Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

Общие вопросы выбора и покупки самолетов. Как выбрать самолет? Какой самолет лучше для каких целей? Что нужно знать при выборе самолета?

Модераторы: lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#16 Сообщение Serge-ATA » 07 фев 2014, 10:09

В США, на Аляске каждый год проходят соревнования КВП (STOL) самолетов

http://www.eaa.org/news/2013/2013-05-22 ... tition.asp



как можно увидеть разбег стабильно укладывается в 30м, рекорд меньше 20м
пробег чуть больше 30 и больше метров

но надо понимать - это спортсмены, супер облегченные и на это заточенные самолеты

еще...
здесь уже 4-х местные спортсмены



Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#17 Сообщение Serge-ATA » 07 фев 2014, 10:26

правила данных соревнований
http://www.valdezalaska.org/documents/2 ... fly_in.pdf

Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#18 Сообщение Serge-ATA » 09 фев 2014, 09:12

К сожалению, ветка не активна, будем поднимать.
Для начала надо определиться с названием и понятиями, данная ветка называется: «Самолеты короткого взлета и посадки (STOL)». Термин STOL, я понимаю как КВП – короткие взлёт и посадка, есть предложение чаще использовать русскую аббревиатуру КВП (или СУВП), как то роднее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%BA%D0%B8
Но в английском есть еще понятие Bush plane.
http://en.wikipedia.org/wiki/Bush_plane
под которым понимается использование неподготовленных площадок, в трудно-доступных местах, вот здесь проблема?!
русского термина аналога ёмкому bush plane – нет! а надо (если есть предложите).
В моем понимании самолеты КВП (STOL) и bush plane, не одно и то же. К примеру, А-22 очень хороший КВП самолет, но как самолет предназначенный для плохих, неподготовленных площадок в трудно-доступной местности (bush plane) совсем не подходит.
Соответственно, в начале, необходимо определиться, о чем идет речь.
если чистый спорт, то аббревиатура КВП (STOL) актуальна
если о самолетах для охоты, рыбалки и путешествий, то КВП (STOL) не подходит. Не хватает таких параметров как: размер шасси, расстояние до винта от земли, надёжность и т.д.
давайте найдем русское ёмкое определение – аналог понятию bush plane

SunF
SAONовец со стажем
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Екатеринбург

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#19 Сообщение SunF » 09 фев 2014, 11:46

Сергей, а зачем придумывать русское слово? Пусть будет просто бушплан. Я не очень верю, что КВП уцелеет, как ни крути, англицизмы наступают. Мне как-то даже СТОЛ привычнее.
В-общем, я за бушплан (не кустолет же).
И, кстати, бушплан это ведь тоже довольно относительное понятие. "Плохие площадки" это не точный термин. Как и СТОЛ. Что такое КВП (СТОЛ)? Взлетная и посадочная дистанция какая? Скорость сваливания?
Должен ли бушплан быть обязательно с хвостовым колесом? Cessna-182 - STOL? Bushplane? А новый Zenith-750?
Летайте безопасно!

Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#20 Сообщение Serge-ATA » 09 фев 2014, 15:00

С советских времен было понятное определение КВП, которое полностью соответствует понятию STOL.
КВП самолет может быть с любой, как передней так и задней стойкой.

С учетом, что пока русского аналога определения bush plane, согласен лучше его и использовать, причем так по английский и писать.

Вопрос схемы шасси очень спорный. Я лично считаю, что bush plane с успехом может быть с передней стойкой, но очень многие уверенны что в таких самолетах может быть только задняя стойка.

Борис
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 25 мар 2009, 19:06
Member of AOPA: No
Откуда: ЮГРА

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#21 Сообщение Борис » 09 фев 2014, 19:04

На неподготовленные площадки зимой и летом с передней стойкой? Я бы не рискнул..
Имею опыт посадки на снег с передней стойкой,без Буранного следа делать нечего,сразу роется и на капоте.
При посадке переднюю стойку мостишь на какой нибудь след (лыжи,снегоход)

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#22 Сообщение smixer » 10 фев 2014, 15:27

Ну то, что STOL - понятие расплывчатое, это сразу было ясно. Хотя например словарь Министерства обороны США довольно конкретно определяет его как самолет, взлетная и посадочная дистанция (до/с высоты 50 футов) которого укладывается в 1500 футов (грубо 450м). В других источниках встречаются цифры в 1000 футов. Лично по мне так это любой самолет, взлетно-посадочные характеристики которого значительно отличаются (как минимум в 1,5 раза) от параметров "обычных" самолетов аналогичного взлетного веса и крейсерской скорости. Достигается это, как правило, использованием двигателей повышенной мощности и развитой механизацией крыла. Именно по этим внешним признакам их легко узнать. Ну и в любом случае это самолеты для перевозки груза/пассажиров, иначе зачем?
А вот bushplane может быть хоть одноместным супертихоходом, главное, чтобы по буеракам нормально скакал. Ну как бы так.

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#23 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 05:50

Для расширения кругозора хочу, не претендуя на полноту картины, рассказать здесь о нескольких ярко выраженных представителях STOL-категории, которых можно одновременно причислить и к бушпланам. Попытаюсь обойтись без излишних умствований с максимальным количеством картинок. Правда это будет скорее история, чем современность.
Первым в списке столь специальных самолётов я бы разместил немецкий Fieseler Fi-156 Storch (Аист).
Вложения
2384644.jpg

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#24 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 06:27

Самолет был создан в 1935 году для широкого гражданского и военного применения. Конструкторы Герхард Физелер и Рейнхольд Мевес. В 1937-ом выиграл конкурс на лёгкий армейский самолет связи и разведки, сразу же был запущен в производство.
Вложения
2394200.jpg

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#25 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 10:52

Чтобы было понятно - немного фото машин, проигравших Шторьху в конкурсе.
Вложения
Bf_163.jpg
Опоздавший Messerschmitt Bf-163
Bf_163.jpg (39.61 КБ) 4857 просмотров
Siebel_Si_201.jpg
Оригинальной схемы Siebel Si-201
Fw_186.jpg
Автожир с прыжковым взлётом Fokke-Wulf FW-186
Fw_186.jpg (59.06 КБ) 4857 просмотров

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#26 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 11:22

Самолет имел обычную конструкцию: сваренный из стальных труб и обшитый тканью фюзеляж, двухлонжеронное деревянное крыло с тканевым покрытием, обшитое фанерой оперение. Два топливных бака по 74 л каждый располагались в корневых секциях крыла.
Вложения
fieseler-fi-156-storch-eigenbau.jpg
Подробная масштабная модель каркаса самолета.
fieseler-fi-156-storch-eigenbau.jpg (36.87 КБ) 4850 просмотров
2251123.jpg
Каркас фюзеляжа на стапеле для восстановления.

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#27 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 11:44

Самолет был оснащен довольно мощным для его массы (240 л.с.) перевёрнутым V-образным 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Argus As 10C, установленном на мотораме из стальных труб и позволявшем ему развивать максимальную скорость 175 км/ч. Такой же мотор ставили на Messerschmitt Bf-108 Taifun - скоростной связной самолет, многие решения конструкции которого были использованы на истребителе Bf-109.
Вложения
Fi156_large04.jpg
Современная версия ТО.
Fi_156_Argus_As_10_2.jpg
Общий вид двигателя двигателя
Fi_156_Argus_As_10_2.jpg (56.06 КБ) 4847 просмотров
Fi_156_Argus_As_10.png
Ремонт двигателя в мастерской (WWII)
Fi_156_Argus_As_10.png (218.76 КБ) 4847 просмотров

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#28 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 12:03

Fi-156 выделялся конструкцией шасси, имевшем две амортизирующие стойки со свечными стальными пружинами и масляными демпферами, верхние концы которых крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бокам фюзеляжа. Ход подвески составлял аж 40 см.
Вложения
0885890.jpg
Крупный план конструкции шасси.

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#29 Сообщение smixer » 01 июн 2014, 12:14

Согласно условиям вышеупомянутого конкурса, самолет должен был иметь складные консоли крыла для лёгкой транспортировки. Что и было исполнено.
Вложения
1238939.jpg
Фото из экспозиции музея итальянских ВВС.
0677721.jpg

Аватара пользователя
smixer
SAONовец со стажем
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#30 Сообщение smixer » 02 июн 2014, 00:31

Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация - внешняя панель представляла собой статически сбалансированный щелевой элерон, а внутренняя - щелевой закрылок. Выпускались два варианта - Fi.156a с неподвижным предкрылком из легкого сплава и Fi.156b с выдвижным предкрылком, обеспечивающим лучшие характеристики на больших скоростях полета.
Вложения
2157478.jpg
1897096.jpg

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы выбора и покупки»