Практика применения авторотации, в т.ч. - осевой

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Осевая авторотация

#16 Сообщение 12345 » 24 июн 2009, 22:44

Misha писал(а): Если подробнее, то воздушная скорость погасилась не просто выставлением машины правым боком по курсу, но еще и оборотом вокруг часовой стрелки. Короче, указатель воздушной скорости все время показывал "0"

Жалко что он скорость "заднего хода" не показывает :D

А часовая стрелка которая :D :D :D
Последний раз редактировалось 12345 24 июн 2009, 22:46, всего редактировалось 1 раз.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Осевая авторотация

#17 Сообщение Misha » 24 июн 2009, 22:46

12345 писал(а): Жалко что он скорость "заднего хода" не показывает :D
Угу. Узлов 20-30 мы с тобой точно делали? Надо было по ГПС посмотреть - но мне не этого было :-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Осевая авторотация

#18 Сообщение Misha » 24 июн 2009, 22:48

12345 писал(а):
Misha писал(а): но еще и оборотом вокруг часовой стрелки.
А часовая стрелка которая :D :D :D
Да я уже заметил и в исходнике исправил опечатку. ПРОТИВ часовой стрелки - так понятнее? :-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Осевая авторотация

#19 Сообщение 12345 » 24 июн 2009, 22:52

Misha писал(а):
12345 писал(а):
Misha писал(а): но еще и оборотом вокруг часовой стрелки.
А часовая стрелка которая :D :D :D
Да я уже заметил и в исходнике исправил опечатку. ПРОТИВ часовой стрелки - так понятнее? :-)
Дак я ж догадался :) Просто на секунду представил как это ВОКРУГ часовой стрелки и так настроение себе поднял... :D

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Осевая авторотация

#20 Сообщение lt.ak » 24 июн 2009, 22:56

может у Миши часы такие вот ? :P
Вложения
reversedwatch.jpg
reversedwatch.jpg (54.35 КБ) 6729 просмотров
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Осевая авторотация

#21 Сообщение Jan » 25 июн 2009, 00:58

Не, он в дешевых часах лет 20 уж как не ходит :).

Т.е., по факту, скорость все же была! :). Те самые узлов 20-30.. Короче, буду приставать, чтобы показали эту "фигуру". Потому как плохо понимаю, зачем это, кроме как быстро (на треть) ссыпаться к воротам во время "спорта". Да и то, выигрыш сомнителен. Ну, пару секунд, не больше. А для этого летать "каком" вперед, да еще обороты делать против часовой стрелки. Кстати, почему именно против - догадываюсь. Кажется.

По моим ощущениям, получается просто разворот на авторотации, а т.к. скорость меньше, чем те самые сакраментальные 70 узлов, то и снижение активнее. Вопрос в другом - остается запас по шагу при ссыпании с 500 до 100 метров - обороты ведь им держат в границах дозволенного, чтобы еще у земли посадку сотворить, или "легкие разрушения организма" гарантированы, если что? И как это применимо для посадок в "колодцы", если условием является именно конечный разгон от 100 метров?

Хотя, не попробуешь - не поймешь.. так что хоть на пальцах, да попытаюсь понять, зачем это.

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

Re: Осевая авторотация

#22 Сообщение L13 » 25 июн 2009, 00:58

helisky писал(а):L13!
Рекомендации в общем-то на случай отказа двигателя (двигателей), а не вихревого кольца. К полемике не расположен. С особенностями конструкции и аэродинамики вертолета R-44 знаком мало, живого интереса к этим вопросам не питаю, а потому разделить ваших чаяний, к сожалению, не могу.
Вам процитировать?"Хочется напомнить о четвертом пункте на примере аэродинамики вертолета Ми-8.
Режим вихревого кольца наступает в диапазоне воздушной скорости 0 - 40 км/час и вертикальной скорости снижения 4-6 м/сек. Безопасный выход из этого режима возможен только увеличением воздушной скорости, конечно, при достаточном запасе высоты. А поэтому, все испытательные (тренировочные) полеты на предмет "осевой" авторотации просто опасны. Если кому-то и повезло, то только благодаря встречному ветру скоростью более 40 км/час (примерно 11 м/сек).
Рекомендации.
1. Взлет производить по-возможности с ИВВП энергично до достижения Vtoss;
2. При взлете вне зоны ВВП вертикальный набор выполнять с небольшим смещением назад, чтобы держать в поле зрения площадку на случай отказа двигателя для аварийного приземления на нее. Помнить, что начало взятия ручки шаг-газ (подрыв) соответствует высоте 0,6 высоты висения, на которой отказ произошел. Например:
отказ на высоте 10 метров - начало взятия ручки 6 метров.
3. Расчет на посадку, снижение и посадку выполнять в диапазоне воздушной и вертикальной скоростей, исключающих возникновение вихревого кольца, учитывая скорость и направление ветра.

Про отказ в п.2 только упоминается.И то пример частного случая, но поданный как универсальный рецепт.А аэродинамика у Робинзонов такая же как и у всех остальных вертолётов.Могу вас разочаровать, но знаком не только с Робинзонами.И никаких чаяний у меня с вами точно не связанно :D

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

Re: Осевая авторотация

#23 Сообщение L13 » 25 июн 2009, 01:13

Jan писал(а):Потому как плохо понимаю, зачем это, кроме как быстро (на треть) ссыпаться к воротам во время "спорта". Да и то, выигрыш сомнителен. Ну, пару секунд, не больше. А для этого летать "каком" вперед, да еще обороты делать против часовой стрелки. Кстати, почему именно против - догадываюсь. Кажется.
Практического применения это почти не имеет.Если есть высота проще и спокойней нормально зайти, а если нет можно и не попасть туда куда целился да ещё скорость про..ть.В спорте бесполезно.Если нужно таким образом снижаться значит всё уже проиграл :) Заход в колодец добровольно таким образом... боюсь только непечатно, а если с отказом двигателя то против ветра на 40 узлов намного проще и вероятность благополучного исхода всяко выше.Крутизна траектории не сильно будет отличаться.Можно конечно смоделировать ситуацию с бескрайней тайгой вокруг на сотни километров и пятачком в лесу.Но вероятность, что отказ будет в зоне досягаемости :D Это просто хорошая тренировка.
Да и против или по часовой не принципиально.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Осевая авторотация

#24 Сообщение 12345 » 25 июн 2009, 01:25

L13 писал(а):
Jan писал(а):А для этого летать "каком" вперед,
Практического применения это почти не имеет.
Разве что для уточнения расчёта при перелёте при конкретных условиях.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Осевая авторотация

#25 Сообщение Jan » 25 июн 2009, 07:41

Угу, я вот тоже понять не мог - зачем это надо :). Спасибо, пояснили :)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Осевая авторотация

#26 Сообщение Misha » 25 июн 2009, 09:38

Jan писал(а): Т.е., по факту, скорость все же была! :). Те самые узлов 20-30..
Не знаю, как по факту - но по прибору скорости не было :-)
Jan писал(а): По моим ощущениям, получается просто разворот на авторотации, а т.к. скорость меньше, чем те самые сакраментальные 70 узлов, то и снижение активнее.
Вообще-то, самая маленькая вертикальная скорость получается при воздушной скорости 50 узлов (около 7 м/сек, на недогруженном вертолете вариометр у меня показывает около 6 м/сек)
Jan писал(а):Вопрос в другом - остается запас по шагу при ссыпании с 500 до 100 метров - обороты ведь им держат в границах дозволенного, чтобы еще у земли посадку сотворить, или "легкие разрушения организма" гарантированы, если что? И как это применимо для посадок в "колодцы", если условием является именно конечный разгон от 100 метров?
Запас по шагу остается, конечно - но, по моим ощущениям, недостаточный для более-менее безопасной посадки. "Вертикальное падение" с высоты 500 метров мы делали исключительно с целью замерить вертикальную скорость, для чего и секундомер включали на высоте 400 м, после набора вертикальной скорости. Еще раз повторюсь, вертикальная получилась около 11 м/сек.

Ну, как правильно пояснил 12345, это надо уметь для того, чтобы лучше прицелиться - если вдруг площадка оказалась под тобой при отказе. Впрочем, мне это еще Халлвар на Майорке показывал - только там он тормозил примерно до 40 узлов, а потом опять разгонялся.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Осевая авторотация

#27 Сообщение Jan » 25 июн 2009, 18:57

А-ааа.. помню. Паша Кекс на той же Маорке.. Я все думал - что это, зачем это .. :)

gena nsk
Активный участник
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 11:47
Member of AOPA: Yes
Откуда: Новосибирск

Re: Осевая авторотация

#28 Сообщение gena nsk » 25 июн 2009, 21:15

Вихревое кольцо может получиться если выводить с осевой авторотации шагом, без набора скорости. А в колодец с высоты на авторотации все-же лучше зайти по спирали с поступательной скоростью, против ветра, скорость гасить либо на высоте деревьев, либо у земли- зависит от размеров колодца. Мое мнение -осевая авторотация больше прикладная аэродинамика, если ее перевести в практическую то можно просто вертолет поломать.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Осевая авторотация

#29 Сообщение 12345 » 25 июн 2009, 21:59

gena nsk писал(а):Вихревое кольцо может получиться если выводить с осевой авторотации шагом,
С подводом мощности да, но от темпа взятия шага зависит.
gena nsk писал(а):А в колодец с высоты на авторотации все-же лучше зайти по спирали с поступательной скоростью, против ветра, скорость гасить либо на высоте деревьев,
Если высоты хватит и очень хорошо расчитаешь. А с высоты деревьев дальше как?

gena nsk
Активный участник
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 11:47
Member of AOPA: Yes
Откуда: Новосибирск

Re: Осевая авторотация

#30 Сообщение gena nsk » 26 июн 2009, 08:51

25 метров осевой авторотации! Дальше, соразмерно приблежения земли, шаг вверх до упора, ну и 99%, что вертолет окажется на боку,тут не до хорошего. А учебную авторотацию могут выполнить единицы и то на аэродроме или в поле, здоровье и авиатехника- вещь дорогая.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»