Полеты в условиях обледенения

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3325
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Полеты в условиях обледенения

#31 Сообщение Алексей 2 » 20 янв 2013, 19:31

Valerych писал(а):
Алексей 2 писал(а):-22 градуса. Запустил мотор, включил CLACH и прогрелся. Не собирался взлетать. Хотел немного свежий снег раздуть. Как только чуть приподнял шаг, почувствовал непривычную вибрацию. Быстро выключился. А там вон что.
Хвостовая балка тоже обледенела ?
Нет. Только винты. Балка не вращалась :)

Аватара пользователя
Valerych
Активный участник
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 10:50
Member of AOPA: No
Откуда: Ноябрьск

Re: Полеты в условиях обледенения

#32 Сообщение Valerych » 20 янв 2013, 19:54

Алексей 2 писал(а):
Valerych писал(а):
Алексей 2 писал(а):-22 градуса. Запустил мотор, включил CLACH и прогрелся. Не собирался взлетать. Хотел немного свежий снег раздуть. Как только чуть приподнял шаг, почувствовал непривычную вибрацию. Быстро выключился. А там вон что.
Хвостовая балка тоже обледенела ?
Нет. Только винты. Балка не вращалась :)
На фото, если не ошибаюсь матовый налет на балке.
Хочу в СССР

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 709
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: Полеты в условиях обледенения

#33 Сообщение SVP » 20 янв 2013, 21:02

а чехлов лопастей тоже нет чтоли?

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3567
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в условиях обледенения

#34 Сообщение VK68 » 20 янв 2013, 21:18

Да, Лех... Ты в следующий раз прямо с чехлами запускай! Что бы обледенения не было :mrgreen: :mrgreen:

Clipper
Активный участник
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 12 фев 2010, 13:39
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в условиях обледенения

#35 Сообщение Clipper » 21 янв 2013, 00:18

VK68 писал(а):Да, Лех... Ты в следующий раз прямо с чехлами запускай! Что бы обледенения не было :mrgreen: :mrgreen:
Молодец!!! Ржал.

HeliCap
SAONовец со стажем
Сообщения: 522
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
Member of AOPA: No
Откуда: Сибирь

Полеты в условиях обледенения

#36 Сообщение HeliCap » 29 окт 2015, 13:20

Mikle писал(а):если кому интересно.
если лететь надо "кровь из носу", а обледенение возможно, надо обмазать передние кромки лопастей тавотом где-то на 5-10 см назад от самой кромки.
Заинтересовал сей метод, ув. Mikle куда- то пропал с экранов радаров, если кто- нибудь еще пробовал - поделитесь опытом, плиз...

severyanin
Новичок
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: Архангельск
Летаю на:: R44

Полеты в условиях обледенения

#37 Сообщение severyanin » 15 дек 2015, 22:47

В прошедшую субботу впервые попали на R44 в обледенение. Температура была -8, влажность около 84%. Вскоре после вылета на высоте 150 попали в дымку, через пару минут нижняя часть остекления достаточно быстро стала покрываться льдом. На лыжах при этом не было заметно совсем ничего. Решили садиться на даче (5 мин хода) чтобы переждать до улучшения погоды. Долететь еле успели, стала быстро падать управляемость и расти наддув. Садились с наддувом за 26 при 2 членах экипажа, взлетали на 22. Весь полет с момента обнаружения начала обледенения до посадки составил 7-8 минут. При проверке на земле обнаружили по всей длине лопастей на передней кромке очень прочный полупрозрачный лед толщиной 6-8 мм, отлетевший с оконечностей лопастей только сантиметров на 70-80. На хвостовом винте по всей передней кромке лед толщиной 5-7 мм. Абсолютно прозрачный лед толщиной 2-3 мм на обтекателях шасси и обтекателе мачты. При этом площадь обледенения остекления была не больше 25*25 см внизу с каждой стороны.
Пробовали горячей водой, неудобно, сразу замерзает на других участках лопасти.
1,5 часа ушло на обогрев лопастей феном, который нашли на даче в шкафу, сразу вытирали воду тряпкой, стоя на пустых бочках. Повезло, что летели в лес, и обледенение началось вскоре после вылета и сели на даче. Если бы возвращались с рыбалки и сели в лесу, пришлось бы тяжко без бочек-электричества- фена с удлинителем.
Может у кого есть опыт удаления льда с лопастей в походных условиях без электричества при температуре -5 -15 градусов? Про использование спирта читал выше :)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9744
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Полеты в условиях обледенения

#38 Сообщение Misha » 16 дек 2015, 08:37

У робика гибкие лопасти НВ, сбросить с них лед можно в координированном развороте. Но это уже полный экстрим, конечно - лучше в обледенении не летать
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

cap850
SAONовец со стажем
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 09:30
Member of AOPA: No

Полеты в условиях обледенения

#39 Сообщение cap850 » 17 дек 2015, 09:29

2 severyanin
Витя , предлагаю брать с собой канистру тосола, при посадке в лесу разогреть на плитке ( плитки то у нас с тобой даже летом в багажниках) , а уж как до лопастей добраться каждый придумает сам. Можно для такой ситуации и чайник пожертвовать.
Предложение чисто теоретическое- не пробовал. Прошу сильно не пинать)))
Последний раз редактировалось cap850 04 фев 2017, 11:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Goluha
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 ноя 2014, 10:30
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Полеты в условиях обледенения

#40 Сообщение Goluha » 17 дек 2015, 15:40

[quote="severyanin"]В прошедшую субботу впервые попали на R44 в обледенение.

Как для меня интересная тема - повисает гнетущая тишина.. :?
Люди которые реально могут что- то сказать (поделиться) почему то помалкивают, видимо по причинам , что "В СМУ никто не летает".

Поделюсь тем , что пережил сам. Прошлой зимой лечу в Тверской области на Робинсоне и вижу по курсу небольшую дымку. Видимость была 5-7км, темп -3, . До точки оставалось 30 км, когда я влетел в эту дымку и мгновенно понял ее природу. Вот ты какой - ледяной дождь! Секунд за 20-30 мне наглухо залепило льдом блистер и я перешел на полуприборный полет смотря в боковое окно. Включил обогрев пито и печку на полную мощность, под ногами отогрелось две дырки с футбольный мяч через которые бодро мелькал проплывающий ландшафт. Появилась легкая вибрация, льда на лыжах не было (даже когда приземлился), позвонил на точку на предмет "дождя", все было ок. Первая мысль была - развернуться, потом вторая - на фига, все уже плохо (могло ли быть хуже, не знаю до сих пор), третья - сесть и почистить перья, но глядя вниз на сплошной лес и маленькие снежные полянки раздумал. Принял решение тянуть до точки. При заходе летел над озером глядя в боковое окно на лес . Зная местность и площадку решил зависнуть подальше от препятствий и боком тихонько подойти. Ошибся , что отошел слишком далеко от ориентира и начал проваливаться теряя высоту, радиовысотомер заорал очень вовремя,зато понял что такое эффект белизны (лед белый, небо белое, лес далеко). После выключения осмотрел борт : лед на блистере и передней части кабины 2-3 мм, на лопастях совсем немного ближе к шарниру. С блистера лед соскользнул как скорлупа с яйца, лопасти трогать не стал, само через два дня отошло.
Жизнь - это движение!

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Полеты в условиях обледенения

#41 Сообщение rubaga » 17 дек 2015, 17:43

Goluha писал(а):Как для меня интересная тема - повисает гнетущая тишина.. :?
Люди которые реально могут что- то сказать (поделиться) почему то помалкивают, видимо по причинам , что "В СМУ никто не летает".
Спасибо за рассказ. Я думаю, что многие писать не хотят так как на эту тему буквами писать не просто. Советы давать - будто рекламу таких полетов делать. Также сложностью является разный уровень подготовки пилотов - читателей форума. Под всех ответы сложно написать.

Фундаментально и так ясно и на многих примерах проверено, что полеты в таких условиях это русская рулетка - долетишь не долетишь. Сродни загоревшейся лампочке окончания топлива. Поэтому единственный выход - скорейшая безопасная посадка либо выход из этих условий, если только что в них вошли (как в Вашем примере). Хотя и выход не всегда решит проблемы.

По моему мнению, наиболее продуктивным местом обсуждения являются сезонные семинары. Такие проводит например каждую осень Буньково. Уверен другие их тоже проводят. На них довольно много времени уделяется этому вопросу. Можно его обсудить с инструкторами и другими пилотами. Во время сезона можно также в любые выходные подлететь и подробно обсудить вопрос. Мне кажется, что данную тему лучше обсуждать очно.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»