L-29 "Дельфин"

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

L-29 "Дельфин"

#1 Сообщение Serega » 17 окт 2006, 12:37

Изображение

К середине 50-х годов во всём мире возникла потребность в реактивных учебно-тренировочных самолётах, так как поршневые уже перестали отвечать требованиям времени. Разработка подобного самолёта в 1955 году в инициативном порядке началась и в Чехословакии. Работы возглавил руководитель одного из отделов VZLU (иссследовательского испытательного лётного института) З.Рублич (в начале 60-х ведущим конструктором самолёта стал Я.Влчек).

В конструкции L-29 использованы некоторые технические решения самолёта CS-102 (лицензионный УТИ МиГ-15), например отстыковывающаяся хвостовая часть фюзеляжа для обслуживания силовой установки, Для упрощения производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального распределения аэродинамической нагрузки по размаху крыло было выполнено прямым. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного слоя в воздухозаборники они были отодвинуты от поверхности на 50 мм, а в образовавшихся щелях установлены аэродинамические ножи. Для улучшения штопорных характеристик применено Т-образное оперение. Шасси, гидро- и пневмосистемы заимствованы от CS-102.

Изготовление первого прототипа XL-29 было завершено весной 1959 года. Из-за отсутствия штатного двигателя на нём был установлен английский "Вайпер" Mk.20. 5 апреля лётчик-испытатель Р.Духон впервые поднял его в небо. В июле 1960 года совершил первый полёт прототип с чехословацким двигателем M-701B. В это же время самолёт получил имя "Дельфин".

В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого учебно-тренировочного самолёта для стран Варщавского Договора. В конкурсе приняли участие конструкторы СССР (ОКБ А.С.Яковлева), ПНР и ЧССР. Весной 1961 года L-29A был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре на аэродроме Монино под руководством Ю.А.Антипова прошли сравнительные испытания L-19A, TS-11 и Як-30. По лётным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30. L-29 обладал лучшей технологичностью и имел большую степень завершённости лётных испытаний (Як-30 и TS-11 совершили первый полёт только в 1960 году). С учётом необходимости загрузить авиационную промышленность ЧССР было принято решение запустить в серийное производство L-29 (при этом Польша всё же решила выпускать свой самолёт).

После завершения конкурса продолжились испытания и доводка прототипов. В 1961 году началась подготовка к серийному производству (сборке) на Среднечешском авиазаводе в Водоходах ("Аэро Водоходы"). Изготовление комплектующих было размещено на многочисленных Чехословакии. В 1963 году сборка была переведена на предприятие "Лет" в Угорском Градиште и Куновицах. В 1964 году L-29 получил Золотую медаль Международной машиностроительной ярмарки в Брно, а в 1965 году удостоен звания "Совершенное изделие года". Летом 1969 года L-29A "Акробат" экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже.

L-29 построен по аэродинамической схеме среднеплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане (угол стреловидности по линии четвертей хорд; центроплана - 5°, консоли - 1°24'). Механизация крыла состоит из щелевых закрылков и элеронов. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены воздушные тормоза. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из ТРД "Моторлёт" M-701C. Воздухозаборники двигателя расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа двухместная с двойным управлением, оборудована катапультными креслами. Место инструктора находится сзади и слегка приподнято. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 150 л. В ударном варианте на 2 узлах подвески под крылом могли подвешиваться контейнеры с 7,62-мм пулемётами, бомбы калибром 100 кг, блоки НУРС.

Самолёт принят на вооружение советских ВВС в 1963 году. Он использовался в качестве учебно-тренировочного в лётных училищах (первым его получило Черниговское ВВАУЛ), истребительных авиаполках и в учебных Центрах ДОСААФ (с 1966 года). Специально для передачи и обслуживания сомолётов в 1964 году была организована советско-чешская база в Ивано-Франковске. 11 августа 1964 года лётчица М.Л.Попович установила на L-29 мировой рекорд скорости на дистанции 100 км для самолётов массой до 3000 кг (категория C-1-d по классификации FAI).

В 1992 году началось массовый вывод L-19 из эксплуатации. В настоящее время они сохранились только в Вяземском аэроклубе. На L-29 летает пилотажная группа "Небесные Рыцари" в Мячково. Несколько самолётов имеются у частников. В качестве экспоната L-29 имеется в музеях ВВС в Монино и Черниговского ВВАУЛ, в Пражском музее авиации. В качестве памятника L-29 установлен в Тюмени и Ульяновске.

Серийное производство продолжалось до 1974 года. Всего изготовлено 3665 самолётов L-29. Большая часть из них (около 3000) была поставлена на экспорт (в основном в СССР). Поставлялся также в Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гану, Гвинею, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию, Сирию, Уганду. В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался. Для 60-х годов это был один из самых удачных самолётов стран СЭВ. В боевых действиях применялся Египтом во время войны Судного дня в 1973 году.

Фотографии L-29 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:

* XL-29 (OK-70) - первый прототип. Отличался двигателем Бристоль-Сидли "Вайпер" Mk.20 с тягой 795 кгс. Первый полёт 5 апреля 1959 года.
* XL-29 (OK-14) - второй лётный прототип. Отличался формой фонаря кабины и хвостовой части фюзеляжа.
* L-29A "Дельфин" (OK-02) - прототип с двигателем M.701B. Первый полёт в июле 1960 года.
* L-29 "Дельфин" - учебно-тренировочный.
* L-29A "Дельфин Акробат" (L-429) - пилотажный. Отличался одноместной кабиной, дополнительным топливным баком в фюзеляже. Переоборудован из прототипа OK-02. Первый полёт в октябре 1967 года. Позже изготовлен второй экземпляр.
* L-29Р (L-329) - ближний разведчик. Отличался подвесным контейнером с разведывательной аппаратурой. Разработан в 1963-1966 годах. Выпущен малой серией. Поставлялся на экспорт в Египет.
* L-29R "Дельфин" - лёгкий штурмовик (опытный).
* L-129 "Дельфин" - модернизированный (проект).

Лётно-технические характеристики (L-39C)
Двигатель M-701C
Взлётная тяга, кгс 890
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота
10,29
10,81
3,129
Площадь крыла, м2 19,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
2280
3280
3540
Запас топлива, л 1030
Боевая нагрузка, кг 300
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
крейсерская
615
655
545
Дальность полёта, км:

без ПТБ
с 2 ПТБ
640
895
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 10900
Продолжительность полёта, ч 2,5
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная
8
4
Длина разбега, м

пробега, м
600
550
Экипаж, чел. 2
Литература

1. Кондратьев В.П. Л-29 // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 34-35.
2. Пазынич С. "Летающие парты" из Чехословакии // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 18-25.

http://aviaros.narod.ru/l-29.htm

Аватара пользователя
Airhorse
SAONовец со стажем
Сообщения: 282
Зарегистрирован: 31 авг 2006, 22:08
Member of AOPA: No
Откуда: ЛИИ им. М.М. Громова
Контактная информация:

#2 Сообщение Airhorse » 17 окт 2006, 14:03

А вот и по самолёту Л-29 "Дельфин" :)
Об этой машине как для обучения отзывы хорошие. :)
Но вот катапультное кресло там стоит ещё не очень надёжное.
фотографии кабины у меня полноценной пока нет. Есть передняя кабина,с плаката снятая и с обозначениями. Не катит выкладывать.
01001,полосу освободил.

pg
Активный участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 26 сен 2006, 20:13
Member of AOPA: No
Откуда: Москва и окрестности
Контактная информация:

#3 Сообщение pg » 17 окт 2006, 23:41

По-моему, ветку уважаемый Администратор начал не в том разделе. Есть же раздел "Иностранные серийные самолёты" :twisted:
Всё-таки Л-29 разработан и производился в Чехословакии - а это не только не Россия, но даже не СССР. :P
Может, своей властью - да перенесёте ветку туда, где ей место? :?:

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

#4 Сообщение Serega » 18 окт 2006, 13:13

понял) виноват)

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#5 Сообщение su27 » 23 дек 2006, 22:16

Тоже отличный самолет

Eugene(CFI)
SAONовец со стажем
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 27 дек 2006, 04:43
Member of AOPA: No
Откуда: Ormond Beach, FL
Контактная информация:

#6 Сообщение Eugene(CFI) » 18 янв 2007, 18:21

Л-29 с Pratt&Whitney J60/Jt12-6 двигателем "вставляет" Л-39 по всем показателям: Скорость набора- в 3 раза выше (с момента начала разбега до Н-6000 метров- 2 мин. 40 сек.),разбег в 3 раза короче, межремонтный ресурс двигателя-3000 часов.

Ласточка
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 мар 2007, 19:24
Member of AOPA: No
Откуда: Россия, Москва
Контактная информация:

#7 Сообщение Ласточка » 03 мар 2007, 19:34

Всем привет))
Простой, надёжный, но очень прожёрливый самолёт со слабым двигателем)))
И тем не менее, САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ, потому, как первый :lol:
есть кабина в фотографиях, если кому интересно, могу выложить))

Изображение

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

#8 Сообщение Serega » 03 мар 2007, 19:35

выкладывай!)

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#9 Сообщение su27 » 04 апр 2007, 20:32

По просьбам трудящихся ;)


Одна из наших Л-к
Вложения
?-29.jpg
?-29.jpg (51.57 КБ) 22615 просмотров
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Airhorse
SAONовец со стажем
Сообщения: 282
Зарегистрирован: 31 авг 2006, 22:08
Member of AOPA: No
Откуда: ЛИИ им. М.М. Громова
Контактная информация:

#10 Сообщение Airhorse » 04 апр 2007, 21:00

Su27, спасибо. :D

Л29 на фоне Ан-2.. В этом что-то есть.. :D
01001,полосу освободил.

Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

#11 Сообщение LSA » 24 мар 2009, 22:20

Узнаете? Аэродром "Волжанка" (Юрьевское), март 2009 г. Пилотаж над "точкой" и "бреющий" проход над полосой.
Вложения
L-29_nebo+.jpg
L-29_nebo+.jpg (33.04 КБ) 19750 просмотров
L-29.jpg+.jpg
L-29.jpg+.jpg (111.39 КБ) 19824 просмотра
Последний раз редактировалось LSA 25 мар 2009, 12:06, всего редактировалось 1 раз.
Над планетой людей...

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#12 Сообщение su27 » 24 мар 2009, 22:30

Наши
Вложения
FK01 (2).jpg
FK01 (2).jpg (63.9 КБ) 19837 просмотров
FK01 (4).jpg
FK01 (4).jpg (54.78 КБ) 19815 просмотров
FK01 (18).jpg
FK01 (18).jpg (44.62 КБ) 19819 просмотров
i26285.jpg
i26285.jpg (38.16 КБ) 19819 просмотров
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
челавиа
Почетный SAONовец
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 26 дек 2007, 23:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Авиакомпания ЧелАвиа
Контактная информация:

#13 Сообщение челавиа » 24 мар 2009, 22:41

Прелесть. :D Настальжи. :(

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#14 Сообщение Misha » 24 мар 2009, 22:51

С птицей обалденная картинка! - или это фотошоп?

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#15 Сообщение su27 » 25 мар 2009, 08:09

Не фотошоп, удачливый фотограф.
АОПА-Россия пожизненно.

Ответить

Вернуться в «L-29, L-39, L-410, Morava»