Зарисовки из Швеции

Ваши фотографии, клипы, отчёты, всё то, что связано с вашим увлечением Небом.

Модераторы: lt.ak, vova_k, piloterrr

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Konstantin54
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: SE-XXX
Летаю на:: SEP (land)

Зарисовки из Швеции

#1 Сообщение Konstantin54 » 02 янв 2019, 16:45

Всем привет!
Немного о себе я писал здесь и здесь

Константин, начал летать ещё в 13 лет в Новосибирском аэроклубе на Л-13, мечтал поступить в УВАУ ГА, но не сложилось, в итоге стал программистом-"яблочником" :D
В 2015-м году вернулся в авиацию и довольно много успел за 2 года налетать в Белоомуте на Як-18Т (но лицензию так и не получил), а в 2017-м переехали с женой в Швецию, и в 2018-м я наконец-то получил EASA-PPL.

Обучение в Швеции подходит только для терпеливых или для тех, кто не торопится, в основном потому что шведские инструкторы рассматривают обучение как работу, а работать принято "с 9 до 18" по будням, довольно непросто найти инструктора, кто согласится учить на выходных (хотя это может после полётов Новосибирске и Белоомуте, где достаточно было в начале недели позвонить).

Во время обучения летали когда сам, когда с инструктором из Вестероса в Карлстад, Сундсваль, Йевле, Нючёпинг, Борланге и др. (в общем, повсюду, куда можно добраться на Piper-28 за полтора-два часа).

После получения лицензии пока летал немного (все полёты пока из Västerås’а ESOW)
1. Слетали с шефом вокруг Стокгольма, я удивился, как Bromma (аэропорт тут в черте города) спокойно пустили нас, правда всё время спрашивая "What are your intensions?", на что я отвечал "Cross terminal area via Alvnas, Björnholmen, Frihamnen and leave area via Boson".
Поначалу довольно сложно давались названия разных городов, точек и др, потому что Шведское произношение весьма специфично:
SKEDVI — Хедви, Ostgöta control — Остхёта контрол, Boson — Бусон и прочее, через два года жизни здесь стало намного проще Изображение

Изображение
Изображение

2. Следующий полёт был в Мариехамн (столица острова Åland между Швецией и Финляндией) с коллегами (катаю тут коллег, и мне дешевле, и им развлечение Изображение)
В этом полёте было очень сложно докричаться до Tempere control, по ощущениям диспетчер в ту субботу где-то на рыбалке был и ему пофиг на всякую мелочь летающую, ну а у нас-то полёт «международный», связь-то надо как-то вести, да и Sweden control там за нас переживал.

Изображение
Примерно на такой угол здесь поднимается солнце зимой, в итоге день по длине как в Питере
Изображение
Но в этом есть свои плюсы — взлетаешь на рассвете, садишься на закате, долго ждать не приходится Изображение
Изображение
Изображение

3. Следующий полёт мы сделали в Висби (на острове Готланд) вместе с женой, отмечая годовщину

Изображение
Изображение
Город очень отличается от большинства европейских городов, расположен на берегу острова и окружён стеной (богатые люди решили так оградиться от бедняков, впрочем как и везде в средние века), рекомендую к посещению, но лучше в мае или в конце августа, когда туристов меньше и цены ниже.
Изображение
Изображение
Ну и как же без селфи? Изображение
Изображение

На следующий год планы амбициозные, слетать вокруг Норвегии (апрель-май, там только в это время погода достаточно стабильная, чтобы по VFR лететь), вокруг Альп, ну и немножко по Америке, если получится.
Ну и в процессе получить допуск на EFIS, самолёты с ВИШ и убираемыми шасси (тут это отдельные группы и любое усложнение пепелаца требует дополниьельного обучения, но после Тшки, думаю, мне всего пару часиков надо будет, доказать, что я умею), ну и всяческие рейтинги типа NR, IFR, ME.

Задавайте вопросы, прилетайте в гости! Изображение
🛫 Flyg mera! 🛬

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4800
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Сербия
Летаю на:: Самолеты
Контактная информация:

Зарисовки из Швеции

#2 Сообщение su27 » 02 янв 2019, 20:31

Занятно. Пиши ещё. Был в тех местах, но по морю.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Konstantin54
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: SE-XXX
Летаю на:: SEP (land)

Зарисовки из Швеции

#3 Сообщение Konstantin54 » 06 янв 2019, 18:18

Расскажу о том как устроена аренда самолётов.
Цены в кронах: 1 евро ~ 10 крон

Здесь обычно три варианта владения и использования:
1. Личный самолёт (или коллективное владение), и летает только владелец (владельцы), сами парятся за обслуживание и хранение.
2. Личный или также коллективное владение, но самолёт стоит в аэроклубе, обслуживается силами аэроклуба, летать могут либо члены аэроклуба (с необходимыми допусками на класс/тип), либо так же ограниченный круг людей.
3. Самолётом владеет аэроклуб со всеми вытекающими (летают только члены аэроклуба, обслуживается силами аэроклуба)

Я являюсь членом аэроклуба SAS Flygklubb (у нас самолётами владеет клуб), это членство даёт мне возможность летать на самолётах аэроклуба Hässlo Flygförening (не совсем аэроклуб, скорее сообщество или типа того, там уже частные самолёты)
Членство в нашем аэроклубе стоит примерно 5000 крон в год (но есть варианты и подешевле, если мало летаешь), в Hässlo — 500 крон. Разница в стоимости членства в итоге сказывается на стоимости аренды, например Piper-28-181 у нас стоит в час 1350 крон, в Hässlo — 1500
Но я на самом деле подумываю покинуть наш аэроклуб и вступить в аэроклуб поближе (Skå edeby), ну и оставить членство в Hässlo, а то самолёта всего два, которые всё время заняты для обучения и из-за обучения слегка подубиты.

Все самолёты здесь застрахованы и имеют СЛГ, в случае аварии или какого другого инцидента нужно звонить владельцу и, видимо, в Шведавиацию или страховую (надо будет уточнить), и летать в итоге может кто угодно, у кого есть допуск. Так же как и с автомобилями страховка тут «открытая» и «привязана» к самолёту.

Для бронирования используют повсюду систему myWebLog (по крайне мере везде, где видел)
Можно увидеть кто, на какое время и с какой целью забронировал самолёт (частный полёт, обучение, обслуживание и др.)
Самолёты с замочками я бронировать не могу (или пока не могу, на некоторые надо подучиться), сразу можно посмотреть стоимость часа и ремарки (если что-то не работает или не совсем работает)
Изображение

Ключи и логбук от самолёта хранятся в сейфе, пилоты знают код от сейфа. Бронируешь самолёт, приезжаешь, летаешь, заполняешь книжки и систему, едешь домой, всё просто, даже общаться ни с кем не надо (а в пространстве G так ещё и с диспетчером, хотя очень рекомендуется)

Оплата за самолёт происходит по моточасам (сколько намотал мотор, столько и плати), за инструктора уже по block-off time (время с начала движения самолёта с целью взлёта до остановки после посадки, перепарковка для заправки/парковки на ночь не считается)
Оплата производится на счёт аэроклуба, по сути пополняешь свой счёт в системе, а после полёта (после того как заполнил) деньги списываются.
После полёта каждый пилот заполняет свою лётную книжку, логбук самолёта и вносит данные в систему myWebLog.
Изображение

Практически у каждого самолёта есть топливная карта (обычно Shell или BP), в крупных аэропортах при заправке просто даёшь эту карту и тебя заправляют, либо заправляешься сам (стоит колонка и терминал как на автомобильных заправках), стоимость топлива и масла (обычно в ангаре или в багажнике самолёта канистра есть) включены в аренду, если приходится платить самому, то по предъявлению чека эта стоимость вычтется из аренды.

Стоимость 100LL в аэропортах примерно 24 кроны (от Shell или BP), на мелких аэродромах 17-19 крон за литр (от местного производителя), цена бензина зависит от стоимости нефти и может падать при падении цен на нефть Изображение
🛫 Flyg mera! 🛬

sashgo
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 июл 2018, 02:36
Member of AOPA: No

Зарисовки из Швеции

#4 Сообщение sashgo » 11 янв 2019, 18:41

Привет. Очень интересует как устроена аренда, если тебе надо полететь на несколько дней cross-contry. Ну например захочешь ты из Швеции в Италию на недельку слетать отдохнуть. Как считается стоимость аренды? только часы налета? то, что забираешь из клуба самолет на 6 дней - чего-то стоит?

Аватара пользователя
Konstantin54
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: SE-XXX
Летаю на:: SEP (land)

Зарисовки из Швеции

#5 Сообщение Konstantin54 » 11 янв 2019, 21:03

sashgo писал(а):Привет. Очень интересует как устроена аренда, если тебе надо полететь на несколько дней cross-contry. Ну например захочешь ты из Швеции в Италию на недельку слетать отдохнуть. Как считается стоимость аренды? только часы налета? то, что забираешь из клуба самолет на 6 дней - чего-то стоит?
Привет. В Швеции платишь только по часам, но есть правило (необязательное, скорее «правило хорошего тона»), что надо хотя бы один час в день полетать, если погода позволяет. Долгосрочная аренда (от трёх дней) должа быть согласована с владельцем самолёта.
Сами планируем Норвегию на «местную» Пасху и Альпы летом, ближе к делу буду договариваться.
🛫 Flyg mera! 🛬

sashgo
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 июл 2018, 02:36
Member of AOPA: No

Зарисовки из Швеции

#6 Сообщение sashgo » 11 янв 2019, 22:45

Konstantin54 писал(а):
11 янв 2019, 21:03
В Швеции платишь только по часам, но есть правило (необязательное, скорее «правило хорошего тона»), что надо хотя бы один час в день полетать, если погода позволяет.
то есть, если тебе лететь 3.5 часа в один конец, то можно спокойно брать самолет на неделю и оплачивать 7 часов полета (туда-обратно). При этом будет 3.5 часа в один день и 3.5 часа через 7 дней. это всех устраивает, да?
Konstantin54 писал(а):
11 янв 2019, 21:03
Долгосрочная аренда (от трёх дней) должа быть согласована с владельцем самолёта.
Владелец - в данном случае - клуб, верно?

Аватара пользователя
Konstantin54
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: SE-XXX
Летаю на:: SEP (land)

Зарисовки из Швеции

#7 Сообщение Konstantin54 » 11 янв 2019, 22:56

sashgo писал(а): то есть, если тебе лететь 3.5 часа в один конец, то можно спокойно брать самолет на неделю и оплачивать 7 часов полета (туда-обратно). При этом будет 3.5 часа в один день и 3.5 часа через 7 дней. это всех устраивает, да?
Так можно сделать, но не приветствуется, бывали случаи, когда люди брали на несколько дней, а налёт был всего пара часов, могут в следующий раз отказать в такой аренде.
Но вообще зависит от того как договоришься, если не в сезон, то, думаю, проще отнесутся.
sashgo писал(а): Владелец - в данном случае - клуб, верно?
Здесь есть аэроклуб Hässlo, где самолёты частные (как юрлица, так и физлица владеют), соответственно с ними договариваться надо, (при аренде меньше, чем на 3 дня не надо).
Я в аэроклубе SAS (+ у нас автоматом доступ в Hässlo выдаётся), там уже самолётами клуб владеет, поэтому с клубом договариваться надо, но с долгосрочной арендой они могут отказать, потому что обучающихся много.
🛫 Flyg mera! 🛬

Аватара пользователя
Konstantin54
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 01:18
Member of AOPA: No
Откуда: SE-XXX
Летаю на:: SEP (land)

Зарисовки из Швеции

#8 Сообщение Konstantin54 » 07 мар 2019, 18:55

Продолжаю немного расширять парк самолётов и рейтингов...

В Европе для малой авиации type-rating (для более-менее "больших" самолётов, разумеется, надо), чтобы летать на том или ином самолёте не требуется, но для некоторых классов самолётов надо пройти differences training.
Например, если получить лицензию на PA-28-161, то и летать можно будет только на однодвигательном сухопутном самолёте с винтом постоянного шага, неубираемыми шасси и с приборами-"будильниками". Различное усложнение самолёта требует differences training. Подробнее у EASA.
Я получал лицензию на PA-28-161 с аналоговыми приборами.
Пару недель назад прошёл курс EFIS (Electronic Flight Instrument System, G1000, если проще, здесь надо курс теории пройти) и отлетал ночные полёты (здесь ночь в процессе получения PPL не летают, делается отдельным обучением) на DA-40 и в один заход сделал EFIS, SLPC (Single lever power control, не знаю зачем для этого отдельный треннинг нужен, ну да и ладно, раз надо, отлетал), NR (Night Rating).
В Швеции можно летать VFR-Night (в Ирландии, например, нельзя, если верить форумам), но это почти как IFR, потому что надо подавать флайт-план и вести радиосвязь.
Все differences trainings записываются в лётную книжку инструктором, а ночной рейтинг уже идёт в лицензию, поэтому нужно отправить "заявление" на получение новой лицензии с тем или иным рейтингом (это школа делает, с подтверждающими налёт документами), они печатают новую и отправляют домой по почте.

Помимо этого, сделал вчера чекаут в Hässlo на DA-40. По сути это был просто полёт в зону с инструктором, поигрались с автопилотом, поделали крутые виражи и потом вернулись поделать немного конвейеров и имитацию отказа с посадкой на полосу, заканчивали уже ночью.
Сейчас мне доступны для аренды пока только два самолёта: PA-28-161 и DA-40D, на следующей неделе добавлю ещё пачку PA-28 (сделаем ground checkout, потом что они почти такие же как те, на которых я учился) и пройду differences training для ВИШ и убираемых шасси на PA-28-201T (но после Тшки это будет больше чекаут).

Ну и планирую понемногу путешествие по Норвегии, жду весны, чтобы "поймать" хорошую погоду, а то застрять там без IR (Instrument Rating, ППП по-русски) как-то не хотелось бы :)
🛫 Flyg mera! 🛬

Ответить

Вернуться в «Фотоальбомы, видео, отчёты»