Информация по безопасности полетов No 18

Предпосылки к летным происшествиям, летные происшествия

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Правила форума
В данном разделе обсуждаются только авиационные происшествия. Вопросы, связанные с профилактикой АП обсуждаются в форуме: http://www.saon.ru/forum/viewforum.php?f=7
Ответить
Сообщение
Автор
Kurt
SAONовец со стажем
Сообщения: 722
Зарегистрирован: 28 сен 2009, 22:06
Member of AOPA: No
Откуда: С-Пб
Летаю на:: CWC, A320

Информация по безопасности полетов No 18

#1 Сообщение Kurt » 29 авг 2015, 10:06

Немного официальной информации от ГНА Нерадько, по поводу ряда АП произошедших в этом году.
Уровень безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации в
январе — августе 2015 года определялся авиационными происшествиями с
вертолетами. По состоянию на 24.08.2015 с вертолетами коммерческой гражданской
авиации произошло 6 авиационных происшествий, в том числе 2 катастрофы с
гибелью 10 человек.
С вертолетами авиации общего назначения за этот же период времени
произошло 7 авиационных происшествий, в том числе 3 катастрофы, в которых
погибло 8 человек.
Наиболее часто авиационные происшествия с вертолетами коммерческой
авиации и АОН в течение рассматриваемого периода 2015 года происходили
вследствие:
- столкновения с землей в управляемом полете;
- потери управляемости в полете;
- нештатного приземления;
- столкновения с препятствиями при полете на малой высоте.
1. Столкновение с землей в управляемом полете (CFIT).
23.04.2015 в верховье реки Мигиваям (Камчатка) произошла авария вертолета
Ми-8Т RA-22919 ООО Авиакомпания «ВИТЯЗЬ-АЭРО». При выполнении полета
по ПВП экипаж, недооценив риск возможного ухудшения погоды, попал в
метеоусловия, не позволяющие продолжать полет в соответствии с заданием. При
выполнении разворота для выхода из зоны метеоусловий, не позволяющих
продолжать полет, вертолет столкнулся со склоном горы на высоте 1280 метров.
Вертолёт получил значительные повреждения, экипаж и пассажиры травмированы.
02.07.2015 произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22589 ОАО «ЮТэйр -
2
Вертолетные услуги». Экипаж ВС после выполнения полёта по санитарному
заданию произвёл вылет из аэропорта Нижневартовск в аэропорт Сургут с
медицинскими работниками на борту, оценив, как приемлемый, риск ухудшения
метеоусловий. В процессе полёта фактическая погода на аэродроме посадки
ухудшилась, изменилась высота нижней границы облачности. Командир ВС в
изменившихся условиях продолжил заход, доложил об изменении схемы захода на
посадку в аэропорту Сургут, после чего связь с вертолетом была потеряна. В
результате поисково-спасательной операции отдельные элементы конструкции
вертолета были обнаружены затонувшими в реке Обь. Находившиеся на борту
вертолета три члена экипажа и два медицинских работника погибли.
15.08.2015 произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22559 ОАО
«Авиакомпания «Восток». При выполнении полета по участку маршрута посадочная
площадка имени Полины Осипенко - бухта Онгачан на борту вертолета находилось
3 члена экипажа и 13 пассажиров. Полет выполнялся по ПВП.
По объяснению экипажа, за 30 минут до подлета к бухте Онгачан на маршруте
появилась сплошная облачность, верхняя граница которой была 1300 метров,
нижняя граница облачности не замерялась. Экипаж принял решение продолжить
полет над облаками, выполнить снижение под облака над морем, где отсутствуют
естественные препятствия, затем выйти к бухте Онгачан со стороны моря. После
выхода на акваторию моря экипаж выполнил снижение под облака, нижняя граница
которых, по показаниям экипажа, была около 150 метров, видимость до 2000
метров. Местами над морем располагались очаги тумана. В дальнейшем КВС
снизился до высоты
15-30
метров над уровнем моря и на скорости 30 - 40 км/ч
продолжил выполнение полета вдоль береговой черты в направлении бухты
Онгачан. В процессе выполнения полета в условиях ухудшенной видимости экипаж
упустил контроль за высотой, в результате чего произошло столкновение вертолета
с водной поверхностью. Вертолет перевернулся и затонул на глубине около 10 м, на
удалении 80 м от береговой черты и 3,5 км от намеченной точки посадки в бухте
Онгачан.
В результате авиационного происшествия погибли 5 пассажиров.
С учетом предварительной информации об обстоятельствах указанных выше
авиационных происшествий, можно сделать вывод о том, что наибольшую угрозу
для безопасности полетов вертолетов представляют случаи недооценки риска,
возникающего при проявлении опасных факторов, связанных с фактическими
метеорологическими условиями полёта и их быстрым изменением, а также
намеренное нарушение установленных правил полетов в сложных метеоусловиях
(выполнение полета по ПВП на высоте ниже безопасной, вне видимости наземных
ориентиров).
В этой связи следует ещё раз обратить внимание на мероприятия по
предотвращению подобных авиационных происшествий, приведенные в приказе
Росавиации от 17.06.2015 No 343 «О реализации мероприятий по результатам
расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423».
2. Потеря управляемости в полете (LOC-I).
02.06.2015 в районе аэродрома Талакан произошла авария вертолета Ми-8Т
3
RA-22580 ОАО «ЮТэйр - Вертолетные услуги». При выполнении взлёта
по-вертолетному, наиболее вероятно с превышением максимально допустимой
взлетной массы, произошла просадка вертолета. В процессе неконтролируемого
снижения вертолёт столкнулся с деревьями и получил значительные повреждения.
16.08.2015 на посадочной площадке Сараф-Умра (Республика Судан)
произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24025 ОАО Научно-производственная
компания «ПАНХ». При заходе на посадку в процессе зависания началось
неуправляемое левое вращение вертолета. Вертолет грубо приземлился с
повреждением силовых элементов фюзеляжа и разрушением концевой балки.
21.08.2015 при выполнении полета по маршруту Тула — Буньково произошла
авария вертолета R-66 RA-06354 частного лица. По объяснению пилота, в
горизонтальном полете, на высоте 140 - 150 метров, вертолет самопроизвольно
вошел в правый крен, с потерей высоты и увеличением вертикальной скорости
снижения. В результате грубого приземления вертолет получил значительные
повреждения, пилот не пострадал.
22.08.2015 в Москве (район Мякинино, акватория реки Москва) произошел
серьезный инцидент с вертолетом R-44 RA-04237 частного лица. По
предварительным данным, при выполнении захода на посадку произошло падение
оборотов несущего винта. При посадке на воду вертолет опрокинулся на бок и
затонул на глубине 2 - 3 метра. Находившиеся на борту вертолета 4 пассажира
(включая ребенка) и пилот не пострадали.
Мероприятия по предотвращению авиационных происшествий с вертолетами,
связанных с потерей управляемости в полете, содержатся в приказах Росавиации:
от 21.05.2013 No 285 «Об авиационном происшествии с вертолетом R-44-II
RA-04142»;
от 22.05.2013 No 286 «Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т
RA-22343»;
от 17.08.2015 No 504 «О реализации мероприятий по результатам
расследования авиационного происшествия (катастрофы) с вертолетом Ми-8Т
RA-24255».
3. Нештатное приземление (ARC).
16.08.2015 на посадочной площадке Кучаны (Кировская область) произошел
серьезный инцидент с вертолетом Ми-2 RA-15757 ООО «Вяткаавиа». На этапе
гашения скорости для зависания произошла просадка вертолета с грубым
приземлением на правую стойку шасси и касанием земли законцовками лопастей
несущего винта. В результате грубого приземления произошло разрушение правой
основной опоры шасси.
Мероприятия по предотвращению авиационных происшествий с вертолетами,
связанных с нештатным приземлением, содержатся в приказах Росавиации:
от 05.04.2012 No 162 «Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т
RA-22350»;
от 23.12.2013 No 856 «Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т
RA-22966».
4
4. Столкновение с препятствиями при полете на малой высоте (LALT).
14.08.2015 в районе г. Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)) при выполнении
интенсивного маневрирования на малой высоте вертолет R-44-II RA-04339 ООО
«Колымский экспресс» (сертификата эксплуатанта не имеет) столкнулся лопастями
несущего винта с опорой (деревянным столбом) освещения высотой 6 метров, упал
на землю и загорелся. Пилот вертолета и два пассажира были госпитализированы с
ожогами. В дальнейшем пилот от полученных травм скончался.
06.08.2015 и 07.08.2015 произошли инциденты, связанные со столкновением
лопастей несущего винта со столбом ветроуказателя (вертолет Ми-8Т RA-24510
ЗАО НПО «Взлет») и хвостового винта с металлическим флагштоком маркировки
посадочной площадки (Ми-8Т RA-24205 ОАО «Нарьян-Марский ОАО»).
В 2014 году по заданию Управления инспекции по безопасности полетов
Росавиации в ФАУ «Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном
транспорте» проведен анализ серьезных инцидентов с вертолетами за период с 2002
по 2013 годы, связанных с ошибочными действиями летного состава (письмо
Росавиации от 24.11.2014 No 4.02-707). По результатам данного анализа были
предложены рекомендации летному и инструкторскому составу по предотвращению
авиационных происшествий и серьезных инцидентов. Полный текст данного
исследования размещен в АМРИПП Росавиации (группа «Материалы исследований
и НИР, выполненные ГосЦентром безопасности полетов по заказу Росавиации»).
Приказы Росавиации по реализации мероприятий по результатам
расследований авиационных происшествий, а также отчеты по результатам
расследований серьезных инцидентов с вертолетами по указанным выше причинам
за период с 2012 года размещены в АМРИПП Росавиации (категории CFIT, LOC-I,
ARC, LALT).
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую
информацию до сведения эксплуатантов и владельцев вертолетов. Обратить
внимание эксплуатантов и владельцев вертолетов на мероприятия по безопасности
полетов, указанные в приказе Росавиации от 17.06.2015 No 343 «О реализации
мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с
вертолетом Ми-8АМТ RA-22423», а также рекомендации отчета о научно-
исследовательской работе по теме: «Проведение исследований и обобщение
инцидентов с вертолетами, связанных с ошибками летного состава. Разработка
дополнительных рекомендаций инструкторскому и летному составу по их
предотвращению» (письмо Росавиации от 24.11.2014 No 4.02-707).
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, а также
собственникам воздушных судов:
2.1. организовать изучение настоящей информации с руководящим, командно­
летным, инструкторским, инспекторским составом, членами летных экипажей
вертолетов;
2.2. провести проверку достаточности и эффективности принятых мер по
5
реализации мероприятий, предложенных в приказах Росавиации от 17.06.2015
No 343 «О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного
происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423», от 20.03.2015 No 141 «О
реализации мероприятий по результатам расследования авиационного
происшествия с вертолетом Agusta AW119MKII RA-01978», от 30.12.2014 No 923 «О
реализации мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий
с вертолетами Ми-8Т RA-24422 и Ми-8Т RA-22750».
А.В. Нерадько
Вложения
ibp18_2015.pdf
(154.26 КБ) 353 скачивания

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Информация по безопасности полетов No 18

#2 Сообщение smixer » 29 авг 2015, 15:48

Нерадька думает о нас!

Ответить

Вернуться в «Авиационные происшествия»