Страница 1 из 2

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 27 ноя 2015, 16:09
smixer
Stinson 108 – один из самых массовых американских самолётов АОН ранней послевоенной эпохи, очень популярный в конце 40-х годов. Появился на свет в 1945 году, как развитие удачной предвоенной трёхместной модели 105 Voyager . Производился подразделением Stinson корпорации Consolidated Vultee после 2-ой мировой в 1946-1950 годах. В 1949 году компания Stinson была продана Piper вместе с сертификатом типа на этот самолёт. Поэтому последние 325 самолетов из 5260 произведённых были собраны из готовых комплектующих и проданы как Piper-Stinson в течении нескольких последующих лет.
Больше эту модель не выпускали. Зато проект Stinson Twin, доставшийся Пайперу по наследству, превратился в Apach, вырос в Aztec и прожил длинную и счастливую жизнь в тысячах экземплярах.
Для начала немного открыток и рекламных буклетов первых послевоенных годов.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 28 ноя 2015, 05:01
smixer
Ещё немного истории. 1947 год вошел в историю послевоенного развития американской военной авиации как год небывалого упадка. Одновременно послевоенный экономический бум и возвращение тысяч летчиков к мирной жизни обеспечили золотое время расцвета крупной гражданской авиации и легких самолетов для частных и развлекательных полетов.
Для понимания места этого самолёта в тогдашней иерархии нужно вспомнить, что в это время Cessna производила для гражданского рынка только двухместные модели 120 и 140, а Piper только что вывел на рынок «четырёхместный» Clipper, который пилоты обзывали «два с пол-третьим». Этот эконом-вариант стоил всего $2995 – приличная разница в сравнении $5745 за Stinson. Правда в 1947-ом Beechcraft представил революционную Модель 35 Bonanza, но это был уже совсем другой технологический и ценовой уровень ($29000 в момент выхода!). И только в конце 1948-го года у Стинсона появился реальный конкурент - Cessna 170 с металлическим фюзеляжем и «тряпочным» крылом, по цене тоже чуть менее шести тысяч баксов.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 28 ноя 2015, 05:19
smixer
Период этого послевоенного авиационного бума оказался очень коротким - буквально 2-3 года, и многие фирмы разворачивая производство не успели к раздаче. И в результате оказались на грани банкротства (а некоторые и за гранью - спасением оказалась корейская война).
Стинсон - одна из немногих компаний, успевших полноценно срубить бабла за этот небольшой срок.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 28 ноя 2015, 10:04
Meerkat
Странно, что Piper, купив Stinson в 1949, практически сразу же забросила его производство (а судя по всему, это была довольно удачная модель) в угоду своему Pacer/TriPacer.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 29 ноя 2015, 05:08
smixer
У меня была возможность сравнить, Стинсон понравился больше. Двери уж точно удобнее :D. Но сравнение не совсем корректное - Вояджер крупнее, чем Пэйсер и самый маленький мотор на нём шестицилиндровый 150 л.с. (на Пэйсере встречаются даже О-235 115л.с.). И по цене это тоже не конкуренты - Пэйсер стоил в полтора раза дешевле. При этом к моменту покупки компании Пайпером рынок "встал", и на складах осталось ещё приличное количество 108-х, которые распродавались аж до 1950-го года. Но основная причина остановки производства - прекращение выпуска авиадвигателей "Франклин", единственного варианта в процессе производства. Однако об этом позже.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 29 ноя 2015, 05:45
smixer
По конструкции самолёт представляет собой подкосный моноплан с верхнерасположенным крылом и свободнонесущим горизонтальным оперением. Фюзеляж, сваренный из стальных труб, обшит тканью. Двухлонжеронное крыло собрано из алюминиевых профилей и тоже обшито тканью. Закрылки, элероны, стабилизатор и рули с металлической обшивкой. Капот тоже алюминиевый. Шасси обычного типа (с хвостовым колесом) , основные стойки с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Тормоза раздельные, управляются нажатием на носки педалей – схема, повсеместно распространённая и в наши дни. Хвостовое колесо управляемое, связано с рулём поворота пружинными тягами. В общем ничего необычного – те кому знакомы изделия фирмы Maule, Bellanca или ранние Piper прекрасно представляют себе такую конструкцию.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 01 дек 2015, 11:39
Avtomike
Спасибо, Вадим! Хорошую тему поднял! :)

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 01 дек 2015, 14:49
smixer
:) Всегда пожалуйста!
Небольшая картинка из рекламного буклета, анонсирующая несколько «фишек» Стинсона, а именно:
- Закрылки
- Предкрылки
- Врожденную устойчивость
- Теплоизоляцию
- Звукоизоляцию
А также стояночный тормоз и управляемое заднее колесо.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 12 дек 2015, 16:15
smixer
Начнем с конца. Фото демонстрирует как раз установку обшивки и тепло/шумоизоляции на сборочной линии, весьма напоминающей конвейер. Что неудивительно при производстве больше тысячи аппаратов в год.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 14 дек 2015, 02:08
smixer
Хотя самолёт имеет полотняную обшивку фюзеляжа и крыла, количество "тряпки" на нём значительно меньше, чем на других похожих конструкциях. А объемно штампованная обшивка рулевых поверхностей и сегодня выглядит верхом технологичности. Это кстати одна из технологий, которые Piper применил у себя на более поздней модели Cherokee.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 21 фев 2016, 15:47
smixer
Плавно переходим к остальным фишкам. Закрылкам к тому времени уже никто не удивлялся, хотя они были ещё далеко не на всех самолётах. Вот предкрылки – другое дело. Тут надо еще раз упомянуть общую обстановку в американской АОН послевоенного времени. С целью расширения своей потенциальной аудитории не только за счет бывших военных лётчиков, но и за счёт простых автомобилистов и прочих домохозяек, многие фирмы ударились в эксперименты по созданию «удобного и безопасного» самолёта. На этой волне была создана куча всякой хрени, имеющей весьма отдалённое отношение как к удобству, так и к безопасности. Делать общий обзор и рассказывать про самые одиозные конструкции не буду. Напомню только про весьма распространённые Bonanza с V-tail и Ercoupe с отсутствующими педалями.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 21 фев 2016, 16:09
smixer
Стинсон такими экстравагантными вещами не баловался, но несколько своих решений в этом смысле реализовал. Во-первых, 108-й имел нормальные щелевые закрылки элегантного вида. Объемная штамповка (скопированная затем на Чероки) позволила сделать все отклоняемые поверхности прочными и лёгкими. Простые щелевые закрылки, управляемые вручную, позволили слегка уменьшить посадочную скорость без соответствующего увеличения площади крыла. Но основной прикол в том, что при убранных закрылках руль высоты не отклонялся на полный угол. Происходило это с помощью нехитрого ограничителя прямо на механизме рукоятки выпуска закрылков. В результате при увеличении угла атаки до критического возникал нескомпенсированный пикирующий момент и самолёт стремился плавно опустить нос и разогнаться, предотвращая сваливание или штопор (в обычном полёте, например при маневрировании) . При этом благодаря небольшим фиксированным предкрылкам, расположенным ближе к концу крыла в зоне элеронов, самолёт оставался вполне управляемым в поперечном отношении. А при выпуске закрылков ограничитель уходил и диапазон отклонения РВ вверх увеличивался с 17 до 25,5 градусов, чтобы скомпенсировать пикирующий момент от закрылков и улучшить управляемость на малой скорости. Я лично считаю, что из всех «концепций безопасности» такая была наиболее грамотной, хотя и не лишенной побочных эффектов. В результате самолёт стал одним из наиболее лёгких и приятных в управлении за всю историю мелкой авиации. Кстати большинство пилотов летающих на Стинсонах (даже в Америке!) и не подозревает об этом ограничителе, ведь в нормальной эксплуатации он незаметен.

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 27 окт 2016, 01:53
smixer
Для корректного представления о характеристиках и ограничениях самолёта приложим сертификат типа от FAA (последняя редакция от 01.10.2011)

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 28 окт 2016, 15:58
smixer
Вот технические характеристики в упрощенном виде (данные для последней модели, 108-3):

Цена на момент выпуска: $6,484 (новый)
Двигатель: Franklin 6A4-165-B3
Мощность взлётная: 165л.с.
Рекомендованный ресурс(TBO) : 1200ч
Топливо: ав.бензин 80/87
Винт изготовитель/тип: Sensenich / фиксированный шаг
Maкс взлетный вес (lbs/кг): 2400/1088
Макс посадочный вес (lbs/кг): 2400/1088
Вес пустого (lbs/кг): 1320/598
Запас топлива (gal./л): 50/189
Масло (qts): 8
Скорость крейсерская (75% мощности) 121mph/198 км/ч
Размах крыла: 34 ft/10,36 м.
Длина: 24 ft. 6 in/7,46 м.
Высота: 6 ft. 10 in/2,08 м.
Площадь крыла (sq.ft./кв.м): 155/14,4
Колесная база: 84 in./213см
Размер основных колес(in): 6.00х6
Вместимость: 4 чел.
Количество дверей: 2
Ширина салона: 39 in./99 см
Высота салона: 46 in./117 см
Багаж (lbs/): 100lbs/45 кг

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Добавлено: 28 окт 2016, 16:30
smixer
За недолгое время производства самолёт постоянно, хотя и не кардинально, модернизировался.
В первый год выпуска был построен 741 самолёт модели 108 (без дополнительных индексов) с двигателем мощностью 150л.с. и взлётным весом 2150 фунтов (975кг). Внешне их можно отличить по отсутствию багажной двери - фюзеляжного багажника изначально не было. Собственное название модели "Voyager".