FAQ по GPS.

Оригинальные FAQ'и, написанные Яном
Нахождение в этом разделе означает, что информация в данном FAQ'е устарела (полностью или частично), и имеется FAQ с обновленной информацией

Модераторы: smixer, lt.ak

Ответить
Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

FAQ по GPS.

#1 Сообщение Jan » 24 апр 2008, 23:41

Хочу купить GPS для полетов! Где, какой?

http://www.navdata.ru/ - фирма, не только проверенная неоднократно, не только обновляющая базы данных по сети, не только корректно показывающая препятствия, вертолетные площадки и прочая, но и продающая все это за деньги, сильно отличающиеся от общепринятых благорадя умению, пониманию процесса и хорошему отношеню к клиентам. Плюс, в 2008 году в базу данных входят МВЛ в РФ. Выход из строя прибора попадает под гарантийные случаи без чеков, претензий, юридических споров и прочего. При этом прибор ориентирован именно на Россию.

Вторая контора, Авиакоминфо, примечательна тем, что выпускает неплохие карты УКЛ сборники, но попытка перенести это в GPS была не совсем удачной и посему успехом не пользуется - много ошибок, в основном таких как дублирование точек и ВПП. Например отсутствуют такие аэродромы как Большое Грызлово, Кольчугино. Отсутствуют районы аэродромов. И довольно дико выглядит решение отображать трассы МВЛ воздушным пространством класса A. Не рекомендуется.

А какой именно GPS мне нужен?

Если вы не собираетесь крутить пилотаж, а летать по ППП (правила партизанских полетов) или по ПВП (правила визуальных полетов), то есть две рекомендации - либо 296 (276), либо 495 (496). Отличаются эти два прибора не только ценой, но и процессором. Так, линия 4хх обладает мощным процессором .

Но лучше обратиться к первоисточнику:
Сначала появился 396.
Это взяли 296 и добавили в него возможность принимать погоду и траффик от Garmin GTX33
Всё это работает только в США и нигде в мире.
Соответственно и нигде в мире 396 вообще никому не нужен. Соответственно версий Atlantic и Pacific
Garmin даже не делал. Прибор был расчитан только на Американский рынок.

Затем появился 496.
Это действительно новый прибор, а не переделка старого:

1) новый более мощный процессор,
- это более быстрый, качественный скролинг карт и обработка данных.

2) обновление позиции 5 раз в секунду вместо 1 раза,
- данные на индикаторах, такие как ПУ, ЛБУ, позиция места ВС, вертикальная скорость, высота и т.д.
отбражаются практически в реальном времени. С задержкой всего 2мс вместо целой секунды.
Движение по карте в крупном масштабе плавное, без рывков.

3) ЦМР (Terrain) стал в десять раз более детальный,
- все кто летает на малых высотах оценят. TAWS будет гораздо меньше врать.

4) Garmin’s Smart Airspace,
- приподнимает/подсвечивает зоны УВД впереди по курсу и высоте имеющие отношение к вам.

Плюс ещё ряд бесполезных в России мелочей типа:

возможность принимать погоду в Америке
возможность принимать траффик от Garmin GTX33 в Америке
SafeTaxi - кроки аэродромов на Америку.
Данные AOPA - справочная информация по аэродромам на Америку.
VRP - Visual Reporting Points на Европу.
Карта Europe City Navigator с автороутингом на Европу.

Но эти безделушки включены в стоимость, ничего не поделаешь.

Затем появился 495.
Это взяли 496 и частично выкинули из него то, что вам никогда в России не пригодится:
- возможность принимать погоду в Америке
- Карту Europe City Navigator с автороутингом на Европу.

Ну и снизили цену до 1600$ вместо 2395$

Именно поэтому, я считаю, что из приборов 396, 496, 495,
для России лучшим по соотношению цена/функциональность, - является Garmin GPSMAP 495.
(с) Constantin

А переделанный 276 в 296 сильно отличаются от оригинального 296?


Только цифрой "7" вместо "9" на экране, которая напечатана при производстве. Иных отличий нет. Т.к. техническая база приборов у Garmin одинакова, то все отличия - на программном уровне.

А можно сделать так, чтобы и спутниковая погода принималась, и кроки аэропортов были и карта России?


Можно. Если вы собрались вдруг полетать в Штатах и обладаете русифицированным 496 с утраченными данными по США, то записать обратно данные по США - дело получаса. И потом заново записать все по России.

А можно ли летать по GPS в сложных метеоусловиях? Заходить на посдаку? Почему в курс обучения пилота не вкллючены навыки пользования GPS?


Если не вникать в тонкости, то в США можно использовать определенные GPS (установленные стационарно и сертифицированные для этого) для полетов в сложных метеоусловиях. Переносные приборы для этого не предназначены. Но, как вспомогательное оборудование, используется запросто в любых условиях.

GPS работает всегда?

Нет, не всегда, не везде и обладает особенностью любого переносного прибора выключаться в самое неподходящее время по причине потери сигнала, разрядки батареи, падения и кучи других причин. Ряд районов (даже в США) обладают свойством глушить сигнал GPS со спутников в радиусе 25-50 км. от "точки". Для понимания - глушилка GPS на 25 км. по радиусу - коробочка на батарейках размером с сигаретную пачку, запросто приобретается (собирается из подручных средств) на радиорынке.

А как тогда летать? По картам??


Да, по картам. GPS - вспомогательный прибор. И уж если вы собираетесь летать исключительно с его помощью - установите его стационарно (питание хоть отключаться не будет), поставьте антену, которая будет ловить сигнал всегда и, непременно, заведите себе второй GPS, на котором пусть не будет рельефа, препятствий, кроков аэропорта, но будут все нужные вам точки - МВЛ, аэродромы вылета-прилета, запасные - на случай, если все же придется срочно ориентироваться. Питание на борту тоже может выключиться внезапно. Многие перестраховываются и летают с 3 GPS, два из которых - запасные, с питанием от батареек.

Еще необходимо учесть, что GPS - система США, бывают отключения на обслуживание, бывает загрубление данных для определенных районов и так далее.

А стационарные GPS?


По английски это звучит как Panel Mounts. То, что выпускает Гармин можно посмотреть здесь:

https://buy.garmin.com/shop/shop.do?cID=154

Устанавливаются стационарно в приборную панель. К ним подключается внешнее питание, внешняя антенна GPS и автопилот. Совмещают в себе многие функции, многоканальную радиостанцию и радионавигацию в виде приемника ILS/VOR. Модификации WAAS в РФ бесполезны, т.к. хоть и предлагают повышенную точность данных, но работают только в США.


А где и что еще почитать на эту тему?

viewtopic.php?t=1208
(с) vova_k.


На фоне обсуждений, как самому забить точки в GPS и потом заходить на посадку при нулевой видимости нечто типа небольшого FAQ... Естественно, все написанное будет дополняться/исправляться (надеюсь)...

GPS является одной из систем глобальной спутниковой навигации - Global Navigation Satellite System (GNSS). Т.е. общее название таких систем GNSS, а американская GPS является одной из таких систем. Вторая функционирующая (более-менее) GNSS - российский ГЛОНАСС, третья система, которая должна, по идее, заработать в обозримом будущем - европейский Galileo.

Поскольку до сих пор реально используется только GPS, то многие считатают, что это и есть общее название спутниковых систем навигации. Ситуация похожа на то, что большинство называет копировальные аппараты ксероксами, хотя они совершенно не обязательно производства фирмы Xerox.

В дальнейшем все сказанное будет относиться именно к американской системе GPS, если другого не указано.

1. GPS определяет координаты, только принимая сигналы со спутников, в обратную сторону ничего не передается. Спутники летают на высоте 20 с чем-то тысяч километров, делают около 2 оборотов вокруг Земли в сутки. Всего висит, как минимум, 24 спутника. Теоретически, могут быть несколько дополнительных, так как время от времени происходит замена отработавших свой срок или сломавшихся аппаратов.

Для определения трехмерных координат необходимо видеть, как минимум, 4 спутника. Спутники летают так, что с любой точки Земли в любой момент времени видно, как минимум, 5.

2. GPS может быть основным средством навигации только при соблюдении целого ряда условий (об этих условиях – далее). Сразу же скажу, что ни одна переносная GPS этим условиям не удовлетворяет. Кроме того, в зависимости от ряда факторов, GPS может быть основным средством навигации только для определенных фаз полета - например, для маршрута ОК, а вот на посадку заходить - нельзя.

502 писал(а):
Я бы еще добавил, что слово "может" тут - имеется ввиду "легально по ППП". Т.е. если вы в ручную GPS забьете точку и при высоте облачности в 100 метров будете заходить - это может и получится, но это не легально и абсолютно неумно.

И насчет легальности - надо оговориться, что речь про штаты и, частично, европу. В России GPS заходов нет (или почти нет) и легальность применения GPS в качестве основного средства навигации по ППП вообще непонятная. Хотя известно что "большие" все равно летают с ручными - включая всякие наладонники и bluetooth GPS.


3. Требования к GPS, применяемым как основное средство навигации:

- сертификация самой GPS
- сертификация монтажа GPS (со всеми сопутствующими системами) на воздушное судно
- актуальная база данных (обычно обновляется каждых 28 или 56 дней)
Сертификация – не просто формальное получение бумажек. Для прохождения сертификации устройство должно отвечать ряду требований, которые НАПРЯМУЮ влияют на безопасность полета. Простейший пример – сертифицированная GPS обязана немедленно сообщить о том, что есть какие-либо проблемы с точностью навигации (пропали спутники, внутренний сбой, расположение спутников не дает необходимой точности и т.д.), тогда как карманная GPS в такой ситуации вполне может без какого-либо сообщения в течение нескольких минут продолжать выдавать какие-то цифры, иногда даже похожие на правду. К чему это может привести во время захода на посадку в СМУ – даже объяснять не буду. И это всего лишь один из примеров.

Актуальность базы данных для маршрутного этапа полета не столь критична. В принципе, законно даже лететь с просроченной БД, если каждая точка маршрута, используемая GPS, проверяется относительно актуального источника аэронавигационной информации (например, полетная карта). Однако с заходами на посадку ситуация другая, тут однозначно требуется актуальная БД, так как проверить правильность точек вручную невозможно.

4. Заходы на посадку по GPS

Для того, чтобы заходить на посадку по GPS, схема захода на посадку должна извлекаться как единое целое из базы данных GPS, а не строиться из отдельных точек. Это обусловлено тем, что точки, из которых состоит схема захода, обладают некоторыми дополнительными свойствами, которых нет в обычных маршрутных точках. Например, если в какой-то точке требуется поворот, то в зависимости от типа этой точки, GPS может либо провести вас прямо над этой точкой, и только потом начать поворот, либо начать поворот заранее, чтобы сделать его более плавным. Учитывая, что все это происходит обычно довольно низко над землей и в окружении препятствий, важность таких различий также объяснять не буду.

5. Системы коррекции GPS

Для повышения точности определения места и повышения достоверности принимаемой информации используются две основные системы коррекции GPS. Первая – дифференциальная коррекция, основанная на том, что в нужном месте (например, возле аэропорта) в место, координаты которого известны с высокой точностью, ставится приемник GPS, который сравнивает расчетные координаты с координатами места, после чего вычисляет поправку и передает эту поправку в эфир. Соответственно, если другая GPS имеет соответствующий приемник, то она может использовать эту поправку в целях улучшения точности. По ряду причин (в первую очередь, ограниченность территории действия) эта система не получила широкого распространения среди обычных пользователй.

Относительно недавно в полноценном режиме заработала система WAAS, которая обеспечивает значительное увеличение точности и надежности определения координат на территории практически всей Северной Америки. Аналогичные системы работают в Европе (EGNOS) и Японии/Азии (MSAS).

Работа WAAS немного похожа на дифференциальную систему, однако здесь мониторинговые станции (их несколько десятков) расставлены по всей территории Северной Америки, информация от них собирается в управляющем центре, обрабатывается очень хитрым образом и передается на специальный геостационарный спутник, с которого уже эта информация поступает на GPS, способные обрабатывать этот сигнал.

6. Возможности GPS

С появлением WAAS точность и надежность определения координат и высоты увеличилась настолько, что сейчас уже существует довольно большое количество GPS заходов с высотой принятия решения 250 футов (для ILS Cat I это 200 футов), т.е. после ILS это самый точный способ захода на посадку.

7. Базы данных GPS

Базы данных авиационной GPS содержат, помимо непосредствено маршрутных точек, довольно много другой полезной информации. В частности, там может быть подробная иноформация по частотам - как радионавигационных средств, так и средств связи, различным зонам воздушного пространства и т.д. Как уже говорилось, пользоваться этой информацией стоит только тогда, когда она не устарела.

К сожалению, практически мировым монополистом в области поставки такой информации является компания Jeppesen, которая некоторое время назад была куплена Boeing'ом. Естественно, как практически к любому монополисту, к Jeppesen'у есть куча претензий насчет их политики в области распространения их продуктов (цены, отношение к клиентам и т.д.)

Ответить

Вернуться в «Исторические FAQ»