На Сахалине нашли древний гидросамолёт

Новости авиации общего назначения

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k, ЛОДОЧНИК

Ответить
Сообщение
Автор
CostN

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#1 Сообщение CostN » 23 авг 2006, 07:49

Изображение

Хорошо сохранившийся двигатель марки 'Франчети', фрагменты крыльев и прочие детали указывают на то, что это был гидросамолет 'Савойя-55' производства Италии. В тридцатые годы прошлого века шесть таких самолетов летали на Дальнем Востоке.
На Сахалин и Камчатку всегда летали из ОГПУ
По словам руководителя следственно-оперативной группы, начальника территориального пункта милиции поселка Лазарев Тимура Василькова, первоначальная экспертиза деталей самолета, проведенная совместно с военными и летчиками, показала, что, скорее всего, падение произошло из-за пожара на борту, случившегося в воздухе. На это указывают следы огня внутри машины.
Среди вещей, найденных внутри полуразрушенной конструкции, - подметка от спортивной туфли 36 размера, остатки кожаной летной куртки и летного шлема. А также корочка с едва различимой надписью 'Объединенное государственное политическое управление СССР'.
На сегодняшний день версия о том, что это гидросамолет 'Савойя-55', который под управлением пилота Александра Святогорова перевозил пассажиров с Сахалина в Хабаровск в июне 1935 года, кажется наиболее состоятельной.
Старожилы поселка Лазарев, по словам Василькова, вспомнили, что самолет еще долго искали, но так и не нашли, иначе об этом было бы известно.
Но если предположить, что это и есть та самая 'Савойя-55', возникает вопрос о том, куда подевались люди. Среди обломков найдено несколько костей и череп, тогда как на борту были три члена экипажа и восемь пассажиров. Но для старожилов тех мест нет ничего загадочного в том, что тела погибших не сохранились. Выжить в тайге безоружным людям редко удавалось.
То, что в обломках была найдена корочка сотрудника ОГПУ, тоже объяснимо. Как рассказал нашей редакции старейший авиатор Дальнего Востока Петр Егоров, в 30 - 40-е годы ни один полет на Сахалин или на Камчатку не происходил без представителя 'органов'. Тем более есть сведения, что на том борту в июне 1935 года летели не совсем простые пассажиры. Петр Егорович рассказал также, что тогда в гидроаэропорту Хабаровска было всего два гидросамолета 'Савойя-55'. Один из них тоже потерпел в свое время крушение, но его нашли. А вот второй, под управлением
Святогорова, как в воду канул.

Вместе с самолетом пропал миллион рублей
Почти все пассажиры 'Савойи-55' были уроженцами села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области. В советские времена это был самый крупный на острове сельскохозяйственный район. Именно поэтому в 1934 году в Воскресеновке появилась первая машинно-тракторная станция (МТС), которая снабжала техникой и специалистами все совхозы и колхозы Сахалина.
Об этом рассказал историк из поселка Тымовское Константин Иванович Гетта. Он же разыскал 95-летнюю жительницу села Воскресеновка Марию Ивановну Черненинову. Женщина рассказала, что летом 1935 года на гидросамолете в Хабаровск летели директор МТС Шереметьев, главный бухгалтер Щетинин и главный механик Бараксин. Мария Ивановна припомнила, что тогда говорили, что 'верхушка' предприятия улетела на материк по очень важному делу. Они везли в Хабаровск отчет о работе, бухгалтерскую документацию и большую сумму денег.
По словам Чернениновой, подтверждала эту информацию дочь Щетинина Татьяна Степановна. Односельчане помнят, что семья сгинувшего Щетинина долго не могла смириться с безызвестностью. Якобы жена бухгалтера еще долго посылала запросы в различные инстанции, но никакой утешительной информации так и не получила. Дочь и супруга Щетинина умерли. Есть сведения, что остальные его родственники живут в Благовещенске. Константин Иванович Гетта обещал помочь нам их разыскать. Кроме того, администрация Николаевского района, если экспертиза подтвердит, что это действительно тот самый самолет, хочет установить там памятный знак.
Куда уехали с Сахалина родные Шереметьева и Бараксина, к сожалению, не известно.

Воздушные хулиганы
О личности пилота пропавшей 'Савойи-55' нам удалось узнать намного больше. Анна Федоровна Кирюхина, одна из воспитанниц хабаровского аэроклуба Осоавиахима, которую Александр Святогоров отправил в первый самостоятельный полет на учебном самолете
У-2, живет в Хабаровске и прекрасно помнит события тех лет.
- Саша был замечательным парнем, веселым, добрым и отличным летчиком, - вспоминает Кирюхина. - Они с Петей, моим будущим мужем, были профессионалами. Такие чудеса в небе вытворяли!
На что способен был самолет под управлением Святогорова, Анне Федоровне пришлось испытать однажды на себе. Сама она пришла в летную школу Осоавиахима в 1932 году. В Хабаровск обучать летному делу всех желающих приехали московские специалисты.
Чтобы поступить в летную школу, требовались крепкое здоровье и умение писать. Учеба продолжалась меньше года. Анна Федоровна, например, поступив в школу в феврале, летом уже получила разрешение самостоятельно управлять самолетом. Кстати, вместе с ней тогда в школе училась Нина Протопопова, знаменитая летчица, которую потом во время Великой Отечественной войны немцы прозовут 'ночной ведьмой'
Кирюхина признается, что на медкомиссии скрыла от врачей, что у нее не все в порядке с ногами. Но болезнь все равно перекрыла ей путь в авиацию. Во время одного из учебных полетов она почувствует резкую боль в ногах и во время посадки не сможет удержать машину на взлетной полосе. Самолет съедет на обочину и завалится на крыло. За приземлением наблюдал Александр Святогоров, который тогда был инструктором авиашколы. Анна Федоровна вспоминает, каких сил ей стоило выйти из кабины на непослушных ногах и так, чтобы никто не заметил ее страданий, подойти к Александру.
- Ну что, будем проверять, будешь ли ты летать, - сказал он и приказал Кирюхиной садиться в его самолет. Бочка, штопор, петля и т.д. - фигуры, которые выделывал летательный аппарат Святогорова, Анна выдержала, как ей казалось, с честью. Но, посадив самолет, Александр сказал, что летать она больше не сможет.
Так случилось, что Анна Федоровна вышла замуж за близкого друга и коллегу Святогорова Петра Московдова. К тому времени оба они работали в хабаровском гидроаэропорту. До 1931 года друзья состояли на службе в гидроотряде Амурской Краснознаменной флотилии, откуда им пришлось уйти из-за истории, наделавшей много шума.
Как-то во время полетов Святогоров и Московдов так близко свели свои самолеты над мостом через Амур, что крылья чиркнули одно о другое. В те годы, как утверждает Кирюхина, даже если пилот не смог справиться с управлением и повредил машину, его не наказывали. Но подобное хулиганство, какое учинили Саша и Петр, не прощалось. Тем более эти двое давно были 'на карандаше' у руководства. Московдов, например, несколько раз отличился тем, что во время показательных выступлений пролетал на бреющем полете над улицей Карла Маркса, чем вызывал восторженные крики зевак. Делать этого было категорически нельзя, но до поры 'воздушные хулиганы', как прозвали их друзья, отделывались устными выговорами.
А вот выкрутасы над Амуром закончились судом, после которого Святогоров и Московдов просидели несколько месяцев на гаупвахте. Кстати, здание ее находилось на территории современного СИЗО, на улице Знаменщикова. Рядом с настоящей тюрьмой стоял деревянный барак, где содержались временно арестованные.

Сахалинцы везли деньги, а Святогоров - апельсины
Святогоров женился на подруге Кирюхиной Валентине Великановой. К сожалению, семейная жизнь получилась недолгой, уже через несколько месяцев Александр отправился в свой последний полет. Его 26-й день рождения друзья справляли так, как будто он жив и просто улетел в очередной рейс. Они все так надеялись, что Саша отыщется.
Анна Федоровна вспоминает, что в те годы самолеты вообще бились довольно часто. И никто их толком не искал, и техники необходимой не было, и гонять поисковые летные группы слишком накладно. А вот 'Савойю-55' Святогорова искали, по словам Кирюхиной, несколько лет. В район, где предположительно произошла авиакатастрофа, периодически вылетали поисковые самолеты, но всякий раз возвращались ни с чем. Может быть, упорство, с каким искали 'Савойю', связано с большой суммой денег, имеющейся на борту?
- Вы знаете, я всю жизнь себя считаю виноватой в том, что Саша тогда не вернулся, - на глазах моей собеседницы появляются слезы, - и зачем только я дала ему деньги на апельсины. Он часто летал на Сахалин и Камчатку. В те годы по северному завозу эти края намного лучше обеспечивались продуктами. Вот Саша и привозил нам в подарок апельсины, в небольших деревянных ящичках на 2-3 килограмма. А перед тем полетом я ему сказала, что мне неудобно уже, что он всегда фрукты на свои деньги покупает. Дала ему сто рублей и попросила, чтобы он на них купил апельсинов. Когда узнала о том, что Сашин самолет пропал, первым делом подумала, что, наверное, это была плохая примета - пилоту заказ делать. Ведь до этого он летал, и все было хорошо, и никаких предчувствий того, что с ним должно что-то случиться, знаете, как бывает у близких людей, ни у кого из нас не было. С тех пор ни разу в жизни никого и ничего не просила мне привезти.
Анна Федоровна говорит, что даже после трагедии родственников Святогорова не нашлось, может быть, их вообще не было в живых. Судьба его супруги Валентины тоже неизвестна. В том же 1935 году она вышла замуж за какого-то партийного босса, которого два года спустя объявили врагом народа и отправили в лагеря. Валентине дали 24 часа на выезд с Дальнего Востока, по слухам, она уехала куда-то на запад.
Самолет совершал рейс из Александровска-Сахалинского в Хабаровск в 1935 году, на борту было 11 человек.
Единственное, пожалуй, что заставляет сомневаться, что нынешняя находка имеет отношение к самолету Святогорова, - отсутствие следов, указывающих, куда подевались люди. Среди обломков техники найден один череп и несколько костей. Куда подевались останки других членов экипажа и пассажиров?
Нам удалось найти в Интернете информацию, которая дает версию загадочного исчезновения людей. Уточним, всего лишь версию. Ее выдвинул сотрудник интернет-издания 'Зеркало недели' Владимир Логинов в материале 'Исчезновение 'Савойи' в февральском номере 1999 года. Она шокирует и, на первый взгляд, кажется невероятной.
Но обо всем по порядку:

Отважного летчика знала вся страна
Оказывается, история пропавшего самолета Святогорова, как утверждает Логинов, интересовала не только дальневосточных авиаторов, но и их коллег по всей стране. В первую очередь, похоже, из-за личности самого пилота. Нашему коллеге из 'Зеркала недели' много пришлось общаться с летчиками, которые помнят, как развивалась авиация на Дальнем Востоке в 30-е годы. Они рассказали, что в Дальневосточное управление гражданской авиации тогда часто заходили молодые летчики, месяцами добиравшиеся на 'край земли'. Даже пилотские 'корочки' и прочие документы, подтверждавшие их опыт пилотской работы, не давали права сразу самостоятельно управлять самолетом. Слишком уж незнакомое для летчиков с 'материка' у нас небо, суровые погодные условия, непривычные пейзажи. Считавшим себя асами пилотам на Дальнем Востоке приходилось начинать чуть ли не заново учиться летать.
В 1934 году, пишет Логинов, Александра Святогорова привела в суровые дальневосточные края романтика. Здесь он впервые сел за штурвал гидросамолета.
Через много лет известный полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Мазурук вспоминал: 'Работал я тогда командиром гидроотряда №13 Дальневосточного управления ГВФ. Мы базировались тогда в Хабаровске. В ту навигацию я самолично давал тренировку и 'провозил' по сахалинской трассе Святогорова. Был Александр отличным летчиком-'гидристом', но подвела его, скорее всего, капризная погода на побережье'.
Кстати, в 1935 году пропавшую 'Савойю' искала поисковая группа под руководством И. Мазурука.
Известность в авиационных кругах Александр Святогоров, утверждает Логинов, приобрел во время челюскинской эпопеи в 1934 году. В Чукотском море затонуло судно 'Челюскин'. 104 человека оказались на дрейфующей льдине и ждали помощи. Сквозь штормовое море спешил пароход 'Сталинград', на борту которого был и самолет Святогорова. Согласно сообщению газеты 'Правда' тех лет, пароход на подходе к Чукотке застрял во льдах. Именно Александр добился того, чтобы правительственная комиссия по спасению челюскинцев дала разрешение на взлет его самолета прямо со льдов, окруживших судно. На летательный аппарат обули лыжи, и Святогоров сумел поднять его в небо и улететь на северо-запад, туда, где люди ждали помощи. Все газеты, которые в те годы публиковали карты спасательной операции, нанесли в них еще один маршрут воздушной трассы, которую проложил экипаж молодого отважного летчика. Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев назвал Святогорова одним из лучших полярных летчиков.

Экспедиция сорок лет спустя
Наши коллеги в 1935 году следили за ходом поисков самолета 'Савойя-55'. Как утверждают современники Святогорова, тогда они успехом не увенчались. Но, как пишет в своем материале Логинов, о пропавшем летательном аппарате сами авиаторы не забывали, история эта передавалась, как говорится, из уст в уста. Все считали, что необходима специальная поисковая экспедиция. Нужно добраться до долины реки Медвежьей и прочесать ее кардинальным образом.
Согласно сведениям Владимира Логинова, такая экспедиция состоялась через 40 лет после пропажи 'Савойи', то есть где-то в 70-х годах. Толчком для нее послужило сообщение о каком-то разбитом самолете, лежащем на сопке в тайге.
Вот что напишет о результатах поисков газета 'Воздушный транспорт' в 1985 году: 'На мыс Лазарева вылетела поисковая группа. В лагере лесоустроителей пришлось взять проводника - добраться к месту на вертолете оказалось невозможным: сопка, на которой лежал самолет, была прочно закрыта нередким здесь выносом с пролива. Утром место происшествия безошибочно указали сбитые падавшей машиной верхушки вековых елей. Сначала наткнулись в распадке на тройное хвостовое оперение. Выше на склоне лежали обе лодки гидросамолета - в них размещались пассажирские каюты. Мощные по тем временам двигатели марки 'Изотта-Фраскини' за десятилетия не успело даже тронуть ржавчиной. Сфотографировали разбитую радиостанцию, разрушенный фонарь пилотской кабины'.
Логинов пишет, что руководил той поисковой группой бывший военный летчик Виктор Сергеевич Нуждин. Он показал фотографии находки старейшему дальневосточному бортмеханику, который лично знал Святогорова и обслуживал в те годы его самолет - Морокову. Он якобы и подтвердил, что на снимках та самая 'Савойя'. Члены экспедиции сделали вывод, что прижатый туманом борт шел на бреющем полете по долине реки и крутой склон перед собой пилот увидел неожиданно. Это и послужило причиной аварии.
К сожалению, как утверждает Логинов, отчета той экспедиции, координат и описания точки падения не сохранилось. Интересно, где живут ее участники? Они бы могли многое прояснить:

Тайна пропажи приоткрылась в 1945 году
Пожалуй, самой загадочной в этой истории продолжает оставаться судьба потерявшихся вместе с самолетом людей. Ни в скудных данных экспедиции 70-х годов, ни сегодня на месте обнаружения обломков 'Савойи-55', вероятно, нет никаких подсказок, куда могли подеваться пассажиры и члены экипажа.
Владимир Логинов выдвигает свою версию. Он пишет, что уже в наши дни случайно познакомился со старым военным летчиком Матвеем Леонтьевичем Шемяковым, жителем города Белая Церковь, который служил на Дальнем Востоке и летал на гидросамолете.
Шемяков рассказал, как однажды в 1945 году непогода заставила их приземлиться на берегу Татарского пролива недалеко от мыса Лазарева. Закрепили они на якорях самолет, сошли на берег в поисках укрытия от штормового ветра. Матвей Леонтьевич вспомнил, что место, где они приземлились, было дикое, тайга подступала к самому берегу. Наконец они набрели на чум, из которого им навстречу вышел старик, представитель какой-то местной народности. Хозяин жилища непрошеным гостям явно не обрадовался. И даже сделал вид, что не понимает русского языка. Но путники все же вошли в чум, сгрудились возле горящего очага.
'Когда глаза привыкли к полутьме, царившей в чуме, я заметил висящую в углу сумку-планшет, такую же, как у меня. Я встал и подошел к сумке. Старик начал возмущаться, сердиться, что-то кричать по-своему, попытался не пустить меня в угол. Снял я сумку и открыл. В ней оказались документы, карта полета Александра Святогорова', - рассказал Шемяков.
Дальше, по его словам, деда они 'прижали', и тот от страха вспомнил русский язык и рассказал о событиях, которые, как он утверждал, произошли лет десять назад (1935 год).
Тогда они жили в чуме вдвоем с другом, были еще довольно молодыми, крепкими охотниками, промышляли зверя, ловили рыбу. Однажды из тайги вышли люди. По словам старика, они испугались, подумали, что это бандиты, и всех расстреляли. Абориген сознался, что сумку-планшет они с приятелем решили оставить себе на память.
Шемяков с экипажем прожили в чуме еще три дня, а когда шторм прекратился, улетели со страшного берега вместе со стариком и летной сумкой Святогорова. Дальше аборигеном занимались органы, а слышавших его рассказ летчиков предупредили о неразглашении тайны.
Мы рассказали об этой версии исследователю из поселка Тымовское Сахалинской области, который по запросу нашей редакции согласился помочь в поисках информации о самолете Святогорова, Константину Ивановичу Гетте. Ему, человеку, который более 40 лет занимается изучением истории Дальнего Востока, она не показалась столь уж невероятной.
- В те годы через узкий перешеек Татарского пролива между мысом Лазарева и мысом Погиби с Сахалина бежали много каторжан, - рассказал Константин Иванович. - Среди беглецов народ попадался всякий. В 1935 году в лагерях еще не так много 'политических' было, на край света ссылали в основном всякий преступный сброд. По дороге преступники часто набредали на жилища местных жителей и не исключено, что успели своим поведением негативно настроить или даже запугать аборигенов. Может быть, упомянутому старику и его другу приходилось испытывать на собственной шкуре выходки незваных гостей. Как знать, возможно, это и стало причиной того, что пассажиров самолета они расстреляли, потому что просто их испугались.
Мы запросила информацию об исчезнувшем в 1935 году самолете в Государственном архиве Сахалинской области. Вчера был получен ответ, что найдены сведения лишь об одном из пассажиров - Антоне Васильевиче Шереметьеве, который в те годы возглавлял МТС Тымовского района. Увы, в ней есть только небольшая характеристика, говорящая о том, что человеком он был, видимо, принципиальным, поскольку за свои выступления на партсобраниях нередко получал выговоры. Родился он в 1906 году. Последнее упоминание о нем датируется июнем 1935 года, где говорится, что он принимал участие в пленуме крайкома Сахалинской области.
По последним данным, поступившим из Николаевского района, на месте обнаружения обломков самолета уже разработана площадка для посадки вертолета. Находку тщательно охраняют люди, специально нанятые администрацией поселка Лазарев. Специалисты утверждают, что сохранить сейчас месторасположение крыльев, двигателей и прочего очень важно, потому что только так специальная комиссия сможет почти со стопроцентной точностью сказать, в каком направлении летел самолет и что послужило причиной аварии. К сожалению, провести экспертизу удастся не скоро. Оказывается, в Николаевском районе всего один вертолет, способный отвезти туда группу специалистов. Но, во-первых, машина постоянно 'дежурит' в порту на случай чрезвычайных ситуаций. А во-вторых, погода вот уже несколько недель откровенно не балует район мыса Лазарева: постоянно висит туман, льет дождь. Как будто сама природа не желает, чтобы человек наконец разгадал тайну пропажи самолета отважного летчика и его пассажиров.

Напомним, что по первоначальным данным экспертизы есть основания считать: обломки принадлежат гидросамолету 'Савойя-55' итальянского производства, который 26 июня 1935 года под управлением пилота Александра Святогорова совершал рейс из Александровска-Сахалинского в Хабаровск и пропал без вести.
На этот раз нам удалось найти в государственном архиве Хабаровского края уникальный документ, 'родившийся' после тотальной проверки работы всего Гражданвоздухофлота Дальневосточного края. Поводом для 'разбора полетов' стала именно катастрофа самолета с бортовым номером Л-840, который пилотировал Святогоров.
Под зорким оком партии:
В поисках информации о найденном в тайге самолете наша редакция обратилась с запросом в государственный архив Сахалинской области. Все-таки на борту 'С-55' были директор, главный бухгалтер и главный механик единственной тогда на острове машинно-тракторной станции. 'Верхушка' МТС летела в Хабаровск с годовым отчетом и крупной суммой денег.
Увы, оказалось, что в сахалинских архивах подобной информации не сохранилось. Как пояснили нам архивариусы, у них остался перечень документов от июня-июля 1935 года, с пометкой, что все они засекречены. А такие бумаги, как правило, хранились в архивах столицы Дальневосточного края Хабаровске, к которому тогда относились Сахалин, Камчатка, Приморье.
Действительно, информация о
'С-55' нашлась в партийных документах.
В подробном отчете о совещании директоров МТС края от 29 июня 1935 года графы о работе Сахалинской МСТ нет. Ее руководство вместе с документами и деньгами на совещание не явилось, 26 июня оно пропало вместе с самолетом 'С-55'.
Конкретно же вопрос об этом был поднят на бюро ВКП(б) только 1 июля. В архивах сохранилось постановление: 'Для организации немедленно надлежащей работы по розыску самолета создать комиссию в составе т.т. Остапенко, Лапина и Западного. Поручить комиссии немедля связаться с т. Викторовым с тем, чтобы начать поиски также по линии флота'.
В середине июля бюро Далькрайкома в течение двух дней решает вопрос 'о работниках Тымовской МТС'. И лишь в одном заявлении из сельхозотдела края в Далькрайком ВКП(б) есть намек на то, что стало причиной столь острого кадрового дефицита на Сахалинской станции: 'Прошу утвердить директором Тымовской МТС (Сахалин) Т. Стрижевич, освободив последнего от обязанностей начальника Зернового управления Уссурийского ОБЛЗУ. Сообщаю, что это положение связано с гибелью Т. Шереметьева - директора Тымовской МТС, в связи с катастрофой самолета'. Документ датирован 13 июля.
Вопросы о назначении прочих работников МТС решались уже без упоминания трагедии.

К полетам никто не допущен
О том, чем же все-таки закончились поиски 'Савойи' и была ли она найдена, в партийных документах 1935 года никакой информации не обнаружилось.
А вот о том, почему случилась авария и кто виноват, разобрались по полной программе.
Тотальную проверку состояния кадров, материальной части, специальных служб проводила специальная комиссия.
Заключение 'компетентных товарищей' нарисовало картину дальневосточной авиации столь черными красками, что только диву даешься, как она вообще существовала. И как умудрилась 'выковать' столько отважных, известных на весь мир летчиков?
'Пренебрежение к изучению кадров, отсутствие проверок анкет и документов неизбежно приводят к потере бдительности, беспорядок в учете кадров лишает возможности знать кадры и работать над ними.
Как небрежно принимаются кадры в ГВФ, видно на примере Святогорова. Он не аттестован на прежней службе, медицинской комиссией полеты ему запрещены. Однако он был принят в ГВФ и допущен к полетам на ответственнейшей линии', - значится в документе.
Ответ на вопрос о том, как получилось, что пилот без особых разрешительных документов был не только принят в штат, но и допущен к пассажирским перевозкам, можно найти уже в следующем абзаце заключения комиссии.
Анализируя квалификацию кадров ГВФ, проверяющие доложат высшему партийному руководству, что на июнь 1935 года в штате числилось 23 пилота 'школьного выпуска 1934 года (видимо, речь идет о 'школе пилотов'. - Прим. авт.), в августе добавилось 13 пилотов 1935 года выпуска. Среди техников и инженеров на июнь месяц - 33 человека, выпущенных из школ в 1934-1935 г.г.'.
Получается, что 'не вчерашних школьников' в штате ГВФ было всего-то 13 человек. И ничего удивительного в том, что известного по челюскинской эпопее Святогорова принимают на работу, закрывая глаза на отсутствие у него 'добро' со стороны медиков и аттестационной комиссии. В ту пору не только дальневосточная, но и российская авиация испытывала настоящий кадровый голод.
Святогоров же вообще не имел права на полеты по трассе, так как, по официальной справке зам. нач. ГВФ, 'Святогоров таких полетов не проходил и к полетам в сложных метеорологических условиях допущен не был'.
Далее в материалах проверки содержатся и вовсе шокирующие факты. Оказывается, до июня 1935 года вообще ни один пилот ГВФ, летавший по Сахалинской трассе, тренировок в слепых полетах не проходил, соответственно летать по ней не имел права. Лишь в августе, после трагедии с 'Савойей', получили официальное разрешение летать на Сахалин и Камчатку семь пилотов.
Кстати, сама катастрофа самолета Л-840, по мнению членов комиссии, личным составом ГВФ детально не разбиралась. Как, впрочем, и авария, произошедшая с самолетом пилота А. Иванова Ш-2 во время поисков Святогорова.
Во время очередного вылета на предполагаемое место крушения с машиной Иванова что-то случилось, летчику чудом удалось приземлиться в тайге.
Как запишут в своем заключении члены комиссии, руководители ГВФ не сочли нужным детально разобраться в причинах аварий и довести эту информацию до сведения пилотов и техников.
Вот и получается, что 'когда недавно прибыли новые самолеты с полным радиооборудованием, с этих самолетов радио даже было снято ('чтобы не трепаться зря и освободить место для коммерческого груза')'.

Голодный пилот готов рисковать жизнью
Столь бесшабашному отношению к системам безопасности самолетов со стороны пилотов было объяснение. Как выяснила комиссия, зарплата в тот год работникам ГВФ выплачивалась с большими задержками. Только в августе задолженность составила 34500 рублей. На тот момент пилоты не получили красноармейских и летных пайков на сумму 22000 рублей.
Работа бесплатной столовой была не приспособлена для летного состава. Вот что рассказал членам комиссии пилот Зануло: 'С утра перед полетом у нас начинается горячка. Прежде всего, не позавтракав, приходишь на место службы.
Таким образом, если полет назначен на 5 утра, то из-за неполадок потеряешь очень много времени, так что до полета остается каких-нибудь 20 минут. Так обычно и вылетаешь голодным. В первый порт прилетаешь - надо закусить, а там говорят, что нас не ждали и поесть нечего. И вот начинаешь нервничать. Я уже целый месяц летаю без завтрака'.
Некоторые по 6-8 часов летали голодными. Людей поставили в безвыходное положение. Чему удивляться, если летчики хватались за любую возможность заработать. И садились в полуобморочном от голода состоянии за штурвалы машин, где не было ничего, что помогло бы выжить в случае аварийной посадки, например, в тайге.
Как отметит комиссия, 'не предусмотрено и не выдается необходимое оружие, нет земных раций, нет сигнальных средств, нет и самолетных раций'. Не мудрено, что 'Савойя' как в воду канула.
Похоже, что у командира просто не было никакой возможности как-то дать знать, где они находятся.
Проверяющие заметят, что многие пилоты перегружены, летают без отдыха несколько суток. И этот факт будет назван 'рвачеством и погоней за коммерческой прибылью', и именно этим объяснят то, что пилот Святогоров до катастрофы за 15 дней налетал 75 часов - выполнил месячную норму.
'24 июня Святогоров прилетел с Сахалина, распоряжением начальника порта Филипповича через 3 часа послан во второй рейс - обратно на Сахалин. 24-25 июня вследствие тяжелых метеоусловий оба дня сидел на трассе в вынужденных посадках. Прилетел в Александровск только 26 числа утром и через 3 ч. 35 мин., не имея отдыха, в нелетную погоду вылетел в Хабаровск. В этот рейс он и погиб'.

Ему велели возвращаться
26 июня в аэропорт Александровска из Хабаровска поступает телеграмма, подписанная диспетчером Бураго, требующая немедленно возвратить самолет Л-840 в Хабаровск. Кто отдал приказ, так и останется тайной. Даже членам комиссии не удастся выяснить, кто велел рядовому диспетчеру ее отправить.
Может быть, поэтому в итоге все обернется так, как будто ее вообще не существовало. И бремя ответственности полностью ляжет на плечи начальника Александровского аэропорта Т. Моничева, которого из-за трагедии с 'Савойей' исключат из партии и отдадут под суд.
И на плечи Александра Святогорова, которого, по сути, осудят посмертно. Судите сами. Эту часть заключения, сделанного комиссией, приводим полностью.
'Сама катастрофа самолета Святогорова (Л-840) произошла (и ей предшествовали) при следующих обстоятельствах:
1. Пилот Святогоров, будучи летчиком погранохраны, 5 февраля 1935 года управлением погранохраны признан негодным к летной службе по моральным и физическим данным.
2. До этого имелся старый московский документ, разрешающий Святогорову полеты, но запрещающий дальние полеты.
3. Несмотря на заключение УКПВО, работник отделения УКПВО тов. Лухт дал письменное отношение с заключением о годности Святогорова к службе в Гражданвоздухофлоте.
4. В материалах УКПВО имеется письменная аттестация комиссара части, характеризующая Святогорова как летчика с отрицательной стороны ('пьет' и т.д.).
5. Святогоров - участник спасения челюскинцев, но все же был известен в широких кругах ДВ авиации как 'ухарь' и невыдержанный летчик.
6. Святогоров до гибели не имел права полетов на ответственных пассажирских ДВ линиях, согласно инструкции ГУГВФ, из-за неподготовленности к слепым полетам.
7. Несмотря на все это, он 13 февраля 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ и допущен к ответственнейшим полетам только на основании заключения тов. Лухта. Аттестации, личного дела из УКПВО не затребовали, и никакой проверки Святогорова по месту его прежних служб проведено не было.
8. При этом медицинская комиссия при хабаровской поликлинике дала заключение о годности Святогорова к летной службе, несмотря на прежнее заключение московской комиссии, несмотря на явные физические недостатки Святогорова (больная нога после аварии). Сам Святогоров в рапорте командованию УКПВО в октябре 1934 года доносит о своей непригодности к летной службе и просит его освободить даже от строевых занятий'.
Почему человека, который по доброй воле готов оставить авиацию, все же признают годным и оставляют служить? Быть может, по все той же причине дефицита кадров? И не с этим ли связано его 'ухарство'?
Дотошная комиссия раскопала сведения о нарушениях, допущенных Александром во время полетов буквально накануне трагедии.
'24 июня Святогоров прилетел в Хабаровск в 11 ч. 05 мин. (вылетел с Сахалина в 5 ч. 45 мин., 5 ч. 20 минут в полете) и в этот же день в 14 часов вылетел обратно на Сахалин по распоряжению бывш. нач. УГВФ Филипповича. Распоряжение явно незаконное.
Из-за плохой погоды Святогоров в этот день вынужден был по пути сесть на озеро Б. Карасево, а 25 июня перелетел в Виахту и прилетел в Александровск лишь 26 июня в 7 ч. 05 мин. Таким образом, он два дня находился в условиях неблагоприятных, в условиях борьбы с непогодой.
В тот же день, 26 июня, поступает из Хабаровска телеграмма: погода на трассе явно нелетная. Начальник Александровского порта Моничев выпускает в полет Святогорова, ссылаясь на телеграмму. Светогоров прогноза погоды не берет, а Моничев выпускает самолет и не проверяет этого.
Самолет с экипажем и пассажирами в этом полете пропал'.
Сомнительно, что после трагедии комиссия так и не нашла того, по чьей инициативе самолет в непогоду срочно отправился в Хабаровск. Скорее всего, команда была отдана высокопоставленным лицом, а указывать принародно на ошибки таким товарищам было не принято.
Но без того, чтобы не 'полетели головы', история с 'Савойей', как вы понимаете, закончиться не могла.
Заслушав отчет комиссии, бюро Далькрайкома ВКП(б) вынесло постановление, согласно которому привлекли к партийной ответственности т. Лухта - за отсутствие бдительности, выразившееся в выдаче заведомо неверной характеристики Святогорову.
Начальнику управления ГВФ т. Полякову и начальнику политотдела УГВФ т. Остапенко за отсутствие бдительности, выразившееся в приеме на службу Святогорова и оказание ему доверия без предварительной проверки документов, объявили строгие выговоры.
И. Мазурук, командир отряда, за отсутствие бдительности при приеме на работу пилота Святогорова, известного отрицательными качествами, получил выговор.

Тайна фамилии
Во всей этой истории есть еще одна загадка, на которую трудно не обратить внимание. Во всех документах 1935 года, касающихся той давней трагедии, фамилия пилота пишется в двух вариантах. В одних бумагах он проходит как Святогоров, а в том же партийном постановлении значится Светогоровым.
А вот на фотографии, рукой самого Александра подписано - 'Святогоров'.
Сегодня можно лишь предполагать, что поменял гласные в своей фамилии парень по собственному желанию. А раз он так хотел, то и мы не будем вносить никаких изменений и будем и дальше именовать пилота Святогоровым.

http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id= ... piccount=8

Lebovect
SAONовец со стажем
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 27 фев 2013, 10:16
Member of AOPA: No

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#2 Сообщение Lebovect » 26 янв 2016, 14:59

такая история интересная всплыла

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#3 Сообщение smixer » 27 янв 2016, 15:21

был известен в широких кругах ДВ авиации как 'ухарь' и невыдержанный летчик.
Кратко, но ёмко :lol:
И сразу понятно, что самолёт в наших краях можно искать не долго, а очень долго. Кости истлеют...

Аватара пользователя
bigmak
SAONовец со стажем
Сообщения: 906
Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
Member of AOPA: Yes
Откуда: ТуркВО

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#4 Сообщение bigmak » 27 янв 2016, 19:07

"древний"? Че то я в мезозое таких машин не видел )))
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Аватара пользователя
Vi-kTo-R
SAONовец со стажем
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: Северо-Восток М.О.
Контактная информация:

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#5 Сообщение Vi-kTo-R » 28 янв 2016, 06:50

Спасибо, интересно.
Большую работу сделали!
В Арктике звезды ярче..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#6 Сообщение Misha » 28 янв 2016, 07:30

Спасибо. Интересные страницы нашей истории
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
serge77
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 14 июл 2014, 19:18
Member of AOPA: No

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#7 Сообщение serge77 » 31 янв 2016, 07:35

Спасибо большое за интересную статью! Хоть под конец и перешли на политику, что немного расстроило, всё равно, прочёл на одном дыхании.
Выводы комиссии то в принципе правильные, нет разрешения на полёты "СМУ", нечего рисковать людьми.
А в тайге, простым людям не выжить. Либо сами чего съели либо их.

Борис
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 25 мар 2009, 19:06
Member of AOPA: No
Откуда: ЮГРА

На Сахалине нашли древний гидросамолёт

#8 Сообщение Борис » 31 янв 2016, 17:48

Очень интересная история. Спасибо.

Ответить

Вернуться в «Новости АОН»