неправильно рассчитал посадочную траекторию («Из такого положения только на авторотации можно на площадку попасть», – сказал Михаил), и в завершение приземлился с небольшим боковым сносом. На видео, кстати, некоторые мои ошибки хорошо видны.
А на обратном пути Михаил продемонстрировал воронку, потом исполнил красивый «вальс» и еще немного «похулиганил».

И в заключение хочу выразить свое восхищение не только летным мастерством Михаила (и миллиметровой точностью посадок, и пилотажем вообще), но и его педагогическим талантом, потому что, если у меня что-то и получилось в этот день, то только благодаря его умению понятно и очень интеллигентно все объяснить и показать.

P.S. Как говорит один хороший человек, «я не настоящий сварщик», поэтому прошу простить меня за имеющиеся в тексте неточности и ошибки :).


Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Первый полет на R-44.

#2 Сообщение zenon » 25 май 2011, 00:01

Рад разделить вашу радость! Но предупреждаю!!! Вертолет - это такой вирус, который очень легко подцепить и от которого потом очень трудно избавиться. Берегитесь! ;)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Первый полет на R-44.

#3 Сообщение lt.ak » 25 май 2011, 00:11

zenon писал(а):... Но предупреждаю!!! Вертолет - это такой вирус, который очень легко подцепить и от которого потом очень трудно избавиться. Берегитесь! ;)
он был предупреждён - http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... &start=183 ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Первый полет на R-44.

#4 Сообщение stiratel » 25 май 2011, 08:58

zenon писал(а):Рад разделить вашу радость! Но предупреждаю!!! Вертолет - это такой вирус, который очень легко подцепить и от которого потом очень трудно избавиться. Берегитесь! ;)
Классный рассказ:) Михаил уже инстуктор?! Респект!

Зы: а почему меня этот вирус не зацепил?! Может рано еще?

Аватара пользователя
Stas
SAONовец со стажем
Сообщения: 216
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 17:47
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Первый полет на R-44.

#5 Сообщение Stas » 25 май 2011, 09:07

Прочитав такое подробное и интересное повествование, мне в очередной раз захотелось полетать с Михаилом!

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Первый полет на R-44.

#6 Сообщение zenon » 25 май 2011, 09:54

а почему меня этот вирус не зацепил?!
А вы поставьте себе задачу, ну хотя бы научиться висеть на Робинсоне... Посмотрим что будет дальше ;)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Первый полет на R-44.

#7 Сообщение Ритон » 25 май 2011, 10:23

если раллиста зацепит, то будем гоняться от Москвы до Чукотки :P

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Первый полет на R-44.

#8 Сообщение stiratel » 25 май 2011, 11:38

zenon писал(а):
а почему меня этот вирус не зацепил?!
А вы поставьте себе задачу, ну хотя бы научиться висеть на Робинсоне... Посмотрим что будет дальше ;)
да вроде висел :) у меня целых !!! полтора часа на Р44 :oops: не вштырило чего-то. Т.е. сначала да, а потом как то нет...

Ритон: ну хорош издеваться, а :)))

Аватара пользователя
Homo ludens
SAONовец со стажем
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 авг 2009, 11:58
Member of AOPA: No
Откуда: Н.Новгород

Re: Первый полет на R-44.

#9 Сообщение Homo ludens » 25 май 2011, 11:56

Спасибо, рад, что рассказ понравился :)
zenon писал(а):...Вертолет - это такой вирус, который очень легко подцепить и от которого потом очень трудно избавиться. Берегитесь! ;)
Все гораздо серьезнее! Случилось страшное. Вирус попал в жену!
:mrgreen:

Аватара пользователя
Brat1
Активный участник
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 сен 2009, 13:25

Re: Первый полет на R-44.

#10 Сообщение Brat1 » 25 май 2011, 12:10

Ритон писал(а):если раллиста зацепит, то будем гоняться от Москвы до Чукотки :P
Это точно! Но есть и еще одна опасность - если его зацепит, нам придётся вертолёт покупать :idea:

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Первый полет на R-44.

#11 Сообщение stiratel » 25 май 2011, 12:15

Brat1 писал(а):
Ритон писал(а):если раллиста зацепит, то будем гоняться от Москвы до Чукотки :P
Это точно! Но есть и еще одна опасность - если его зацепит, нам придётся вертолёт покупать :idea:
причем не Р44 :) минимум как у Олега

Malabar
Гуру
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: Первый полет на R-44.

#12 Сообщение Malabar » 25 май 2011, 12:24

долго думал в какой раздел написать про мой первый опыт пилотирования на R-44
раз тут пошли хвалебные воспевания Михаила, напишу коротко и я.

будучи в Москве в январе 2011 года (проходил ВЛЭК) так как в Омске пройти не смог.
Михаил проявил радушное гостеприимство , встретится и полетать.
прождав меня у больнички 1.5 часа , что понимаю по Московским меркам не виданная роскошь ожидания, мы наконец встретились.

маршрут примерно что и у Homo ludens (очевидно гостевой)
РЛЭ конечно никакое про R-44 не читал.
мой самолетный опыт перевалил за 1000 часов, вертолетный как владельца и эксплуатанта МИ-2 только за 100 часов.
хотелось сравнить две не сравнимые машины. так как сравнивать их считаю не корректно .

висение первоначально не получалось абсолютно.
такое ощущения что впервые сел за вертолет.
движения педалями и ручкой плюс минус сантиметр, после мидвашных усилий...., :(
усилия управления Р-44 как радиоуправляемая моделька.
наиболее сложно оказалось заставить разум управлять не послушными ногами, противоположным, миллиметровым движениям, (вращения НВ Р-44 и МИ-2 разные.)
мозги отказывались давать обратные команды ногам после каждого взятия ручки. крича истошно, мы выучены к другим командам ручки и педалям.
после 20 минут болтания с резкими движениями наконец то разум стал привыкать к легкости и удовольствию пилотирования Р-44.
авторотация более вертикальная, с очень резким задиранием у земли,
почему-то после приземления на авторотации завоняло жжеными ремнями ,
Миша, ---- так всегда после авторотации с посадкой--- ,
---ответ не утвердительный,---
хотя ему виднее :D ,
мне как ,,механическому,, человеку хотелось бы знать исчерпывающий ответ.
определенно вертолет очень легкий, болтанка даже в зимнее время присутствовала,
если сравнивать с самолетами то как после цесны-172 сел в А-22,

в двух словах
на МИ-2 работаешь, на Р-44 отдыхаешь.

техника пилотирования Михаила и его общения с вертолетом явно показывает что человек не просто налетывает свои часы, а много и упорно занимается своей подготовкой

налетав более 60 мин мы вернулись на место базирования.
с удовольствием вписал в летную книжку УТП на R-44 .

Михаилу огромное спасибо за полеты и гостеприимство, отвечу тем же но в Омске на МИ-2 :D :D :D
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

Malabar
Гуру
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: Первый полет на R-44.

#13 Сообщение Malabar » 25 май 2011, 12:30

фото того же здания
в зимнее время с другой стороны.
простите за качество , снимал на телефон :(
Вложения
Фото0026.jpg
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

Аватара пользователя
Vi-kTo-R
SAONовец со стажем
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: Северо-Восток М.О.
Контактная информация:

Re: Первый полет на R-44.

#14 Сообщение Vi-kTo-R » 25 май 2011, 13:35

Спасибо Homo ludens за яркое повествование о полете на *Робике*.
Как закончу учебу на самолете, обязательно попробую вертушку. Век живи-учись..
В Арктике звезды ярче..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Первый полет на R-44.

#15 Сообщение Misha » 25 май 2011, 20:30

Ну, прямо захвалили :oops: Моей заслуги никакой нет в том, что ученики талантливые попадаются. Максим, вон, не только теорию проштудировал - еще и на тренажере приземлился (ни я, ни Дима Ракитский на том самом тренажере даже взлететь не смогли :shock: )
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»