Stinson 108 Voyager/Station Wagon

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#1 Сообщение smixer » 27 ноя 2015, 16:09

Stinson 108 – один из самых массовых американских самолётов АОН ранней послевоенной эпохи, очень популярный в конце 40-х годов. Появился на свет в 1945 году, как развитие удачной предвоенной трёхместной модели 105 Voyager . Производился подразделением Stinson корпорации Consolidated Vultee после 2-ой мировой в 1946-1950 годах. В 1949 году компания Stinson была продана Piper вместе с сертификатом типа на этот самолёт. Поэтому последние 325 самолетов из 5260 произведённых были собраны из готовых комплектующих и проданы как Piper-Stinson в течении нескольких последующих лет.
Больше эту модель не выпускали. Зато проект Stinson Twin, доставшийся Пайперу по наследству, превратился в Apach, вырос в Aztec и прожил длинную и счастливую жизнь в тысячах экземплярах.
Для начала немного открыток и рекламных буклетов первых послевоенных годов.
Вложения
Натянутый лук со стрелой - эмблема компании Stinson.
Натянутый лук со стрелой - эмблема компании Stinson.
Двойной подкос - явное свидетельство полотняной обшивки крыла.
Двойной подкос - явное свидетельство полотняной обшивки крыла.
Штурвал первого года выпуска  имел довольно вычурную форму, в следующем году от неё отказались.
Штурвал первого года выпуска имел довольно вычурную форму, в следующем году от неё отказались.
Стандартная приборка первого варианта довольно бедненькая - VFR only.
Стандартная приборка первого варианта довольно бедненькая - VFR only.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#2 Сообщение smixer » 28 ноя 2015, 05:01

Ещё немного истории. 1947 год вошел в историю послевоенного развития американской военной авиации как год небывалого упадка. Одновременно послевоенный экономический бум и возвращение тысяч летчиков к мирной жизни обеспечили золотое время расцвета крупной гражданской авиации и легких самолетов для частных и развлекательных полетов.
Для понимания места этого самолёта в тогдашней иерархии нужно вспомнить, что в это время Cessna производила для гражданского рынка только двухместные модели 120 и 140, а Piper только что вывел на рынок «четырёхместный» Clipper, который пилоты обзывали «два с пол-третьим». Этот эконом-вариант стоил всего $2995 – приличная разница в сравнении $5745 за Stinson. Правда в 1947-ом Beechcraft представил революционную Модель 35 Bonanza, но это был уже совсем другой технологический и ценовой уровень ($29000 в момент выхода!). И только в конце 1948-го года у Стинсона появился реальный конкурент - Cessna 170 с металлическим фюзеляжем и «тряпочным» крылом, по цене тоже чуть менее шести тысяч баксов.
Вложения
1150056.jpg
1150056.jpg (166.94 КБ) 13296 просмотров
1093313.jpg
1093313.jpg (57.76 КБ) 13296 просмотров
2276685.jpg
2276685.jpg (115.52 КБ) 13296 просмотров
1519123.jpg
1519123.jpg (109.36 КБ) 13296 просмотров
1784702.jpg
1784702.jpg (184.55 КБ) 13296 просмотров
Последний раз редактировалось smixer 23 янв 2016, 06:29, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#3 Сообщение smixer » 28 ноя 2015, 05:19

Период этого послевоенного авиационного бума оказался очень коротким - буквально 2-3 года, и многие фирмы разворачивая производство не успели к раздаче. И в результате оказались на грани банкротства (а некоторые и за гранью - спасением оказалась корейская война).
Стинсон - одна из немногих компаний, успевших полноценно срубить бабла за этот небольшой срок.
Вложения
Производственная линия.
Производственная линия.
stinsonSales1947.pdf
Финансовые и физические результаты продаж лёгких самолетов в США за 1947 год.
(153.79 КБ) 739 скачиваний

Аватара пользователя
Meerkat
SAONовец со стажем
Сообщения: 478
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 21:03
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULMK

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#4 Сообщение Meerkat » 28 ноя 2015, 10:04

Странно, что Piper, купив Stinson в 1949, практически сразу же забросила его производство (а судя по всему, это была довольно удачная модель) в угоду своему Pacer/TriPacer.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#5 Сообщение smixer » 29 ноя 2015, 05:08

У меня была возможность сравнить, Стинсон понравился больше. Двери уж точно удобнее :D. Но сравнение не совсем корректное - Вояджер крупнее, чем Пэйсер и самый маленький мотор на нём шестицилиндровый 150 л.с. (на Пэйсере встречаются даже О-235 115л.с.). И по цене это тоже не конкуренты - Пэйсер стоил в полтора раза дешевле. При этом к моменту покупки компании Пайпером рынок "встал", и на складах осталось ещё приличное количество 108-х, которые распродавались аж до 1950-го года. Но основная причина остановки производства - прекращение выпуска авиадвигателей "Франклин", единственного варианта в процессе производства. Однако об этом позже.
Последний раз редактировалось smixer 13 июн 2016, 10:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#6 Сообщение smixer » 29 ноя 2015, 05:45

По конструкции самолёт представляет собой подкосный моноплан с верхнерасположенным крылом и свободнонесущим горизонтальным оперением. Фюзеляж, сваренный из стальных труб, обшит тканью. Двухлонжеронное крыло собрано из алюминиевых профилей и тоже обшито тканью. Закрылки, элероны, стабилизатор и рули с металлической обшивкой. Капот тоже алюминиевый. Шасси обычного типа (с хвостовым колесом) , основные стойки с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Тормоза раздельные, управляются нажатием на носки педалей – схема, повсеместно распространённая и в наши дни. Хвостовое колесо управляемое, связано с рулём поворота пружинными тягами. В общем ничего необычного – те кому знакомы изделия фирмы Maule, Bellanca или ранние Piper прекрасно представляют себе такую конструкцию.
Вложения
В разрезе модификация 108-3 Station Wagon
В разрезе модификация 108-3 Station Wagon

Avtomike
SAONовец со стажем
Сообщения: 827
Зарегистрирован: 30 июн 2008, 13:38
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#7 Сообщение Avtomike » 01 дек 2015, 11:39

Спасибо, Вадим! Хорошую тему поднял! :)

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#8 Сообщение smixer » 01 дек 2015, 14:49

:) Всегда пожалуйста!
Небольшая картинка из рекламного буклета, анонсирующая несколько «фишек» Стинсона, а именно:
- Закрылки
- Предкрылки
- Врожденную устойчивость
- Теплоизоляцию
- Звукоизоляцию
А также стояночный тормоз и управляемое заднее колесо.
Вложения
stnad-b.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#9 Сообщение smixer » 12 дек 2015, 16:15

Начнем с конца. Фото демонстрирует как раз установку обшивки и тепло/шумоизоляции на сборочной линии, весьма напоминающей конвейер. Что неудивительно при производстве больше тысячи аппаратов в год.
Вложения
facty02c.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#10 Сообщение smixer » 14 дек 2015, 02:08

Хотя самолёт имеет полотняную обшивку фюзеляжа и крыла, количество "тряпки" на нём значительно меньше, чем на других похожих конструкциях. А объемно штампованная обшивка рулевых поверхностей и сегодня выглядит верхом технологичности. Это кстати одна из технологий, которые Piper применил у себя на более поздней модели Cherokee.
Вложения
Конструкция со снятой "тряпкой". Вполне металлическая. Фото из испанского музея.
Конструкция со снятой "тряпкой". Вполне металлическая. Фото из испанского музея.
Последний раз редактировалось smixer 27 дек 2016, 14:15, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#11 Сообщение smixer » 21 фев 2016, 15:47

Плавно переходим к остальным фишкам. Закрылкам к тому времени уже никто не удивлялся, хотя они были ещё далеко не на всех самолётах. Вот предкрылки – другое дело. Тут надо еще раз упомянуть общую обстановку в американской АОН послевоенного времени. С целью расширения своей потенциальной аудитории не только за счет бывших военных лётчиков, но и за счёт простых автомобилистов и прочих домохозяек, многие фирмы ударились в эксперименты по созданию «удобного и безопасного» самолёта. На этой волне была создана куча всякой хрени, имеющей весьма отдалённое отношение как к удобству, так и к безопасности. Делать общий обзор и рассказывать про самые одиозные конструкции не буду. Напомню только про весьма распространённые Bonanza с V-tail и Ercoupe с отсутствующими педалями.
Вложения
Beechcraft Bonanza. Педали в полете можно не трогать.
Beechcraft Bonanza. Педали в полете можно не трогать.
Его характерный хвост V-tail.
Его характерный хвост V-tail.
Ercoupe - единственный серийный самолет, на котором могут летать безногие инвалиды.
Ercoupe - единственный серийный самолет, на котором могут летать безногие инвалиды.
Педалей как видите и вовсе нет.
Педалей как видите и вовсе нет.
Последний раз редактировалось smixer 02 янв 2017, 17:30, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#12 Сообщение smixer » 21 фев 2016, 16:09

Стинсон такими экстравагантными вещами не баловался, но несколько своих решений в этом смысле реализовал. Во-первых, 108-й имел нормальные щелевые закрылки элегантного вида. Объемная штамповка (скопированная затем на Чероки) позволила сделать все отклоняемые поверхности прочными и лёгкими. Простые щелевые закрылки, управляемые вручную, позволили слегка уменьшить посадочную скорость без соответствующего увеличения площади крыла. Но основной прикол в том, что при убранных закрылках руль высоты не отклонялся на полный угол. Происходило это с помощью нехитрого ограничителя прямо на механизме рукоятки выпуска закрылков. В результате при увеличении угла атаки до критического возникал нескомпенсированный пикирующий момент и самолёт стремился плавно опустить нос и разогнаться, предотвращая сваливание или штопор (в обычном полёте, например при маневрировании) . При этом благодаря небольшим фиксированным предкрылкам, расположенным ближе к концу крыла в зоне элеронов, самолёт оставался вполне управляемым в поперечном отношении. А при выпуске закрылков ограничитель уходил и диапазон отклонения РВ вверх увеличивался с 17 до 25,5 градусов, чтобы скомпенсировать пикирующий момент от закрылков и улучшить управляемость на малой скорости. Я лично считаю, что из всех «концепций безопасности» такая была наиболее грамотной, хотя и не лишенной побочных эффектов. В результате самолёт стал одним из наиболее лёгких и приятных в управлении за всю историю мелкой авиации. Кстати большинство пилотов летающих на Стинсонах (даже в Америке!) и не подозревает об этом ограничителе, ведь в нормальной эксплуатации он незаметен.
Вложения
Закрылок. В данном случае с нестандартной защитой узлов навески.
Закрылок. В данном случае с нестандартной защитой узлов навески.
Flap Guard 009.jpg (69.23 КБ) 12520 просмотров
В этом ракурсе хорошо видна щель предкрылка.
В этом ракурсе хорошо видна щель предкрылка.
1405090 (1).jpg (26.02 КБ) 12522 просмотра

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#13 Сообщение smixer » 27 окт 2016, 01:53

Для корректного представления о характеристиках и ограничениях самолёта приложим сертификат типа от FAA (последняя редакция от 01.10.2011)
Вложения
A-767 Rev 28.pdf
(52.76 КБ) 320 скачиваний

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#14 Сообщение smixer » 28 окт 2016, 15:58

Вот технические характеристики в упрощенном виде (данные для последней модели, 108-3):

Цена на момент выпуска: $6,484 (новый)
Двигатель: Franklin 6A4-165-B3
Мощность взлётная: 165л.с.
Рекомендованный ресурс(TBO) : 1200ч
Топливо: ав.бензин 80/87
Винт изготовитель/тип: Sensenich / фиксированный шаг
Maкс взлетный вес (lbs/кг): 2400/1088
Макс посадочный вес (lbs/кг): 2400/1088
Вес пустого (lbs/кг): 1320/598
Запас топлива (gal./л): 50/189
Масло (qts): 8
Скорость крейсерская (75% мощности) 121mph/198 км/ч
Размах крыла: 34 ft/10,36 м.
Длина: 24 ft. 6 in/7,46 м.
Высота: 6 ft. 10 in/2,08 м.
Площадь крыла (sq.ft./кв.м): 155/14,4
Колесная база: 84 in./213см
Размер основных колес(in): 6.00х6
Вместимость: 4 чел.
Количество дверей: 2
Ширина салона: 39 in./99 см
Высота салона: 46 in./117 см
Багаж (lbs/): 100lbs/45 кг
Вложения
4801.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Stinson 108 Voyager/Station Wagon

#15 Сообщение smixer » 28 окт 2016, 16:30

За недолгое время производства самолёт постоянно, хотя и не кардинально, модернизировался.
В первый год выпуска был построен 741 самолёт модели 108 (без дополнительных индексов) с двигателем мощностью 150л.с. и взлётным весом 2150 фунтов (975кг). Внешне их можно отличить по отсутствию багажной двери - фюзеляжного багажника изначально не было. Собственное название модели "Voyager".
Вложения
Панель приборов первого варианта.
Панель приборов первого варианта.
Randy_Phillips.jpg

Ответить

Вернуться в «Остальные иностранные самолеты»