Полеты в условиях обледенения

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты в условиях обледенения

#16 Сообщение 12345 » 17 дек 2009, 23:20

Jan писал(а):А в R-44 дверь открывать? И подглядывая, далее?
Зачем? В боковые итак видно - бульбы только по передней кромке обмерзают.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Полеты в условиях обледенения

#17 Сообщение Ритон » 18 дек 2009, 00:08

а что увидишь в бок? если узел МВЛ, у всех ледяная каша на фонаре, все забились на одну высоту, оттаять.

Нужно ли партизану в этом случае выходить в эфир? Общая частота есть?

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в условиях обледенения

#18 Сообщение ЛОДОЧНИК » 18 дек 2009, 01:58

Ритон писал(а):
Misha писал(а): Первый признак - нарастание льда на кончиках лыж.
сколько % прозрачности фонаря остается до этого момента?
Misha писал(а): Есть время подсесть или уйти выше облаков, под солнце - там лед уходит в течение примерно 5-10 минут.
Володько пишет, зимой из зоны обледенения целесообразно уходить вверх, в сторону более низких температур наружного воздуха, а весной и осенью - вниз, в сторону положительных температур.
На верх только если точно знаешь верхнюю границу, в противном случае может не хватить времени вернутся вниз...
У меня был эпизод когда я целый день мотался к солнышку через слой с умеренным обледенением при нижнем крае 200 и верхнем 900.
В очередном вылете уже после обеда на высоте 600 скороподъемность упала до 0.5 метра при обычной на этой высоте 4 м/с. Лед имел не обычный для меня вид белого махрового полотенца, а на поджатых у лодки шасси был похож на пенопласт. Отработал шагом винта, по фюзеляжу грохнуло так, что больше уже ничего не хотелось, и лучше не стало. Заход был по GPS c прямой почти на взлетном режиме... За приростом обледенения в этом вылете следил уже не внимательно, за день привык к одинаковым условиям и усталость наверно уже сказывалась.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в условиях обледенения

#19 Сообщение ЛОДОЧНИК » 18 дек 2009, 02:01

Ритон писал(а):а что увидишь в бок? если узел МВЛ, у всех ледяная каша на фонаре, все забились на одну высоту, оттаять.

Нужно ли партизану в этом случае выходить в эфир? Общая частота есть?
Партизан на узле МВЛ в ледяной каше? :shock: Не, в эфир не надо. Пусть сразу застрелится, сволочь... :mrgreen:
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Полеты в условиях обледенения

#20 Сообщение Mikle » 18 дек 2009, 04:31

если кому интересно.
лопасти с толстым профилем лучше держат обледенение, чем с тонким.
резиновая передняя кромка лучше алюминиевой в условиях обледенения.
на турбовинтовом вертолёте в обледенении торк возрастает.
если есть обогрев ВНА, включать надо ДО входа в зону обледенения, так как, если включить ПОСЛЕ, то есть когда лёд уже начал нарастать, то куски льда могут улететь в турбину. мало не покажется.
если лететь надо "кровь из носу", а обледенение возможно, надо обмазать передние кромки лопастей тавотом где-то на 5-10 см назад от самой кромки.
если обнаружил обледенение и есть возможность вернуться, надо обязательно возвращаться, а не лезть вверх. может не хватить высоты.
если встретили в полёте мелкие осадки (морось, дождик) и температура воздуха падает, драпай назад, вот-вот будет переохлаждённый дождь, обледеневает всё в секунды.
прозрачный лёд гораздо опаснее того, который с мелкими пузырьками воздуха и похож на пену (я забыл его русский термин)


Миша, не советую рисковать с преднамеренным попаданием в обледенение. самая большая опасность в том, что, если откажет двигатель (а отказать в обледенении нефиг делать, карбюратор леденеет и с включённым обогревом), то обледеневшие лопасти не будут поддерживать обороты на авторотации. сбить его не успеешь. G=9.81.... чем это грозит, тебе должны были рассказать на робинсоновском наземном курсе.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Полеты в условиях обледенения

#21 Сообщение RODEO » 18 дек 2009, 08:01

Mikle писал(а): Миша, не советую рисковать с преднамеренным попаданием в обледенение. самая большая опасность в том, что, если откажет двигатель (а отказать в обледенении нефиг делать, карбюратор леденеет и с включённым обогревом), то обледеневшие лопасти не будут поддерживать обороты на авторотации. сбить его не успеешь. G=9.81.... чем это грозит, тебе должны были рассказать на робинсоновском наземном курсе.
Вот вот и нам говорили, что авторотация с обледеневшими лопастями становиться невозможна. Обороты теряются мгновенно, их уже не раскрутить и диск вращения превращается в тюльпан, черный :mrgreen: .....

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Полеты в условиях обледенения

#22 Сообщение Ритон » 18 дек 2009, 22:34

Это ж испытательный полет с регистрацией первого признака предпосылки ЛП в типичных для погодных России условиях. Можно даже в «Робинсон» послать для выпуска извещения по безопасности полетов, что заучивали: холодно, чистый фонарь, посматривай на конец лыжи, увидел лед, принимай решение.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полеты в условиях обледенения

#23 Сообщение Misha » 24 дек 2009, 21:09

Вчера с 12345 слетали в облака, сняли там ролик про обледенение для моего греческого корреспондента.

Вот он http://www.youtube.com/watch?v=5B8R0ugt25g
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Полеты в условиях обледенения

#24 Сообщение ЛОДОЧНИК » 27 дек 2009, 17:24

Заблокирован источник статического давления
Если показания приборов, работающих от источника статического давления (измеряющих воздушную скорость, высоту и вертикальную скорость) ошибочны, необходимо открыть клапан резервного источника статического давления, чтобы в эти приборы стало поступать статическое давление из кабины.
Примечание. Если подключение резервного источника статического давления не дало результатов, подать статическое давление к приборам в аварийной ситуации можно, разбив стекло циферблата вариометра. Когда статическое давление подается через вариометр, показания ПОДЪЕМ (UP) – СПУСК (DOWN) реверсируются (т.е. стрелка прибора при снижении будет показывать ПОДЪЕМ, а при наборе высоты – СПУСК).

Скажите, есть еще индивидуумы с налетом больше тысячи, которые про это не знали, или я эксклюзивный :(
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Полеты в условиях обледенения

#25 Сообщение Jan » 27 дек 2009, 21:01

Не, далеко не эксклюзивный.. нас много.. Пойду, еще раз 5 прочту..

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты в условиях обледенения

#26 Сообщение lt.ak » 27 дек 2009, 21:05

можно ещё подумать почему именно вариометр ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Полеты в условиях обледенения

#27 Сообщение Mikle » 28 дек 2009, 00:09

что тут думать, на его картинку (схему) посмотреть надо :wink:

кстати, забыл сказать (и отдельно Мише). если есть подозрение, что может быть обледенение, то надеяться, что увидишь его на носке лыжи, не очень безопасно. когда там появляется слой льда, видимый невооружённым глазом из кабины, то значит в обледенении ты летишь уже давно. я не знаю конструкцию дверей на R-44, но на других машинах обычно сдвигаешь или дверь (Ка-26) или стекло (всё стальное) и пальцами трёшь любую доступную выступающую поверхность. на Ка-26 это шток индикатора РИО-3, на других машинах другие разные штуки. тонкий слой льда очень хорошо чувствуется голыми пальцами, когда ещё ничего визуально не видно.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты в условиях обледенения

#28 Сообщение lt.ak » 28 дек 2009, 00:27

Mikle писал(а):что тут думать, на его картинку (схему) посмотреть надо :wink:
...
даже смотря на картинку нужно думать ... :mrgreen:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3683
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Полеты в условиях обледенения

#29 Сообщение Алексей 2 » 20 янв 2013, 15:32

-22 градуса. Запустил мотор, включил CLACH и прогрелся. Не собирался взлетать. Хотел немного свежий снег раздуть. Как только чуть приподнял шаг, почувствовал непривычную вибрацию. Быстро выключился. А там вон что.
Вложения
P1100097.JPG
P1100096.JPG
P1100095.JPG

Аватара пользователя
Valerych
Активный участник
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 10:50
Member of AOPA: No
Откуда: Ноябрьск

Re: Полеты в условиях обледенения

#30 Сообщение Valerych » 20 янв 2013, 15:56

Алексей 2 писал(а):-22 градуса. Запустил мотор, включил CLACH и прогрелся. Не собирался взлетать. Хотел немного свежий снег раздуть. Как только чуть приподнял шаг, почувствовал непривычную вибрацию. Быстро выключился. А там вон что.
Хвостовая балка тоже обледенела ?
Хочу в СССР

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»