Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

Ваши фотографии, клипы, отчёты, всё то, что связано с вашим увлечением Небом.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, piloterrr

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Sergey 241
Активный участник
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 23:50
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

#1 Сообщение Sergey 241 » 10 фев 2016, 20:32

Белая ночь.

Июль, лето, разгар белых ночей в Санкт-Петербурге. Время влюбленных, романтических прогулок, буйства эмоций и чувств на фоне приглушенных пастельных красок волшебной поры.
Солнце собирается лишь ненадолго покинуть нас, слегка спрятавшись за горизонт, но его присутствие все равно будет чувствоваться везде. Воздух вокруг словно наэлектризован потенциальной энергией желаний и ненасытной тягой вкушать окружающую тебя прелесть и восхищаться самыми простыми вещами. Ленивым шелестом волн Финского залива, кругляшами камней над поверхностью воды, остывшим после жаркого, пляжного дня песком под ногами, кривыми береговыми соснами, изуродованными порывистыми бризами.
222.png
Не раз воспет поэтами и писателями этот период, но они все больше писали о необычайной красоте одетых в гранит набережных Невы, царственном Медном всаднике, куполах соборов. О скромной красоте пригородов написано не так много. А посмотреть есть на что. Рядом с нашим аэродромом много восхитительных мест. Нужно только вглядеться в казалось бы простые вещи, которые днем даже незаметны. Днем не до того, днем все заняты…
А сейчас появилось время. И можно увидеть, как из вечернего полумрака, в перелеске проступают очертания старой графской усадьбы. Обычные дневные развалины постепенно превращаются в полный мистики дом с белеющими колоннами и мезонином. В небе усталые за день аисты возвращаются в свои гнезда. Постепенно наполняется мраком дорога меж деревьев в прозрачном лесу. На фоне багрового заката силуэты сосен приобретают больше темных тонов. Извилистая тропинка убегает в поле и только необычно яркий цвет травы, подсвеченной западным заревом, подчеркивает неестественность происходящего на фоне возвышающегося над горизонтом мрачного неба на востоке.
Там на востоке – настоящая ночь. Со звездами и луной, непроглядной теменью, кочками и камнями на дороге о которые обязательно споткнешься и будешь скулить, потирая ушибленный, как правило мизинец. И тут уж не до ночных красот и любования созвездиями. Поскорей бы доковылять домой.
Там, южнее все как обычно. Каждый день светло. Каждую ночь темно. А здесь все по-другому, по-особенному. Здесь – белая ночь. К сожалению, она будет радовать нас своими прелестями совсем недолго. Всего пару недель до дня летнего солнцестояния и пару после. Вторая половина июня и начало июля. Надо спешить насладится этой непохожей ни на что красотой.
На аэродроме к приближению белой ночи каждый готовится по-своему. Планеристы швартуют планера, бережно укрывая чехлами фонари. «Самолетчики» заправляют на завтра своих моторизованных монстров. Какой-то запоздалый «Як» докручивает последние петли в тронутом сумерками небе. Из укладочной послышались первые, нестройные, гитарные аккорды. От мангала повеяло ароматом томящегося на углях мяса. Печная труба над банькой выпускает струи дыма, готовя жаркую парную для любителей. А вот из беседки рядом с ангарами доносятся уже не совсем вменяемые, басовитые, мужские восклицания и громовой хохот, прерываемый звоном сомкнутых стаканов и следующей за этим паузой для употребления хмельного напитка. В беседке собралась та часть нашей летной братии, которая стала готовиться к наступлению белой ночи загодя, возможно еще с обеда или во время обеда, и сейчас пребывает уже в соответствующем расположении духа.
Я стою рядом со своим планером и прикидываю, как лучше и в какой последовательности выполнить задуманное. А задумал я вот, что.
В один из вечеров мне пришла в голову мысль – а что если полетать на планере ночью?
Ну и бред! Сказал бы обычный планерист средней полосы России. Ведь не видно ни зги! Как взлетать, садится? А там наверху, где земля, где небо? И вообще что там делать ночью? Ведь потоков то нет.
Все верно. При условии, что это ночь обычная, в смысле «темная ночь». Но у нас-то она белая! И это все меняет. Взлет – без проблем, посадка тоже. А вот как там на верху? Красиво наверное. Очень захотелось посмотреть сверху на землю и закат и солнце и… и все такое!!!
Разговор с Димой - буксировщиком был короткий.
«Дим, затянешь меня на тысячу?» - спросил я.
«Что сейчас?» - удивленно спросил Дима.
«Ну да, Хочу на залив вечером полюбоваться», - ответил я.
«Хорошо» - быстро согласился Дима. «Затяну».
Недолгие раздумья это одна из его положительных черт. Если лететь, то что тут думать? Надо лететь. На чем? Разберемся когда сядем в кабину. Куда? Поймем в воздухе. Зачем? Как зачем? Чтоб лететь! Есть такая категория людей, которые живут только там наверху, а здесь на земле коротают время между вылетами. Они без напряжения летают на всем, что в состоянии летать. И с некоторым усилием на том, что в принципе летать не может. Главное чтоб центровка была правильная.
Я радостно бегу на стоянку планеров и начинаю подготовку планера к вылету. И это в 23.30. У многих, кто видит мою суету немой вопрос в глазах.
«И куда это?» - слышу за спиной.
«Хочу ночью полетать» - незатейливо отвечаю я.
«Смотри поосторожнее, луна взошла, скоро потоки пойдут «лунные». Они говорят самые сильные. Затянет, не вернешься». «Гы, гы, гы».
Дружеские подколки вызывают улыбку. С выпускающим выкатываем планер на старт.
Луна действительно взошла. Медленно, нерешительно и как-то долго поднималась из-за леса на горизонте. Неестественно огромная и немного кособокая, в отличии от яркого солнца она имела призрачный, самую малость желтоватый, но все-таки бледный белый цвет. Задержалась ненадолго над верхушками деревьев в недоумении - солнце ведь еще не зашло. Но через некоторое время, повинуясь своему астрономическому распорядку продолжила неспешный путь к зениту.
Вечерняя прохлада постепенно проникает во все уголки аэродрома. Вязкий, влажный воздух переливается с возвышенностей в низины. Обостряются все запахи. Головокружительно пахнет скошенная трава на полосе. И в этом общем благоухании как отчетливые нотки выделяются ароматы различных полевых цветков. Туман сгущается и капельки оседают на лепестках, стебельках, тычинках и пестиках…
Завелся и подрулил буксировщик. Выпускающий подцепил фал. Я угнездился в кабине. Фонарь снаружи быстро покрывается налетом влаги. Стоит мне закрыть кабину, как тот же водяной налет появляется на внутренней стороне остекления. Видимость нулевая. Мой выпускающий яростно сражается с этой напастью снаружи, я мусолю тряпкой по стеклу изнутри. Тщетно. Скорость запотевания быстрее, чем наши физические возможности. Ну вот, это проблема из категории «вдруг откуда ни возьмись». Как лететь когда не видно ничего? Открываю вентиляцию кабины на полную и форточку в остеклении. Вроде бы по-лучше стало. Думаю на взлете пойдет струя воздуха в кабину и запотевание пройдет. Докладываю о готовности, буксировщик запрашивает вылет аэропоезда. Получает добро и мы плавно трогаемся. В самой передней части фонаря от обдува появилось маленькое прозрачное окошко, не больше ладони в размере. Ну вот и хорошо! Хоть что-то видно стало. Пригибаюсь, насколько позволяют пристяжные ремни, и как в прицел смотрю в эту отдушину. Планер, плавно подскочив пару раз на небольших неровностях оторвался и завис в полуметре над землей. Буксировщик чуть погодя тоже взлетел. Мой прозрачный, наблюдательный глазок расширился и вот я уже могу принять нормальную позу и расслабится. Буквально за какие-то несколько секунд фонарь полностью отпотел и теперь все очень хорошо видно.
Не торопясь подымаемся. Полнейшее безветрие, поэтому ничего не мешает держаться идеально в хвост самолету. Закладываем правый вираж и выходим на солнце. Большой яркий шар висит низко над горизонтом, из последних сил источая свои уже не очень яркие лучи и по всему видно собирается в скором времени немного отдохнуть за горизонтом. Медленно справа налево Ярило передвигается по остеклению кабины. Микроцарапины, которых на стекле величайшее множество многократно усиливают желто-оранжевый солнечный свет и создают огненное зарево на фонаре. Огромное, в полнеба! Буксировщик ныряет «в солнце» и исчезает. Передо мной футуристическая картина. Фал, который связывает меня с самолетом, постепенно втягивается в солнце и тащит меня за собой. Вся передняя часть кабины полыхает оранжево-красным пламенем. В передней полусфере видимость отсутствует практически полностью. Направление можно выдерживать только по небольшому отрезку фала, который виден у носа планера. Жду. Солнечный диск перемещается на левую сторону кабины и вот справа из солнца выскакивает мой буксировщик. Целехонький! Даже хвост не обгорел. Уф-ф-ф. Теперь, ориентируясь на самолет, управлять планером становиться намного легче.
111.jpg
Напряжение ослабло, появилось время повертеть головой и обозреть «ночные» красоты. Цвета от солнца и по направлению к зениту меняются в последовательности радуги, только каждому цвету достается не узенькая полоска, а значительный участок неба, широкая полоса. Яркое, ослепительно-белое внутри, солнце имеет красно-оранжевую корону постепенно переходящую в желтое зарево и затем в салатовое и зеленое небо над головой. Краски настолько яркие и впечатляющие, что даже неоновая реклама не может сравниться с ними по насыщенности. Далее, в юго-восточном полушарии неба яркость уменьшается, появляются голубые тона, которые переходят в глубокий синий, а ближе к горизонту фиолетовый, и темно-фиолетовый цвета. Это палитра величайшего художника и имя ему ПРИРОДА.
Набрали метров 300-400. Уже виден Финский залив. Разделительной линией между водой и небом проходит горизонт. Ниже горизонта буйство красок не меньше, чем выше него. Такого цвета воду в заливе я не видел никогда. Окрас неба не просто отражается в воде, а многократно усиливается и насыщается. И вот уже поверхность водоема не просто зеленовато-голубая, а люминесцентно-салатовая и ядовито-синяя со всевозможными переходными оттенками. Все усыпано слепящими блестками – бликами солнца на крохотных волнах. А посредине всего этого великолепия пролегла бьющая в глаза мощными отблесками солнечная дорожка.
Такое можно увидеть только в небе. Только с высоты птичьего или планерного полета. И конечно же в белую ночь и доступно это только пилотам. На земле все примерно так же, но почему-то краски тусклее, цвета пожиже и яркость пониже.
Сделав несколько кругов, набираем нужную тысячу. Выходим на прямую. Буксировщик делает отмашку крыльями. Я отцепляюсь. Он в глубоком левом вираже ныряет куда-то вниз в сине-зеленую мглу.
«Два сорок один отцепка, задание!» - передаю я в эфир.
«Задание два сорок один» - отвечает земля.
«Понял, задание».
Правым виражом отворачиваю и лечу в сторону обратную солнцу. Задняя подсветка делает картину мира совершенно иной. Существует только небо и ты. Небо удивительно разнообразное, от невыносимо яркого и бьющего по глазам до сине-серого с клубами темных, мрачных туч. Но все эти краски выше горизонта. Ниже сплошная, густая тень и почти ничем себя не обнаруживающая земная поверхность, которая теряется в сине-зеленой дымке. С трудом различаются дороги и дома, поля укрыты туманным одеялом. Лишь присмотревшись можно увидеть леса, которые выглядят как большие темные, почти черные пятна, да изредка как светлячки горят не в тему включенные фонари, создавая иллюзию маленьких звездочек. Земли как будто и нет вовсе. И ты летишь в одном только небе, бездонно глубоком и непостижимо огромном. Движение почти не ощущается. Штиль. Планер плавно перемещается в этом великом мироздании. Полнейшее спокойствие и безмятежность. Время практически остановилось. Оно здесь измеряется не суетливыми секундами, минутами и часами, а геологическими эпохами, космическими мегапериодами. Это великолепие вечно. Оно было миллионы лет до нас и будет после. Это Вселенная…
Постепенно снижаясь, становлюсь все ближе и ближе к земле. На высотомере уже 700 и пора выполнять полетное задание. Сегодня оно немудреное. Штопорный переворот, петля, пару виражей, глубоких и не очень, низкий проход над полосой на радость себе и находящейся внизу публике. Проход скажем так - относительно низкий. Не ниже 100-150 метров. Потому, как сумерки предполагают более внимательное отношение к требованиям безопасности.
Приступаю. Выдерживая горизонтальный полет, прибираю ручку на себя. Шум ветра стихает, планер слегка задирает нос и настороженно замирает, как будто ждет, что будет дальше. Видать и он не безразличен к фигурам высшего пилотажа. Это занятие и его так сказать «щиплет за нервы». Еще немного прибираю ручку, скорость падает до 70-ти. И вот он, настал этот момент! Уверенно даю правую педаль от себя. Планер сначала нехотя кренится, а потом неудержимо валится на правое крыло. Появляется невесомость, нос опустился и вот я уже падаю вертикально вниз, а перед лицом темнеющая земля. Вариометр зашкаливает на снижение, а стрелка указателя скорости поспешает к большим цифрам на шкале. 120, 140, 160. Перевожу в пологое пикирование. 160, 180! Выхожу в горизонтальный полет. 200! Скорости более чем достаточно и я энергично беру ручку на себя. Перегрузка вжимает в ложе. Приятная тяжесть разливается по телу. Нос планера движется вверх и поднимается все выше и выше горизонта, добираю ручку «до пупа» и замираю в ожидании. Скорость упала. Перегрузку сменяет невесомость. Свободный конец ремня начинает болтаться и задевает меня по носу. Я улыбаюсь. Это немного снимает напряжение. В следующую секунду повисаю на ремнях вверх тормашками. Кажется, что на мгновение планер задержался в перевернутом положении и задумался, куда ему валиться на нос или на хвост. Пауза. И вот решение принято и вместе с моим облегченным вздохом нос опять пошел к земле. Опять отвесное падение и неспешный, «мягкий» вывод в горизонтальный полет. Есть время немного перевести дух. Петля конечно получилась. Вернее даже не петля, а как говорят некоторые «огурец». Потому, как не имея тяги двигателя планер делает не округлые петли, а овальные. Но это нисколько ощущений не портит, а скорее даже наоборот.
Перевожу немного дух и закладываю пару виражей под 30 градусов, потом под 45 и 60. Планер уверенно следует за ручкой. Перегрузка постепенно увеличивается, но в пределах допустимого. Искоса поглядываю на крылья. Они слегка изгибаются к верху и подрагивают. Приятно наблюдать, как по передней кромке крыла то справа, то слева скользят желто-оранжевые зайчики от заходящего солнца. Блеск белой лакированной поверхности крыла подчеркивается этими быстро перемещающимися бликами. В очередной раз видна во всей красе тонкая, аристократичная изящность планерных форм. Любоваться ими можно сколь угодно долго.
Однако высота на исходе. Осталось 300 метров. Пора готовится к посадке. Быстро сориентировался, где полоса и сделал примерный расчет для выполнения низкого прохода.
«Два сорок один, задание закончил. Проход над точкой и посадка.»
«Проход и посадку разрешаю» - отвечает РП.
Сделав еще полкруга с 200 начинаю заход поперек полосы. Угол снижения увеличивается, а вместе с ним нарастают шум ветра и скорость. Шум переходит в свист, похожий на звук работающего реактивного двигателя. Скорость 230. Предельная.
Подо мной внизу быстро проносятся домики и вагончики, поле приземления парашютистов, будка РП с мачтой антенны и полоса. Кто-то приветствуя машет рукой. На высотомере меньше сотни метров. На сегодня достаточно. Перехожу в набор и с небольшим креном, эффектно ухожу к третьему. Еще полкруга и я на глиссаде. Впереди полоса.
Краем глаза замечаю, что слева также, как и я заходит на посадку Солнце! У него своя глиссада и заканчивается она за горизонтом. Так, идя параллельными курсами опускаемся каждый на свой аэродром. Еще немного снизившись я попадаю в тень, а Солнце прячется за горизонт. Последними лучами, словно желая мне спокойной ночи, Светило полоснуло по планеру и ушло.
«Спокойной ночи Светило!» Колесо касается травы и мягко подпрыгивая несет меня к стоянке. 0 часов 18 минут.
Белая ночь начинается…


Ленинградская область, Рощино
февраль 2016 года.
Жизнь проста - ешь, спи, летай!

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

#2 Сообщение SVP » 11 фев 2016, 00:24

Никак не могу заставить себя читать после фото 111.jpg. Залип

Это шедевр какой-то просто.

Спасибо.

Troll
Активный участник
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 21 дек 2015, 22:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: URKF

Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

#3 Сообщение Troll » 11 фев 2016, 12:59

Описание впечатлило! Душевно и цепляет. Спасибо!
Лучше быть, чем казаться.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

#4 Сообщение Serega » 11 фев 2016, 13:13

Большое спасибо
Иванов Сергей


Аватара пользователя
Sergey 241
Активный участник
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 23:50
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

Эх, давненько не брал я в руки шашку! (в смысле перо) Или до чего доводит планериста зимняя "ломка".

#6 Сообщение Sergey 241 » 22 мар 2016, 17:30

Премного благодарен за ваши отзывы. Писать буду еще, вот только Пегас не прилетает почему-то. Ресурс наверное продляет, не до меня ему.
Жизнь проста - ешь, спи, летай!

Ответить

Вернуться в «Фотоальбомы, видео, отчёты»