"И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#91 Сообщение Misha » 12 фев 2010, 22:32

Ритон писал(а):Нео, если еще не летали, то представьте себя во внезапно запотевшей машине на автостраде на большой скорости.
ваши действия?
Вспомнился старый анекдот на эту тему (не Ян ли рассказал? Не помню)

Садится самолет на полосу при видимости практически 0/0. Пассажир говорит пилоту:
- слушай, как это у тебя получается? Ни хрена не видно - а ты прямо на полосу сел!
- да я по приборам...
Пассажир говорит:
- слушай, я тут таксистом работаю, давай до дома тебя довезу?

Едут при той же видимости 0/0, таксист внезапно на приличной скорости поворачивает... Пилот ему:

- слушай, а как ты видишь, куда ехать?
- да тоже по приборам: когда на счетчике 1 руб.32 коп. - как раз правый поворот...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6540
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#92 Сообщение lt.ak » 12 фев 2010, 22:33

Misha писал(а):...По правилам формальной логики и русского языка сия цитата лишь означает, что полеты ППП не одобрены на этом вертолете. По этим же правилам логики и языка, не понятно - проходили ли вообще эти полеты процедуру одобрения? Может, просто руки не дошли...
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
а как насчёт
Сертификат типа № CT206-R44, выданный АР МАК, распространяется на вертолеты R44, типовая конструкция которых определяется:
в) эксплуатационной документацией вертолетов R44, включая:
• Одобренное ФАА США Руководство по летной эксплуатации (Pilot's Operating Handbook RTR 461) от 16 августа 2001г. с последующими поправками ...
в котором (POH) в разделе LIMITATIONS не на русском языке написано что только полёты в погодных условиях VFR ... :mrgreen:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#93 Сообщение Misha » 12 фев 2010, 22:35

Вот же ты зануда какая... Ну, не летай в облаках, так и быть ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6540
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#94 Сообщение lt.ak » 12 фев 2010, 22:53

Misha писал(а):Вот же ты зануда какая... Ну, не летай в облаках, так и быть ;-)
на вертолётах пока только со "шторками" ... :wink: ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#95 Сообщение Misha » 08 мар 2010, 23:32

На днях довелось проверить свои навыки полетов по приборам в боевых условиях. Шторка - фигня :-( Еще учиться и учиться...

Итак - некоторые практические выводы:

в облаках со снегом: в целом не плохо. Здорово помогает радиовысотомер - берешь 700 футов и понимаешь, что все вышки ниже тебя. Но снег, налипающий на "морде блистера" и несущийся мимо (боковым зрением его видно) - деморализует довольно сильно. Приходится напрягаться так, как под шторкой напрягался в первых полетах.

Ночью - хуже. Даже без облаков. В те моменты, когда на горизонте нет достаточно огней для понимания собственно горизонта (леса кругом), верх блистера бликует от подсветки приборов (подсветка минимальная), а внизу блистера боковым зрением видишь уходящие назад огни ПОД вертолетом - создается впечатление, что вертолет пикирует. Подсознательно ручка циклика идет на себя, вертолет набирает высоту. Нужны очень серьезные усилия над собой, чтобы держать горизонт. В облаках все усугубляется (огни внизу все равно видны, а горизонта нет вообще).
Радиовысотомер - ВЕЩЬ!

По приборам лучше летать все-таки вдвоем. Один - пилотирует, и оба - контролируют приборы. Почему-то у того, который НЕ пилотирует, контроль приборов получается лучше.

Ночью в отсутствие облаков - но также в отсутствие Луны (когда горизонта нет, и подстилающая поверхность не видна) пробовал такой метод: беру видимые звезды за ориентиры впереди и контролирую только высотомер и вариометр. Мне показалось - так легче. Нигде не читал про это, сам дошел (может, и ошибочно).

Но, конечно, главный вывод: не хрена летать ППП на Робинсоне. Мне (вернее, не мне) просто ОЧЕНЬ НАДО было... Ну и тренировка заодно... Опытный пилот-инструктор рядом был...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#96 Сообщение Jan » 09 мар 2010, 11:20

Misha писал(а): Но, конечно, главный вывод: не хрена летать ППП на Робинсоне.
Вот теперь я за тебя спокоен. Тем более, что на этот раз ты выполнил условие - либо второй пилот при полетах ППП, либо автопилот вместо него.. :).

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#97 Сообщение Ритон » 09 мар 2010, 14:49

Хорошо
а то юные курсанты, равняясь на маяков, тыкали инструктора в формальную программу обучения R-44, требовали "в облака", брали в полет "шоры", приговаривая : а вот uncle Мisha c Буньково...
во время такого упраженения обильно потели и больше не просились.
Спасибо за публикацию бесценного опыта.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3665
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#98 Сообщение VK68 » 09 мар 2010, 16:22

Ритон писал(а): uncle Мisha c Буньково
здорово! :wink: Это уже бренд!

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#99 Сообщение Misha » 09 мар 2010, 17:11

:oops: :oops: :oops:

:mrgreen:
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Eugene PPL(H)
SAONовец со стажем
Сообщения: 209
Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 11:17
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#100 Сообщение Eugene PPL(H) » 11 мар 2010, 00:16

Misha, ночную авторотацию не пробовал? Для полноты впечатлений, так сказать :D

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#101 Сообщение Misha » 17 мар 2010, 00:12

Eugene PPL(H) писал(а):Misha, ночную авторотацию не пробовал? Для полноты впечатлений, так сказать :D
Пробовал неоднократно. Исключительно "для полноты впечатлений" - для чего ж еще? :-)

И ночную, и по приборам...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#102 Сообщение Misha » 07 апр 2010, 03:55

Сегодня в Англии с Квентином Смитом обсуждал вопросы приборных полетов на R44.

Смит в представлениях не нуждается - но все же (вдруг кто-то новый будет читать ветку): Quentin Smith, английский вертолетчик, совершивший кругосветку на R44 и два перелета на таком же вертолете с Северного полюса на Южный. Первый перелет закончился приводнением вблизи Антарктиды, второй был успешным.

Итак, поскольку именно сейчас я тренирую со Смитом приборные полеты в рамках получения ночного рейтинга, мы с ним обсуждаем все это достаточно живо. И вот сегодня Смит мне сказал, что никогда в жизни он ПО НЕОБХОДИМОСТИ не летал по приборам (без визуальных ориентиров) на R44 - только для развлечения. Это - его принцип. При этом он летает практически в любую погоду и не смотрит прогнозы - но летит всегда визуально. Если визуально невозможно - не летит. В качестве примера рассказал, как садился в долину, покрытую туманом. Заходил по склону холма, спускаясь параллельно ему. На борту у него был какой-то солдат-спецназовец, так Смит высадил его на хрен и заставил бежать в тумане, используя этого бойца в качестве визуального ориентира (летел за ним метрах в пяти, дальше не было видно).

Вот такой вот подход к полетам в IMC у матерого вертолетчика... Есть повод задуматься...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#103 Сообщение Ритон » 07 апр 2010, 07:46

Пассажира за борт... И за ним со спокойной душой . :)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1844
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#104 Сообщение vova_k » 07 апр 2010, 10:45

Misha писал(а):И вот сегодня Смит мне сказал, что никогда в жизни он ПО НЕОБХОДИМОСТИ не летал по приборам (без визуальных ориентиров) на R44 - только для развлечения. Это - его принцип.
Не совсем понял насчет принципа... Я думал, что это всего лишь минимальное следование законам - R44 не сертифицирован для IFR...

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: "И тут я достаю свой ВЕТРОЧЕТ..." (тренировки ППП)

#105 Сообщение Misha » 07 апр 2010, 11:56

Ну, я понял - Смит вовсе не законопослушный гражданин... Он, в частности (как я уже написал), летает в таких "VMC", которые визуальными назвать нельзя ни по каким правилам. Он же летает по приборам для удовольствия и развлечения - но НИКОГДА по необходимости. Так что это - его принцип, а не следование инструкциям
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»