STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

Самолёты, собранные из KIT - наборов; ретро-самолеты (ориентировочно, выпуска до 1950 г)

Модераторы: lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#1 Сообщение Bushwalker » 07 янв 2018, 00:29

Спешу поделиться радостью с участниками форума: наконец подходит к завершению постройка моего самолета короткого взлета/посадки GN-150, сделанного компанией AGAN Aircraft (Московская область, Большое Грызлово) на базе популярной модели Криса Хайнца Zenith Aircraft CH750 STOL.

Самолет довольно сильно переработан, перепроектирован под наш металл и сделан не из заказного кита, а полностью здесь. Команда AGAN делает уже не первый такой самолёт: я наблюдал на стадии сборки своего, как были сделаны ещё три, владельцы довольны (видел уже развернутые отзывы на REAA).

Двигатель Rotax 914UL, 115 л.с., винт фиксированного шага, трёхлопастной. Спассистема BRS. Винт на фотографиях не мой, поставлен тестовый для запуска. Панель тоже стандартная тестовая, моя будет оформлена совсем по-другому. Оборудование ПВП.

5 января наконец запустили двигатель, на следующей неделе по плану облёт.

Доволен как слон, мечтал именно о таком летающем внедорожнике. Пожалуй, он даже получается слишком шикарным для полетов по кустам)

Знаю, что он будет медленным в крейсере, но, на мой взгляд, преимущества предкрылка того стоят.

Прилагаю немного фотографий. Если будет интересно, выложу видео запуска двигателя.
Вложения
4.jpg
3.jpg
2.jpg
1.jpg
0.jpg

Аватара пользователя
trapper
SAONовец со стажем
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 02 июн 2012, 14:18
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#2 Сообщение trapper » 07 янв 2018, 00:42

Bushwalker писал(а):
Прилагаю немного фотографий. Если будет интересно, выложу видео запуска двигателя.
На видео будет гораздо сложнее замазывать лица участников сборки :mrgreen:
Я всегда летаю только со спутниковым трекером, поскольку мне дорого спокойствие моих близких.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5698
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#3 Сообщение Serega » 07 янв 2018, 00:59

Если у вас стоит РОТАКС - самолет получится интересный. Обычно самое слабое звено был у него именно двигатель. Часто ставили субару, которые подводили в самые разные моменты. Очень интересная машинка. Для полетов "по кустам" колесики маловаты эти будут скорее всего. Спасибо!
Иванов Сергей

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#4 Сообщение Bushwalker » 07 янв 2018, 01:36

Serega писал(а):Если у вас стоит РОТАКС - самолет получится интересный. Обычно самое слабое звено был у него именно двигатель. Часто ставили субару, которые подводили в самые разные моменты. Очень интересная машинка. Для полетов "по кустам" колесики маловаты эти будут скорее всего. Спасибо!
Сам очень надеюсь на надёжность Ротакса. Учился летать на Diamond DV20 с Ротаксом 912A3 80 л.с., собственно на базе которого и сделан 914. Сколько общался, двигатели классные.

Шины на основных опорах 8.00-6. И так пришлось делать специальные обтекатели. Дальше буду думать о колесах низкого давления, но со временем.

Спасибо за отзыв!
Вложения
IMG-20171006-WA0007.jpg

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5698
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#5 Сообщение Serega » 07 янв 2018, 01:38

У меня на 172-й стояли красивые обтекатели - потом снял их) А спассистему будете ставить?
Иванов Сергей

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#6 Сообщение Bushwalker » 07 янв 2018, 01:40

trapper писал(а): На видео будет гораздо сложнее замазывать лица участников сборки :mrgreen:
Да там по-любому в темени никого не разобрать)

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#7 Сообщение Bushwalker » 07 янв 2018, 01:42

Serega писал(а):У меня на 172-й стояли красивые обтекатели - потом снял их) А спассистему будете ставить?
Спассистема уже стоит - BRS. На панели ещё не всё подключено.

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#8 Сообщение Bushwalker » 07 янв 2018, 22:05

Видео первого запуска двигателя:
Последний раз редактировалось Bushwalker 09 янв 2018, 22:46, всего редактировалось 1 раз.

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#9 Сообщение Bushwalker » 09 янв 2018, 22:40

А вот и подоспел облёт самолета!

Первый взлёт:


Проход над полосой:


Полёт на малой скорости:


Посадка:


Ура! Всё прошло в штатном режиме. Взлётно-посадочные характеристики ещё будут более внимательно исследоваться, но уже видно, что это STOL безо всяких оговорок!

Buddu
SAONовец со стажем
Сообщения: 897
Зарегистрирован: 21 апр 2009, 05:24
Member of AOPA: Yes

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#10 Сообщение Buddu » 10 янв 2018, 01:51

Bushwalker писал(а): но уже видно, что это STOL безо всяких оговорок!
вообще не видно, что это STOL от слова "совсем". СТОЛ - это когда хвостом чуть не вперед колёс полосы касаешься. а шлёпнуть об полосу на приличной вертикальной на три точки и тормозить - это никакого отношения к "столу" не имеет.

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#11 Сообщение Bushwalker » 10 янв 2018, 08:22

вообще не видно, что это STOL от слова "совсем". СТОЛ - это когда хвостом чуть не вперед колёс полосы касаешься. а шлёпнуть об полосу на приличной вертикальной на три точки и тормозить - это никакого отношения к "столу" не имеет.
То, что вы описали, это вопрос техники пилотирования и полётного задания.
Посадка, может, и не была слишком короткой - такой задачи и не ставилось. Флаппероны были выпущены не полностью, порывистый боковик до 12 м/с. Зато посмотрите на взлёт - метров с 30, при том, что задрать его сразу, как положено, цели не ставилось.
Оставляю за собой право на предвзятость по отношению к потенциалу своего самолёта)

Buddu
SAONовец со стажем
Сообщения: 897
Зарегистрирован: 21 апр 2009, 05:24
Member of AOPA: Yes

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#12 Сообщение Buddu » 12 янв 2018, 02:52

Bushwalker писал(а):порывистый боковик до 12 м/с. Зато посмотрите на взлёт - метров с 30, при том, что задрать его сразу, как положено, цели не ставилось.
Оставляю за собой право на предвзятость по отношению к потенциалу своего самолёта)
12 м/с - это 43 км/ч. Помножив на косинус "боковика" получите встречную составляющую. При скорости сваливания в 48 км/ч (у вас же СН-701?) и хорошим запасом мощности так взлетит и простой забор.
Предвзятость - это очень здорово, но пока ничего, что могло бы характеризоваться как STOL на видео не видно.
Bushwalker писал(а):мечтал именно о таком летающем внедорожнике
внедорожник с переднестоечным шасси - это оксюморон. :lol:

Bushwalker
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
Member of AOPA: No
Летаю на:: DV20, GN-150

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#13 Сообщение Bushwalker » 12 янв 2018, 10:17

Наконец нашёлся человек, который своим авторитетным мнением может завершить дискуссию, длящуюся десятилетиями!)
Buddu писал(а):внедорожник с переднестоечным шасси - это оксюморон. :lol:
Я перечитал немало англоязычных веток, где участники обсуждают преимущества и недостатки как переднестоечной так и заднестоечной схем. Не могу сказать, что кто-то однозначно побеждает, есть сторонники как одного подхода, так и другого.

Хотя, конечно, есть и категоричные приверженцы какого-либо из подходов.
Моя любимая шутка на эту тему:
IMG-20171118-WA0000.jpg
IMG-20171118-WA0000.jpg (33.19 КБ) 1178 просмотров
Вот, например, мнение Криса Хайнца (конструктора самолета):
Chris Heinz писал(а):КОРОТКИЙ ВЗЛЁТ И ПОСАДКА

Для оптимального осуществления короткого взлёта необходим большой угол атаки на земле или около земли, и нам, соответственно, необходима общая конфигурация самолёта, позволяющая достичь такого угла атаки. Этого можно добиться, либо используя очень длинные основные стойки шасси в конфигурации с хвостовым колесом (поднимая нос), либо, поднимая заднюю часть фюзеляжа при трёхколёсной конфигурации.

Изображение
Рис. 10 – Конфигурация шасси

В конфигурации c хвостовым колесом вся кабина оказывается неудобно наклонена по отношению к земле, а длинные стойки шасси делают конструкцию непрочной и тяжёлой. Также затрудняется доступ к кабине, особенно для пассажиров и груза, и серьёзно ухудшается передний обзор на земле при выруливании и взлёте.

Изображение
Рис. 11 – Наклон кабины

Большинство пилотов в наши дни считают более удобной и безопасной трёхколёсную конфигурацию шасси, и почти все учебные самолёты трёхколёсные. Трёхколёсное шасси очень устойчиво при движении по земле, в то время как шасси с хвостовым колесом менее устойчиво и требует постоянного управляющего воздействия, особенно в условиях бокового ветра. Этот момент, кстати, отражают и страховые ставки на самолёты.

Крыло самолёта с трёхколёсным шасси имеет нейтральный угол атаки при нахождении на земле, в то время как у самолёта с хвостовым колесом оно имеет угол атаки для максимальной подъёмной силы (См. рис. 11). Самолёты с хвостовым колесом поэтому более чувствительны к ветру при движении по земле и более подвержены воздействию ветра на открытой стоянке (там самолёт проведёт большую часть своего срока службы, за исключением нахождения в ангаре).

Несмотря на многие преимущества трёхколёсной конструкции шасси, конфигурация с хвостовым колесом используется как во многих старых моделях, так и во многих современных моделях самолётов STOL, в основном из-за отсутствия технологий и опыта постройки лёгких и прочных конструкций с носовым колесом, и недостатка опыта разработки конструкций шасси или интереса к ним у многих сегодняшних конструкторов.

Эксплуатация во внеаэродромных условиях предполагает, что самолёты STOL должны иметь прочную и толерантную к грубым воздействиям конструкцию шасси. Шасси является наиболее слабым местом многих моделей лёгких самолётов, что делает их зависимыми от взлётно-посадочных полос с покрытием, несмотря на способность взлетать и садиться на короткой дистанции.
Изображение
Рис. 12 – Шасси

В моих моделях STOL я использовал простую двояко изогнутую пружинящую балку в качестве опоры основного шасси. Хотя это не самая лёгкая конструкция шасси, она отлично приспособлена для неподготовленных площадок, особенно в сочетании с большими колёсами, очень прочна, проста и практически не требует технического обслуживания. Стойка носового колеса управляемая, напрямую связанная с педалями руля направления. Для амортизации используется одиночный усиленный эластичный жгут (bungee). STOL CH 801 перенял конструкцию носового шасси у ZENITH CH 2000, моей серийной модели учебного самолёта, имеющей сертификат типа. Колеса основного шасси оснащены индивидуальными гидравлическими дисковыми тормозами, активируемыми нажатием конца ступни (toe brakes), обеспечивающими исключительную наземную управляемость. Практика показала хорошую пригодность такого устройства шасси для травяных полей, как и пригодность для пилотов с ограниченным временным ресурсом. (Износ носовой стойки и колеса минимизирован путём уменьшения давления на носовое колесо под действием момента от горизонтального оперения, что является особенностью моих конструкций самолётов STOL.)
Buddu писал(а):12 м/с - это 43 км/ч. Помножив на косинус "боковика" получите встречную составляющую. При скорости сваливания в 48 км/ч (у вас же СН-701?) и хорошим запасом мощности так взлетит и простой забор.
Предвзятость - это очень здорово, но пока ничего, что могло бы характеризоваться как STOL на видео не видно.
Косинус угла близкого к 90 градусам близок к нулю. На что ни умножай, много не получишь. При разбеге такой боковой ветер добавляет только сложностей.
Cамолёт сделан на базе CH750, который является развитием CH701.

И относительно определения STOL:
Wikipedia писал(а):"STOL (Short Take Off and Landing). STOL performance of an aircraft is the ability of aircraft to take off and clear a 50-foot obstruction in a distance of 1,500 feet from beginning the takeoff run. It must also be able to stop within 1,500 feet after crossing a 50-foot obstacle on landing."
Dictionary of Aeronautical Terms

Buddu
SAONовец со стажем
Сообщения: 897
Зарегистрирован: 21 апр 2009, 05:24
Member of AOPA: Yes

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#14 Сообщение Buddu » 12 янв 2018, 10:39

Bushwalker писал(а): И относительно определения STOL:
Wikipedia писал(а):"STOL (Short Take Off and Landing). STOL performance of an aircraft is the ability of aircraft to take off and clear a 50-foot obstruction in a distance of 1,500 feet from beginning the takeoff run. It must also be able to stop within 1,500 feet after crossing a 50-foot obstacle on landing."
Dictionary of Aeronautical Terms
определение хорошее, но, по моему мнению, чрезвычайно недостаточное, поскольку в него с большим запасом влазит, например, вот этот самолёт:
17201191_10206534752126280_3525110952208057159_n.jpg

Buddu
SAONовец со стажем
Сообщения: 897
Зарегистрирован: 21 апр 2009, 05:24
Member of AOPA: Yes

STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)

#15 Сообщение Buddu » 12 янв 2018, 10:48

Кроме того, вы забываете, что STOL - это всего лишь характеристики взлёта и посадки. Но никак не характеристики "внедорожности" самолёта. Вы не учитываете того, что Хайнц разработал свой самолёт с мотором 582, который весил со всеми пирогами и блинами 60 кг. Потом русские умельцы начали делать из него "джип", вкрячивая в него всё более мощный мотор, попутно усиливая(утяжеляя) конструкцию. При этом они гордо рассказывают об "авторской доработке и переосмыслении".

Ответить

Вернуться в «KIT - самолёты, РЕТРО-самолеты»