Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

Обсуждение вопросов, связанных с выбором и владением серийно выпускающимися (выпускавшимися) самолетами (кроме гидросамолетов и амфибий)

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
aclu
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2010, 22:24
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#1 Сообщение aclu » 26 апр 2014, 18:48

Нужен совет по выбору техники. Принимаются любые мнения и суждения.

Задача: перевозка пассажиров (туристов) в прибрежные, удаленные турбазы, на горячие источники на оз. Байкал.
Сезоны эксплуатации: 1 мая - 30 сентября, 1 января - 30 марта.
Базирование: международные аэропорты Иркутск и/или Улан-Удэ.
Наличие посадочной площадки в месте назначения: на текущий момент отсутствуют. Рассматриваются варианты - посадка на воду летом и лед зимой для самолета, либо вертолетная площадка. Вариант грунтовой полосы исключен из-за отсутствия необходимого, не лесного, участка земли для ее подготовки в месте назначения.
Загрузка: 6-10 человек за рейс.
Частота: 1-2 рейса в день, 7 дней в неделю, в сезон.
Протяженность маршрута: 300-400 км от аэропорта базирования.

Мои мысли:
1. Cessna 208 Amphibian, например. Возможна ли ежедневная летняя программа с посадкой в акватории озера (центральная и северная части Байкала)? Возможен ли вариант использования самолета зимой с посадкой на лед при ежедневной программе полетов? Практичность и экономичность использования данной модели для текущей задачи?
2. Вертолет. Например Bell 407 или другие похожие с числом пассажирских мест не менее 6. Климатические особенности региона для ежедневных полетов? Возможность построения маршрутов в удаленные (300-400 км) пункты? Практичность и экономичность вертолета для текущей задачи?

Буду благодарен за любые мысли и советы. Если среди форумчан есть жители Иркутской области или Бурятии, подключайтесь, пожалуйста, к обсуждению.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#2 Сообщение Serega » 26 апр 2014, 23:37

EC-130 не рассматривали?
http://www.airbushelicopters.com/site/e ... _1180.html
Иванов Сергей

aclu
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2010, 22:24
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#3 Сообщение aclu » 26 апр 2014, 23:55

Serega писал(а):EC-130 не рассматривали?
http://www.airbushelicopters.com/site/e ... _1180.html
По сравнению с Bell 407 и дальность полета и кол-во пассажиров схожее.
В чем его преимущество? Эксплуатация? Стоимость?

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#4 Сообщение Serega » 27 апр 2014, 00:03

Учитывая требование минимум 6-ти пассажиров, особо выбирать не из чего. Посадка на воду... Опыт Северо-Западного региона показывает, что самый лучший всепогодный самолет - это вертолет. Про сравнение 407 и 130-го - думаю, что на форуме есть те, кто это сделает лучше меня. А "поиграться" можно например тут http://vzletim.aero/encyclopedia/helico ... ompare.php - отмечайте галочками что с чем сравниваете.
Иванов Сергей

aclu
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2010, 22:24
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#5 Сообщение aclu » 27 апр 2014, 00:15

Serega писал(а):Опыт Северо-Западного региона показывает, что самый лучший всепогодный самолет - это вертолет.
Возможно. С посадкой вертолету проще. Но и операционные расходы у вертолетов выше, а пассажировместимость при этом меньше.
К тому же климат на Байкале, на мой взгляд, благоприятный для полетов и на самолете (в т.ч. гидро) в обозначенную мной сезонность - если я ошибаюсь, пусть поправят меня знающие и опытные люди.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#6 Сообщение Serega » 27 апр 2014, 00:21

Про операционные расходы на гидросамолет - я бы так однозначно не стал. Если смотреть статистику - эксплуатирующих вертолет под подобные задачи компаний - масса. Гидросамолет - практически нет.
Иванов Сергей

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#7 Сообщение SVP » 27 апр 2014, 00:44

Serega писал(а):Про операционные расходы на гидросамолет - я бы так однозначно не стал. Если смотреть статистику - эксплуатирующих вертолет под подобные задачи компаний - масса. Гидросамолет - практически нет.
Аляска встала и протестует!

ТС, посмотрите на Ла-8,

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#8 Сообщение Serega » 27 апр 2014, 00:47

Имел в виду РФ. Хотя Аляска тоже РФ вот-вот скоро может стать)
Иванов Сергей

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#9 Сообщение smixer » 27 апр 2014, 01:55

aclu писал(а):Возможность построения маршрутов в удаленные (300-400 км) пункты?
Где-то здесь кроется разница между самолетом и вертолетом. Если для любого самолёта заданной вместимости это расстояние - полёт туда/обратно без дозаправки, то для вертолёта действительно "удалённые пункты".
Погода, я думаю, у вас вполне подходит для эксплуатации гидросамолета. Но вертушка в свою очередь может решать более широкий круг задач.

Аватара пользователя
Сinquecento
Активный участник
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 01 апр 2013, 15:32
Member of AOPA: No

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#10 Сообщение Сinquecento » 27 апр 2014, 05:19

aclu писал(а):Задача: перевозка пассажиров (туристов) в прибрежные, удаленные турбазы, на горячие источники на оз. Байкал.
aclu писал(а):Загрузка: 6-10 человек за рейс.
Вопрос:
Паксы, которых вы собираетесь возить в каком-то обозримом будущем, будут брать только косметички с собой в виде багажа?

Если турист едет отдыхать, то его сопровождает в среднем около 20кг, добавить сюда можно рыболовные снасти, ружья, экипировку.
И представьте, что эти же туристы обратно повезут омуля,бруснику ведрами и грибы, а может и шкуру медведя, или другие "сувениры" байкальские.
aclu писал(а):Вертолет. Например Bell 407 или другие похожие с числом пассажирских мест не менее 6
Если рассматривать вертолет, то для перевозки людей он действительно удобен и многофункционален, но если для туристических нужд активного отдыха, где есть много багажа, то это явно не решение.
Длиномерный багаж можно разместить в спецеильной люльке на внешних лыжах, но это повлечет за собой потерю скорости, расход топлива и смотрится не очень здорово.

Уточните, сколько по вашему мнению у туристов, которым предлагается данный трансфер, приблизительно будет багажа с собой туда и обратно.
Исходя из данных показателей вы поймете требуемую грузоподъемность борта, примерные размеры багажного отсек и количество мест.
aclu писал(а): Cessna 208 Amphibian, например. Возможна ли ежедневная летняя программа с посадкой в акватории озера (центральная и северная части Байкала)? Возможен ли вариант использования самолета зимой с посадкой на лед при ежедневной программе полетов? Практичность и экономичность использования данной модели для текущей задачи?
На мой взгляд, это более интересный вариант. Есть место под багаж и необходимое количество мест, один двигатель-это экономично, и машина хорошо представлена в РФ уже, есть где обслуживать, более того модификации Cessna 208 работают на регулярных рейсах.
Cessna 208 Amphibian можно "переобувать" каждый сезон. Установка поплавков амфибий стоит около $50,000 Т.Е летом- на поплавках. Зимой на колесах с лыжами.

Относительно лыж:
Производитель лыж и авиационные власти Канады не устанавливают ограничения по плотности и глубине снежного покрова, в отличие от наших властей: укатанный снег (плотность = 4,5 .. .8 кгс/см2, коэф. сцепления > 0,3); не укатанный лежалый снег (слой наста не более 2 см) или свежевыпавший снег глубиной 40 ... 60 см; т. Ограничения по боковой составляющей ветра на взлете/посадке не отличаются от стандартной конфигурации ВС при коэф. сцепления ≥ 0,3 и составляют 10 knots (5 м/с).
Ограничения не установлены, допустимую толщину и плотность в Канаде определяют эмпирическим путем, сверля лунки и.т.д. Систем подогрева или противообледенительной не предусмотрены, производитель рекомендует использовать стандартные практики предполетных и послеполетных осмотров для исключения случаев отказа системы выпуска/уборки. Также отказ системы выпуска не рассматривается производителем как abnormal или emergency.


Единственный минус самолета- это период распутицы, когда на лыжах уже не сесть, а на поплавках еще рано. Но мне кажется, что по данным направлениям и на вертолете не особо кайфово летать именно в период распутицы.

aclu
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2010, 22:24
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#11 Сообщение aclu » 27 апр 2014, 11:23

Сinquecento писал(а):Уточните, сколько по вашему мнению у туристов, которым предлагается данный трансфер, приблизительно будет багажа с собой туда и обратно.
Вы подняли важный вопрос, спасибо.
Считаю, что багажа не будет более, чем 20 кг в виде косметички на 1 человека. Статистика говорит, что продолжительность отдыха на Байкале в среднем составляет 5 дней, т.е. 4 ночи. На удаленных турбазах отдыхают в основном люди от 40 лет и старше без маленьких детей. И поскольку разговор о турбазах на прибрежной территории, то и охота и рюкзаки и надувные лодки и снастьи - это все остается за кадром. Т.е. речь идет о взрослом, состоявшемся человеке, который решил провести 3-4-5 ночей на Байкале в комфортной обстановке, максимум взяв с собой удочку и много одежды.
Все остальные случаи предполагают чартерный рейс на вертолете, когда группа высаживается со всей своей провизией в горах, на поляне и т.д., - и это не наш случай.
Сinquecento писал(а):Cessna 208 Amphibian можно "переобувать" каждый сезон. Установка поплавков амфибий стоит около $50,000
Правильно ли я понимаю, что купив поплавки их можно "без труда" поставить на базовую модель, и наоборот?
Сinquecento писал(а):Относительно лыж:
Лыжи, в данном случае, это опционное оборудование от Cessna или это продукт других компаний/ частных лиц? Не могу нигде найти информацию по эксплуатации Cessna 208 именно на лыжах...

Возможна ли посадка самолета на чистый лед? И если да, то в какой конфигурации - на колесах в цепях? Ведь на Байкале часто бывает такое, что лед не покрыт снегом.

Аватара пользователя
Сinquecento
Активный участник
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 01 апр 2013, 15:32
Member of AOPA: No

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#12 Сообщение Сinquecento » 27 апр 2014, 21:18

Сinquecento писал(а):Правильно ли я понимаю, что купив поплавки их можно "без труда" поставить на базовую модель, и наоборот?
Вы можете задать более подробные вопросы относительно Cessna 208 Amphibian здесь:
viewtopic.php?f=83&t=289
и вот здесь viewtopic.php?t=2320

Насколько я знаю, это возможно, но говорить, что это будет "без труда" я бы не стал.
aclu писал(а):Лыжи, в данном случае, это опционное оборудование от Cessna или это продукт других компаний/ частных лиц? Не могу нигде найти информацию по эксплуатации Cessna 208 именно на лыжах...
Это оборудование от Kehler Ski Ex Works (Канада). Лыжи стоят около 131.000,00 USD ( в РФ)
Данный "тюнинг" одобрен Textron Company
Подробную презентацию по лыжам на русском языке и по самолету в целом Вы можете запросить у Александр E - Cessna, см.ссылки выше.

Сinquecento писал(а):Возможна ли посадка самолета на чистый лед? И если да, то в какой конфигурации - на колесах в цепях? Ведь на Байкале часто бывает такое, что лед не покрыт снегом.
Есть много хороших примеров посадки на чистый лед на колесах. Например

Troll Airfield is located 6.8 kilometres (4.2 mi) from Troll in Princess Martha Coast in Queen Maud Land, Antarctica. It is owned and operated by the Norwegian Polar Institute and consists of a 3,300-by-100-metre (10,830 by 330 ft) runway on glacial blue ice. This allows it to be used by any aircraft serving the Antarctic.[1] There is no Instrument landing System - ILS, instead visual flight rules - VFR apply.
To build a permanent airfield at Troll, the Norwegian Polar Institute bought a snow groomer and a tracked vehicle with a snow blower, flatbed and ice cutter. The works was organized with a land-based Global Positioning System laser system. In the course of the 2002 season, 2,500 meters (8,200 ft) of runway had been built. This included removing of surface rocks and filling any crevasses. The construction also included necessary ground facilities, such as a fire- and rescue service, communications, ground handling and overnight facilities at Troll for personnel who could be stranded because of bad weather.[3] The construction involved the moving of 70,000 cubic metres (2,500,000 cu ft) of ice and snow.[1]
Если вы планируете посадки зимой в одном и том же месте- то стоит наверное задуматься о сезонной подготовке ВПП на льду, чтобы там не было вмерзших глыб,неровностей, которые могут повредить самолет при посадке.

aclu писал(а):Т.е. речь идет о взрослом, состоявшемся человеке, который решил провести 3-4-5 ночей на Байкале в комфортной обстановке, максимум взяв с собой удочку и много одежды.
Насколько я понял,посадки планируются непосредственно вдоль берега оз.Байкал.
Не стоит забывать, что у Сеssna Amphibian есть ограничения по высоте волны, поэтому, если основные точки "выборски туристов" находятся не в укрытых от ветра шхерах,а просто на побережье, то это может очень часто срывать вылеты.
Такая же ситуация может быть и с посадкой на лед, если у Вас снег не задерживается, то возможны сильные ветра, которые могут повлиять на посадочную конфигурацию.
Поэтому 6-7 местный вертолет- это хорошее решение, которое может избавить Вас от проблем ВПП, что очень важно. И если будет немного груза, которые можно ограничить, как требование к данному перелету на 1 человека, то Bell или Еврокоптер вполне могут решить данную задачу.


Есть еще одно "нестандартное решение"- Экраноплан.
Например, «Иволга ЭК-12П»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иволга_ЭК-12П
http://www.trekivolga.ru/products.htm
Экранопланы "Иволга" по классификации Международной морской организации (IМО) соответствуют типу "В" и обладают уникальной возможностью использовать несколько режимов движения: полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу, а также самостоятельно осуществлять спуск на воду и выход на берег (уклон 1:10). При этом обеспечиваются скорость до 220 км/час и высокая маневренность. Кроме того, аппарат способен двигаться не только на высоте действия "эффекта экрана", но и кратковременно увеличивать ее для "подскока" над препятствиями.
Экранопланы "Иволга" обладают повышенной безопасностью ввиду: малой высоты движения (отсутствие «высоты падения») и возможности обхода препятствий как сбоку, так и сверху; возможности продолжения движения при отказе одного из двух двигателей и дублирования систем. Отсутствие качки от воздействия волнения воды и атмосферных возмущений обеспечивает при движении экраноплана высокую комфортность для экипажа и пассажиров.

Экранопланы "Иволга" успешно прошли серию зимних и летних испытаний в условиях водохранилищ Подмосковья, рек Сибири, озер Байкал и Ладожского, Каспийского, Балтийского и Черного морей.
Все новое, это хорошо забытое старое. 8) Надо брать экраноплан :wink:


Аватара пользователя
520
SAONовец со стажем
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 25 мар 2007, 20:21
Member of AOPA: No
Откуда: Пермь

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#13 Сообщение 520 » 29 апр 2014, 09:33

Пока что до коммерческой эксплуатации "Иволга" так и не дошла. Так что не обольщайтесь.

Поищите лучше амфибию на 7-8 мест. Их есть у нас. ЛА-8 к примеру (цена - от миллиона баксов и выше), или американские "Грумманы" с возрастом лет в 60 - 70, но уже по более-менее подъёмной цене. Можете попробовать договориться с бериевцами по поводу БЕ-103, пока их на металлолом не списали по причине невостребованности. Или же с владельцем фирмы "Авиа Лтд" по поводу амфибийного "Аккорда-201". Пилот и пять пассажиров с грунта на воду и обратно. Но геморроя будет много: машина эта всё ещё очень "сырая" для регулярной эксплуатации в ГА...
С наилучшими!

Buddu
SAONовец со стажем
Сообщения: 975
Зарегистрирован: 21 апр 2009, 05:24
Member of AOPA: No

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#14 Сообщение Buddu » 29 апр 2014, 09:55

А я, как бы, стесняюсь спросить, на СЛГ всем насрать? или в плане чистый "PartisanenWerk"?

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Re: Байкал - перевозка туристов летом и зимой. Что выбрать?

#15 Сообщение smixer » 29 апр 2014, 10:23

520 писал(а):Поищите лучше амфибию на 7-8 мест.
Я так понимаю, что из всей этой байды сертификат типа есть только у Бе-103, который берет максимум 5 пассажиров без багажа.

Ответить

Вернуться в «Самолет - выбор, покупка, эксплуатация»