"И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

"И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#1 Сообщение Misha » 25 апр 2009, 21:17

Не могу не поделиться радостью :-)

Сегодня решил потренировать полеты под шторкой (с декабря не пробовал). Инс мне предложил слегка усложнить задачу и пролететь маршрут по GPS. Я дал встречное предложение (фактически - "достал свой ветрочет"): проложить маршрут на карте и пролететь его под шторкой без GPS, по штурманскому расчету на бумажке, используя только гирополукомпас, указатель воздушной скорости и часы.

Посчитал маршрутик с ветрочетом и НЛ-10М - километров на 40-50, с двумя ППМ и с КПМ в центре учебной зоны. Взлетел под шторкой, сделал вираж над вертодромом (ИПМ), отсек время - и пошел, стараясь держать курс и скорость. Ну и высоту, конечно. Сначала получалось хреновато, елозил по курсу и по скорости, вносил в уме поправки по времени. Инс мне сказал, что я сниму козырек, когда решу, что прибыл на КПМ. Каково же было мое удивление, когда, сняв козырек, я увидел метрах в 200 ПРЯМО ПО КУРСУ нашу автобусную остановку (центр зоны)!!!

Но мы решили, что это я случайно туда вышел, надо бы сделать еще маршрутик. Подсели, я прикинул на коленке маршрут километров на 30 с одним ППМ и с КПМ в центре озера. На ППМ разворот градусов на 150. Взлетел под шторкой, отсек время на ИПМ... Снял козырек - и обнаружил себя В ЦЕНТРЕ ОЗЕРА с отклонением влево метров на 100-150.

В общем, сегодня я радуюсь, как мальчишка и даже преисполнился некоторым уважением к себе. Учиться-то и правда никогда не поздно :lol:
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#2 Сообщение Ритон » 25 апр 2009, 23:16

супер!

На R-44 есть нештатная шторка?

утром успели? до ковра? а мы отменили маршрут.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#3 Сообщение 502 » 25 апр 2009, 23:37

Напоминает рассказы пресытевшегося в сексуальных утехах индивидуума, нашедшего себя в мазохизме. :)

А как на R-44 курс держать? По магнитному и turn-coordinator-у что-ль?
Ян мне объяснил, что на R-44 гирополукомпас не предусмотрен - у него только магнитный. А на магнытный посмотреть под шторкой, как бы не совсем честно получится из-за его расположения. :)

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

#4 Сообщение Mikle » 26 апр 2009, 00:03

а при расчётах ветер брал из прогноза, полученного с АМСГ? если так, то там стали давать хорошие прогнозы.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#5 Сообщение Ритон » 26 апр 2009, 00:05

есть на некоторых гирополукомпас, корректировать только часто нужно.

мне про шторку не ясно. :roll:

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

#6 Сообщение Mikle » 26 апр 2009, 00:07

Ритон писал(а):мне про шторку не ясно. :roll:
я не уверен, автор сам прояснит, но есть такие козырьки, на голову одеваются, видно только приборную доску. в Северной Америке с такими сдают иногда лётные проверки на IFR.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#7 Сообщение Ритон » 26 апр 2009, 00:13

что только в америке не придумают. :shock:
для авиамоделистов продают обратное, на шею хомут одевают, чтоб радиомодель низко не опускали.
а я уж думал МИ-2 расчехлили

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#8 Сообщение lt.ak » 26 апр 2009, 00:20

Ритон писал(а):что только в америке не придумают. :shock:
...
много разных вариантов ... вот несколько ...

http://www.pilotshop.com/advanced_searc ... 4fc3fb30f1
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#9 Сообщение Ритон » 26 апр 2009, 00:40

в общем Супер! Зачет!
полезное упражнение. я не знал про такой опыт.
В России живем. Зимой-то на ощупь иногда приходится.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#10 Сообщение Jan » 26 апр 2009, 00:45

Мишу поздравляю, конечно , но совершенно согласен относительно мазохизма.. :)

Все было круче. На стоянке во время "режима" стоял R-44 со шторкой "a-la rus" - весь блистер на 2/3 был заклеен изнутри обычной белой бумагой..

У Миши есть гирополукомпас - заказал сразу. Но далее начинаются тонкости.. Я не вполне понял - что тренировалось? Если полет "по приборам", то это нехорошая практика - в облачность, даже имея навык "прямовождения" вертолета, влетать не надо в любом случае. IMHO, но тому масса подтверждающих примеров. Главное тут - реакция авиагоризонта и высотомера недостаточна для IFR и для таких полетов неспроста придумано условие либо второго пилота, либо автопилота (минимум 2-осевой, если не ошибаюсь).

А вот полеты IFR, при этом используя в качестве средств навигации не VOR (хотя бы снос показывает уж), а расчет ПО КАРТЕ, который предполагает, в первую очередь, корректировку курса по ВИЗУАЛЬНЫМ ориентирам, не используя визуальные ориентиры - это что?? :).

Миш, у меня твердое убеждение (при том, что уверен в том, что посчитано тобой было все правильно), что если бы маршрут был не на 15-20 минут (стабильные условия по ветру и гирополукомпас недалеко ушел), то попасть в нужное место не получилось бы.

А уж применять это на практике при полете дальностью более 50 км.. курс не корректируется, приборов ДЛЯ НАВИГАЦИИ НЕТ...

Так что надо выбирать что-либо одно - либо полеты в заклеенной кабине (но навык сугубо виртуальный, потому как в облака лезть нельзя на R-44, и ты это прекрасно знаешь :), зимой - особенно, летом - зачем?..), либо маршрут с картой и визуальной корректировкой расчетов на 200-300 км с 4-5 ППМ (лучше больше).

Но мастерство не пропьешь.. :). Хотя делать то же самое - не буду :). Не получится. :)


Впрочем, если я неправ, пусть более опытные товарищи меня поправят.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (с) Misha

#11 Сообщение Jan » 26 апр 2009, 00:58

Misha писал(а): Взлетел под шторкой...
Погоди, ты хочешь сказать, что проводил взлет из Буньков ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ приборов, не видя горизонта??? Или горизонт ты видел, а бумагой были заклеены только ориентиры визуальные??

Если взлетал ТОЛЬКО ПО ПРИБОРАМ - снимаю шляпу! Это означает, что теперь мы можем летать в любую погоду и IFR+R-44 вполне возможны. Тогда буду пробовать.

Проясни - что видел в блистер, помимо бумаги?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#12 Сообщение Misha » 26 апр 2009, 08:21

Отвечаю всем по порядку :-)

1. Наверное - мазохизм, но захотелось новых ощущений :-)

2. Как уже сказал Ян, на Р44 ватманом заклеивается вся нижняя часть блистера - примерно на 5-10 см не доходя до магнитного компаса (висящего на центральной стойке) - на морду надевается полукруглый козырек. В результате видна только приборка и белая бумага вокруг.

3. Если скосить глаз вправо - через низ остекления двери виден кусочек земли. Это для взлета, понять высоту (ты же практически в любом тумане на метр вниз видишь - так что, все реально). Набрал примерно метр - и сразу без висения по авиагоризонту пошел вперед с небольшим, градусов 5, тангажом. Конечно, так можно взлетать только если ты точно знаешь, что впереди есть место для разгона и набора высоты. Так я взлетал с площадки и из зоны с дороги (там поле).

4. ГПК у меня изначально стоит в приборке - но "уходит" довольно быстро. Инс периодически в горизонтальном полете его подкручивал по магнитному компасу. В связи с этим вопрос - есть ли в природе что-нибудь более надежное (но не GPS)?

Вот как-то так :-)
Последний раз редактировалось Misha 26 апр 2009, 08:33, всего редактировалось 2 раза.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#13 Сообщение Misha » 26 апр 2009, 08:31

Вот еще кое-что разъясню :-)
Jan писал(а):Главное тут - реакция авиагоризонта и высотомера недостаточна для IFR и для таких полетов неспроста придумано условие либо второго пилота, либо автопилота (минимум 2-осевой, если не ошибаюсь).

Миш, у меня твердое убеждение (при том, что уверен в том, что посчитано тобой было все правильно), что если бы маршрут был не на 15-20 минут (стабильные условия по ветру и гирополукомпас недалеко ушел), то попасть в нужное место не получилось бы.

А уж применять это на практике при полете дальностью более 50 км.. курс не корректируется, приборов ДЛЯ НАВИГАЦИИ НЕТ...

Так что надо выбирать что-либо одно - либо полеты в заклеенной кабине (но навык сугубо виртуальный, потому как в облака лезть нельзя на R-44, и ты это прекрасно знаешь :), зимой - особенно, летом - зачем?..), либо маршрут с картой и визуальной корректировкой расчетов на 200-300 км с 4-5 ППМ (лучше больше).
1. Реакции приборов хватает - главное, чтобы реакции пилота были своевременны и адекватны :-)

2. Согласен, что при более длинном маршруте я бы хрен куда попал - да и в этих условиях все похоже на цепь случайностей :-) Однако, я попробовал именно "применить это на практике" - посмотреть, что получится. Из чистого любопытства.

3. Я не стал "выбирать что-либо одно" - я выбрал все в одном флаконе :-) Говорю ж - инс мне предложил лететь по GPS, что было бы более логично и похоже на правду жизни: ты не только пилотируешь по приборам: авиагоризонту, компасу, вариометру, высотомеру, указателю скорости, не только контролируешь двигатель и ротор - у тебя добавляется еще один прибор для контроля - GPS. Я же решил попробовать именно так (вместо GPS контролировать два таймера)- и у меня, может и случайно - получилось! :-)

Что касается полетов по карте - то я, вроде, летаю кое-как. При том - чаще, чем под шторкой. Сейчас вот на спорт начну тренироваться...
Последний раз редактировалось Misha 26 апр 2009, 09:09, всего редактировалось 1 раз.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#14 Сообщение Misha » 26 апр 2009, 08:35

lt.ak писал(а):
Ритон писал(а):что только в америке не придумают. :shock:
...
много разных вариантов ... вот несколько ...

http://www.pilotshop.com/advanced_searc ... 4fc3fb30f1
У нас второй по счету вариант из трех на картинке
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#15 Сообщение Ритон » 26 апр 2009, 08:36

радиовысотомер бы прихватить, фару и так далее...
электрика выдержит?

почему в сети нет Курса уч-ле подготовки на вертолете ?
Сказано в КУЛП-СВ-85-МИ-2.

упражнения полеты со шторкой:

...при подходе к зоне по команде летчика-инструктора закрывает кабину шторкой...
взлет обычный

нормальный взлет нужен, чтобы сличить приборы с горизонтом, так как нет дублирующих приборов.
Последний раз редактировалось Ритон 26 апр 2009, 08:41, всего редактировалось 2 раза.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»