По следам "Двух капитанов"

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

По следам "Двух капитанов"

#1 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 22:03

Немного истории:
Википедия писал(а):«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» (англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова с 1912 года при попытке прохождения Северного морского пути и пропала без вести в 1914 году.

Судно было спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием «Ньюпорт» (англ. HMS Newport). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был переквалифицирован в исследовательское судно и под командованием капитана Джорджа Нэрса (англ. George Strong Nares) направлен для проведения гидрографических работ в Средиземном море. «Ньюпорт» выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала и стал первым кораблём, прошедшим через канал после его официального открытия в ноябре 1869 года.

В 1881 году судно было выкуплено у Британского Адмиралтейства Аленом Уильямом Юнгом (англ. Allen William Young).

Яхту приобрел английский судовладелец Либурн-Пофам (англ. F.W. Leybourne Popham) и переименовал в «Бленкатра» (англ. Blencathra).

Пофам укрепил корпус судна, снабдив его тройной дубовой обшивкой, в результате толщина борта составила 27 дюймов (0,7 м). Старая 40-сильная паровая машина сменилась современной, мощностью 400 индикаторных сил. Скорость хода под парами возросла с 5 до 7,5 узлов.

В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в составе торговых экспедиций под командованием английского капитана Джозефа Виггинса (англ. Joseph Wiggins).

«Бленкатра» обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на «Фраме» и, таким образом, причастна к еще одной героической арктической экспедиции.

В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие Фредерик Джексон. Джексон обследовал более 3000 миль побережья между Обью и Печорой. В 1895 году вышла его книга об этой экспедиции.

Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путем под российским флагом.

В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество, предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах.

Для нужд экспедиции в Великобритании Брусилов за 20 тысяч рублей приобрел «Бленкатру», несмотря на 45-летний возраст остававшуюся в хорошем состоянии.

Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди-генерала, Алексея Алексеевича Брусилова), выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года.

В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.

На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия.

Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море.

В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 28 августа 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой.

16 октября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, но вскоре оказывается зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45'. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начинается дрейф ледового поля с вмерзжим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.

К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.

Неопределенность положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.

К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.

10 апреля 1914 года 82°55′30″ с. ш. 60°45′00″ в. д. штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закрепленных на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки.

На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек:

Г. Л. Брусилов, начальник экспедиции и капитан
Е. А. Жданко, медик
Иван Потапов, боцман
Яков Фрейберг, машинист
Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
Г. Анисимов, матрос
И. Пономарев, матрос
А. Шахнин, матрос
Максим Шабатура, кочегар
Игнат Калмыков, повар.

Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:

Валериан Альбанов, штурман
Петр Максимов, старший рулевой
Луняев, матрос
Архиреев, матрос
Шпаковский, матрос
Баев, матрос
Владимир Губанов, машинист
Александр Конрад, матрос
Ольгерд Нильсен, матрос (датчанин, из прежнего британского экипажа судна)
Павел Смиренников, матрос
Ян Регальд, стюард
Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.

3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.

Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.

29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля Георга). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля Георга). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.

Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля. В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора. Поднявшийся сильный северный ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.

Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырехсот километров за почти три месяца.

15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.

20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова) под командованием Н. М. Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.

В ХХ веке поиски экспедиции Брусилова велись в 1914-1915 г.г., в том числе с применением авиации - но успехом не увенчались.

В нашем веке поиски возобновились:
Википедия писал(а):В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.
Однако само судно "Святая Анна" найдено так и не было.
Википедия писал(а):Георгий Львович Брусилов, штурман Валериан Альбанов и «Святая Анна» послужили прототипами капитана Ивана Львовича Татаринова, штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
Последний раз редактировалось Misha 24 мар 2013, 22:44, всего редактировалось 1 раз.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#2 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 22:23

Это была преамбула...

На днях рано утром у меня зазвонил телефон. Определился Олег Продан. И без долгих разговоров предложил мне поучаствовать в новой экспедиции по поиску "Святой Анны". Задача: долететь до последней известной точки местонахождения судна и забурить в лед 10 штук спутниковых радиобуев - чтобы можно было отследить их дрейф и понять, куда несло "Святую Анну" с частью экипажа. Это место находится в 135 км Северо-Восточнее мыса Флигели на острове Рудольфа, на 83-й параллели!..

Конечно, я согласился! Сказать, что согласился с радостью - не сказать ничего. Я был просто в восторге!!! Дело оставалось за малым: бензина 100LL там нет и не предвидится. Надо было найти керосиновый борт... Конечно, в течение пяти минут (даже меньше) я нашел этот борт и даже с командиром!

В общем, завтра пойду покупать себе унты (у Димы Ракитского они уже есть) и теплые рукавицы на двоих. R66 готовится к перелету...

2 апреля вечером нам надо быть в Воркуте, чтобы рано утром 4 апреля стартовать на Север. Через Диксон и архипелаг Северная Земля на Землю Франца-Иосифа... Эх, одни названия чего стоят!!!
Порадуйтесь за меня, везунчика! :lol: :shock:
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
RomanKHV
SAONовец со стажем
Сообщения: 287
Зарегистрирован: 06 дек 2011, 03:49
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск
Летаю на:: Л-410 Ан 24\26
Контактная информация:

Re: По следам "Двух капитанов"

#3 Сообщение RomanKHV » 24 мар 2013, 22:30

Миша с тебя онлайн дневник по возможности кино и есссно фотографии!!
Эти жигули чем думает, я не знаю..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#4 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 22:31

Ром, какой дневник на хрен? На карту посмотри - там интернетом и НЕ ПАХНЕТ... СПОТ будет. По возвращении отрапортую, конечно
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

502
Гуру
Сообщения: 9536
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#5 Сообщение 502 » 24 мар 2013, 22:37

Misha писал(а):Это место находится в 135 км Северо-Восточнее мыса Флигели на острове Рудольфа, на 83-й параллели!..
Misha писал(а):СПОТ будет.
Не будет.
Вложения
1.JPG

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#6 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 22:40

Печально... Буду рапортовать через Иридиум, а кто-нибудь он-лайн точки выложит. Говорят, Иридиум там работает. А СПОТ - заодно и проверим
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

502
Гуру
Сообщения: 9536
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#7 Сообщение 502 » 24 мар 2013, 22:44

Misha писал(а):чтобы можно было отследить их дрейф и понять, куда несло "Святую Анну" с частью экипажа.
А есть понимание, что направление/скорость дрейфа льда за 100 лет не изменилось?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#8 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 22:46

Специалисты говорят - генеральные течения остались прежними. Меня это тревожит меньше, мне надо выполнить локальную задачу...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 928
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: По следам "Двух капитанов"

#9 Сообщение владислав74 » 24 мар 2013, 23:00

image.jpg
image.jpg (20.92 КБ) 13076 просмотров
Иридиум тоже не айс( с пробелами).
Очень большое внимание к одежде.Современные унты не панацея.
Вообще одежды надо три комплекта:1)работать-рулить,2)идти,3)спать.Касается всего и рукавиц тоже.
Маленькие пластиковые санки-волокушки на веревке,метр двадцать примерно ,хорошо себя зарекомендовали-чтоб барахло в руках не таскать,практически всегда находится применение.
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

Аватара пользователя
RomanKHV
SAONовец со стажем
Сообщения: 287
Зарегистрирован: 06 дек 2011, 03:49
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск
Летаю на:: Л-410 Ан 24\26
Контактная информация:

Re: По следам "Двух капитанов"

#10 Сообщение RomanKHV » 24 мар 2013, 23:23

Misha писал(а):Ром, какой дневник на хрен? На карту посмотри - там интернетом и НЕ ПАХНЕТ... СПОТ будет. По возвращении отрапортую, конечно
ну ты пока туда сюда, с крайне точки где связь будет отпишись
Эти жигули чем думает, я не знаю..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9743
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: По следам "Двух капитанов"

#11 Сообщение Misha » 24 мар 2013, 23:35

владислав74 писал(а):
image.jpg
Иридиум тоже не айс( с пробелами).
Очень большое внимание к одежде.Современные унты не панацея.
Спасибо за подсказки. А что из обуви - панацея?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: По следам "Двух капитанов"

#12 Сообщение rubaga » 25 мар 2013, 01:31

Очень круто!!! Будем следить! Про крайнюю экспедицию Олега есть интересный фильм. Благодаря meribel удалось его посмотреть.


Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6536
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: По следам "Двух капитанов"

#13 Сообщение lt.ak » 25 мар 2013, 05:09

Misha писал(а):Спасибо за подсказки. А что из обуви - панацея?
viewtopic.php?f=36&t=5966&start=4 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Chita
SAONовец со стажем
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 27 май 2011, 17:15
Member of AOPA: No

Re: По следам "Двух капитанов"

#14 Сообщение Chita » 25 мар 2013, 06:46

!!!!!!

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1436
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: По следам "Двух капитанов"

#15 Сообщение engin » 25 мар 2013, 07:47

Действительно очень впечатляет ! Удачи и ждем подробных отчетов !
Может быть то, что оказалось не под силу предыдущим удастся Вам...
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»