КВ-радиостанция

Авионика, приборы, датчики ЛА, GPS - навигация, тюнинг самолета, тюнинг вертолета, примочки для вашего ВС

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

КВ-радиостанция

#1 Сообщение zenon » 02 окт 2012, 16:38

Хочу узнать у уважаемого сообщества (прежде всего у вертолетчиков).

- Есть ли у кого-то собственный опыт использования КВ-радиостанции на борту вертолёта Робинсон?
- Знает ли кто-нибудь людей, кто устанавливал КВ-радиостанцию на Робинсон?
- Кто вообще что знает по этой тематике?

Мои знания ограничиваются лишь тем, что от кого-то слышал о (якобы) влиянии КВ-радиостанции на работу гавернера (автоматического регулятора оборотов двигателя).

Отдельный вопрос: кто что может расказать о применении КВ-радиосвязи в авиации? Не вообще, исторически, а применительно к нашему времени и для районов, где УКВ-связь затруднена. Действует ли такой вид связи сейчас? Где? Насколько КВ-связь устойчива и практична? Кто ей пользовался?

Заранее благодарю за отклики.
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:18, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#2 Сообщение Serega » 02 окт 2012, 16:46

Про робинсон ничего сказать не могу. В свое время помогал с определением места стоянки хозяину самолета в Питере, который ранее жил в Сибири. Там КВшка хорошо себя зарекомендовала. Кессон на 320 литров + доп бак (Як-18Т) позволял улетать на несколько часов и быть всегда на связи. Это помогало при полетах на горящие леса.
Иванов Сергей

Bark
SAONовец со стажем
Сообщения: 420
Зарегистрирован: 21 сен 2010, 11:24
Member of AOPA: Yes
Откуда: URKF
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#3 Сообщение Bark » 02 окт 2012, 16:46

В Иркутской области ставили КВ станцию на Робик. Нормально летали, помех на говернер не наблюдали. Антенны тянули от коцов лыж к концу балки. В горах оч хорошо с КВ-шкой. УКВ там не работает, ибо может работать только в пределах прямой видимости. Работа на отражениях практически не получается. А КВ-волна легко огибает рельеф. Вот только КВ станции обычно мощные, надо внимательнее быть при установке.

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#4 Сообщение kvsov » 02 окт 2012, 16:58

Bark писал(а):В горах оч хорошо с КВ-шкой.
Подтверждаю.
Собираясь лететь с Моздока мы уже чирикали со своим КП в Нижнем Ноагороде.
Но это было на Ми8.
Когда...?

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#5 Сообщение zenon » 02 окт 2012, 17:03

Я знаю, что дальность КВ-связи значительно больше (хотя помехозащищённость ниже). И что с ней лучше (в отдалённых и сложных районах), чем без неё тоже догадываюсь. :) Поэтому вопрос ставлю не теоретически, а практически. В регионах, где УКВ-связь невозможна или сильно ограничена, КВ-связь (кроме спутникового телефона) единственная возможность быть на связи. Но поддерживают ли на практике службы УВД КВ-связь?

Еще более практический вопрос - это влияние э/м поля на системы вертолёта (есть, нет, откуда тогда слухи?).
С установкой антенны тоже не всё просто. Антенна должна быть достаточно длинная, но в то же время, провода снаружи опасны для рулевого винта. Нет ли у кого фотографий по способу установки антенны? Пока не приходит в голову ничего, кроме протяжки провода от вертикального стабилизатора к кабине вдоль балки. А зачем еще и к лыжам? Чтобы удлиннить антенну?
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:13, всего редактировалось 1 раз.

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#6 Сообщение kvsov » 02 окт 2012, 17:16

УВД КВ поддерживает, они по ним даже планы передают. И в хорошую погоду она работает лучше чем в плохую. Да говорить в нее нужно медленнее, чем в УКВ, булькает.
Когда...?

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#7 Сообщение 12345 » 02 окт 2012, 17:43

zenon писал(а):Я знаю, что дальность КВ-связи значительно больше (хотя помехозащищённость ниже). И что с ней лучше (в отдалённых и сложных районах), чем без неё тоже догадываюсь. :) Поэтому вопрос ставлю не теоретически, а практически. В регионах, где УКВ-связь невозможна или сильно ограничена, КВ-связь (кроме спутникового телефона) единственная возможность быть на связи. Но поддерживают ли на практике службы УВД КВ-связь?

Еще более практический вопрос - это влияние э/м поля на системы вертолёта (есть, нет, откуда тогда слухи?).
С установкой антенны тоже не всё просто. Антенна должна быть достаточно длинная, но в то же время, провода снаружи опасны для рулевого винта. Нет ли у кого фотографий по способу установки антенны? Пока не приходит в голову ничего, кроме протяжки провода от вертикального стабилизатора к кабине вдоль балки. А зачем еще и к лыжам? Чтобы удлиннить антенну?
Несколько безобидных вопросов и мыслей:
1. Какая острая(что аж КВ морочить) необходимость непрерывно находиться на связи со службой УВД? Поворотные докладывать?
Нет покрытия УКВ - G! С таким настроением(поставить КВ) так у нас его(УКВ) никогда не будет.
2. Если очень надо - 21 первый век на дворе и все необходимые средства, позволяющие решить проблему у тебя уже имеются в наличии.
3. При установке учитывать большую потребляемую и излучаемую мощность, опасность намотать антенну, борьба с наводками и помехами на бортовую электронику, большой вес.
4. Слухи от от Робинсона, который однозначно запрещает установку КВ.
Последний раз редактировалось 12345 02 окт 2012, 17:47, всего редактировалось 1 раз.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#8 Сообщение Misha » 02 окт 2012, 17:44

КВ-связь за Уралом работает (нам предлагали перейти на КВ). Но мы пользовались спутниковым телефоном - Иридиум работает вполне устойчиво, и всех (летчиков и диспов) этот способ связи устраивал. Плюс я слышал, что по КВ-радиостанции ты будешь слушать радиолюбителей всего мира- не знаю, правда ли это.

Про действие КВ на говернер не я придумал - действует. Правда, можно взять за правило отключать говернер перед нажатием тангенты, но я искренне не понимаю, откуда интерес к этому виду связи при наличии в кармане Иридиума
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Bark
SAONовец со стажем
Сообщения: 420
Зарегистрирован: 21 сен 2010, 11:24
Member of AOPA: Yes
Откуда: URKF
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#9 Сообщение Bark » 02 окт 2012, 18:29

В Сочи диспы в горы норовят не пустить, стонут, что "кв нету, как же будем вами управлять?!" Отвечаем, что пока связи нет - сами собой поуправляем ).

Avtomike
SAONовец со стажем
Сообщения: 827
Зарегистрирован: 30 июн 2008, 13:38
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#10 Сообщение Avtomike » 02 окт 2012, 18:49

12345 писал(а):Нет покрытия УКВ - G!
Если можно, дайте ссылку на это утверждение.

Нашел, однако здесь: viewtopic.php?f=102&t=4031&start=0#wrapheader
Последний раз редактировалось Avtomike 02 окт 2012, 19:29, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#11 Сообщение zenon » 02 окт 2012, 19:12

kvsov писал(а): говорить в нее нужно медленнее, чем в УКВ, булькает
Да, в курсе. :) Я же еще и коротковолновик. ;)
12345 писал(а): Какая острая(что аж КВ морочить) необходимость непрерывно находиться на связи со службой УВД? Поворотные докладывать?
Misha писал(а):я искренне не понимаю, откуда интерес к этому виду связи при наличии в кармане Иридиума
Разумеется, это не вопрос святости в докладе поворотных. Это вопрос безопасности, причем безопасности в интересах пилотов. Это мы все тут летаем над дачами и нам сам чёрт не брат. А при полетах над лунными пейзажами, когда ни одной живой души за тысячи километров, становится неуютненько от мысли, что никто не знает где ты. Когда за тобой кто-то присматривает и в курсе твоего положения, на душе становится теплее. Это раз.

Второе дело - вопрос метеообеспечения. Когда ты летишь много часов и пересекаешь точку невозврата, очень хочется постоянно быть в курсе метео на точке прибытия. А бывают в нашей необъятной стране такие "точки прибытия", где телефон - это недоступная роскошь. Может быть я немного фантазирую, но бывает всяко. И не хочется зависеть от единственного средства связи.
12345 писал(а):Слухи от от Робинсона, который однозначно запрещает установку КВ
Вот именно об этом я и спрашиваю. Есть бюллетень, где написано о влиянии радиочастотных помех на электронику управления двигателем. Но хотелось бы узнать и о практике применения.
Misha писал(а):я слышал, что по КВ-радиостанции ты будешь слушать радиолюбителей всего мира- не знаю, правда ли эт
Да, КВ-диапазон сильно загружен и это не домыслы. Но опыт работы в перегруженном эфире имеется.
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:13, всего редактировалось 1 раз.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#12 Сообщение 12345 » 02 окт 2012, 19:36

zenon писал(а):А при полетах над лунными пейзажами, когда ни одной живой души за тысячи километров, становится неуютненько от мысли, что никто не знает где ты. Когда за тобой кто-то присматривает и в курсе твоего положения, на душе становится теплее.
А что SPOTом так и не научился пользоваться? :wink:

Avtomike
SAONовец со стажем
Сообщения: 827
Зарегистрирован: 30 июн 2008, 13:38
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#13 Сообщение Avtomike » 02 окт 2012, 19:47

Bark писал(а):В Сочи диспы в горы норовят не пустить, стонут, что "кв нету, как же будем вами управлять?!" Отвечаем, что пока связи нет - сами собой поуправляем ).
Хорошо если диспы у вас с этим соглашаются и отпускают. У нас на Хабаровск -Район есть диспетчер, который практически истерит требуя докладывать через каждые пол часа при полете из С в G, угрожая подять спаскоманду при невыходе на связь вовремя.

Помнится мне, было какое то письмо о регламенте выхода на связь в пространстве G. Там эти пол часа поминались. Может кто поскажет где это письмецо.

Malabar
Гуру
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#14 Сообщение Malabar » 02 окт 2012, 20:06

по всей Сибири КВ связь работает достаточно хорошо,
в тайге Тюменской области, где МИ-8 летают как маршрутки, по буровым и вахтам,
большая часть радиообмена с управлением ведется по КВ,
высоты у бортов маленькие, километры большие,
год назад имел большое желание на борт установить КВ связь,
потом перегорел желанием, решил что по ненадобности возить еще несколько килограмм,
установленный на базе (в тайге) КВ трансивер Vertex VX-1700 с антенной на 15 метровой мачте
легко связывается не только с диспетчером, но и городами, на удаление 1500 км

спутниковый телефон есть всегда,
при необходимости, связываюсь на частоте тех кто идет на эшелоне, всегда получается передать информацию.
решил для себя, что не нужна мне КВ связи на борту.

там где С класс УКВ работает всегда и везде.
по G классу не обязан иметь двух стороною связь, посадку и по ступнику доложить можно.
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#15 Сообщение zenon » 02 окт 2012, 20:14

12345 писал(а):А что SPOTом так и не научился пользоваться?
Я высоко ценю твой сарказм и чувство юмора, тёзка, но SPOT если и поможет, то лишь тогда, когда помощь будет уже не нужна. Ну или, в лучшем случае, пошлёт сигнал "ни о чем" в то место, которое "не при чём". SPOT - забавная игрушка для болельщиков, к тому же с сильно ограниченными возможностями. Разумеется, я летаю со СПОТом, но если нужна оперативная помощь или информация, он малополезен.

Вообще, дискуссия скатывается немного не туда. СПОТ и телефон ИРИДИУМ действительно является минимально-необходимым набором оборудованием для полётов. Необходимым, но не достаточным тогда, когда требуется чуть больше. КВ-связь является надстройкой. Да, она не обязательна при коротких, разовых вылазках и в цивилизованных обжитых районах. Но если нужно работать в отдеалённых и диких районах, причем неделями, да и летать помногу, наличие КВ на борту становится очень полезным каналом связи.

Еще раз повторюсь, меня не управление воздушным движением волнует. Я знаю про букву Ж. Я говорю о КВ-связи, как о средстве СВЯЗИ в тех местах, где другая связь может быть затруднена или вовсе отсутствует.

(Саша, тайга тюменской области - это практически пятничная Тверская в Москве по сравнению с теми местами, о которых я говорю).
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:14, всего редактировалось 3 раза.

Ответить

Вернуться в «Авионика, Тюнинг, Примочки, Доп. баки, Спас. системы»