Полетел в Италию

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#106 Сообщение pilotatotale » 16 авг 2012, 19:18

Следующий опус о путешествии на Корсику.
Попасть надо было в город Порто Веккьо, где есть 3 известных мне хелипада. Но все они как сговорились и ни при каких условиях не соглашались к себе пускать - две площадки при отелях и, если ты не гость отеля, тебя не пускают. Еще одна управляется местным вертолетным монополистом, который пускает только свои борта.
Пришлось лететь в ближайший аэропорт Фигари LFKF, это и ответ на вопрос соседней ветки (Misha и Rubaga) о том, почему вертолеты летают на аэродромы, а не на площадки.
Полет над морем прошел без проблем, вдоль всего восточного побережья Корсики с севера на юг было пустынно и иногда встречались военные аэродромы, упорно хранившие молчание в воскресенье.
Фигари потряс тем, что если вы легче 2 тонн, денег с вас ни за что не берут вообще. Никаких автобусов, хендлингов и тд - просто выходишь пешком со стоянки и уезжаешь, куда тебе надо.
Пока заруливали на стоянку нас вдруг на русском языке кто-то начал вызывать прямо на частоте вышки - на соседней стоянке стоял Робинсон с номерами OE -ххх, как выяснилось, из Сербии. Пилот оказался очень разговорчив и сообщил, что он базируется в Порто Черво на Сардинии, а сюда прилетает заправляться. Мы решили заправляться утром, и это было большой ошибкой.
Пока ехали, план поменялся и решили остаться на ночь в Бонифаччо - это самое красивое, что есть на всей Corse Sud - на скале военный гарнизон, где служил Наполеон.
ImageUploadedByTapatalk1345129001.411596.jpg
Утром как всегда, пока собирались, пока ехали, в аэропорт приехали около 12:00. Так же буднично зашли через ворота сразу на поле, опять встретили серба опять прилетевшего заправляться. Планировали полететь на западное побережье Сардинии, где недалеко от Алгеро LIEA есть совершенно потрясающая Пещера Нептуна - огромная 4-километровая пещера на уровне моря, к которой ведут с нависающей скалы 654 ступени. Это стОит посмотреть, особенно детям. Наш сербский друг был первым в очереди на заправку и между делом сообщил, что по будням теперь аэропорт Фигари закрывается на обед с 1200 до 1400 и нам бы надо успеть заправиться и улететь до обеда.
Серб заправился и в 1205 улетел. А нам лететь уже не разрешили. Дисп вышки грустным голосом сообщил, что 1200-1400 обслуживание VFR не осуществляется, и вообще у него нет нашего флайт-плана. А поискать можете? Нет, не могу, я остался один, все мои коллеги ушли на обед. Вылет разрешаю не раньше 1400 при наличии флайт-плана.
Пришлось идти в терминал аэропорта есть бутерброды. Вскоре пришло понимание, что в Пещеру Нептуна мы уже не попадаем, поскольку времени на то, чтобы долететь, спуститься, подняться и вернуться в Италию, по дороге еще раз заправившись, не остается - второй раз просить наш домашний аэропорт (муниципальный!) подождать нас до 2130 совершенно не хотелось. Подали план домой в Италию и тихо дожидались 1400.
В 1400 выяснилось, что наш план домой есть (и этот, и предыдущий в исполнении SkyDemon), и нам совершенно ничего не мешает вылетать.
Обратно решили идти вдоль западного побережья Корсики, которое еще безлюднее, чем восточное. Только лететь на полчаса дольше.
ImageUploadedByTapatalk1345130174.555728.jpg
Вернулись без приключений. Это остров Капрая между Корсикой и Эльбой.
ImageUploadedByTapatalk1345130237.814701.jpg
Читайте внимательно НОТАМы и АИПы всех аэропортов вокруг предполагаемого маршрута:-( Следующий рассказ - очередное подтверждение.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полетел в Италию

#107 Сообщение Misha » 16 авг 2012, 22:18

Жень, ты пожираешь опыт столовыми ложками!!!
Насчет чтения НОТАМов - ты прав 100%! Тоже расскажу пару историй в соответсвующей ветке ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#108 Сообщение pilotatotale » 17 авг 2012, 12:56

Опыт действительно постепенно накапливается - уже начинаю понемногу французский радиообмен осваивать.
Следующим пунктом в программе покорения северной части Средиземного моря было Монако.
Транзитом мимо этого милого городишко мы уже проходили на пути в Сан-Тропе и обратно, однако теперь необходимо было в нем приземлиться. Как мы уже знаем, SkyDemon выдает неверную инфо про хелипорт Монако, а флайт-план для полета из Италии в княжество, где князь возглавляет олимпийскую команду страны по бобслею (не удается пока выяснить, где он тренируется в этом виде олимпийского спорта), подавать необходимо. Французский АИП дает много инфо про воздушную гавань гордой страны, в том числе там написано, что для прилета необходимо получать PPR-разрешение и указывать его номер во флайт-плане. А еще там написано, что хелипорт принимает только борта, оборудованные emergency float системами. У меня такой системы нет - до сих пор не уверен, что надо было покупать Clipper.
Поскольку за PPR-ом все равно надо было писать на почту департамента Гражданской авиации Правительства Княжества Монако, то в своем первом в жизни письме в орган власти этой страны я так и написал - поплавков нет, но есть спасательные жилеты на борту.
Еще одним обязательным условием посадки является использование хендлинговой (они это называют assistance) компании, каковых там две, и пользователю предоставляется свобода выбора между ними. Эти же компании владеют флотом, который осуществляет регулярные рейсовые полеты в аэропорт Ниццы и нерегулярные полеты в соответствии с фантазией клиента. Я использовал принцип выбора по понравившемуся названию - Heli Air Monaco.
Через пару часов пришел ответ, в котором просили подтвердить, что рейс мой частный, а не коммерческий. Я радостно подтвердил, сообщив, что обладаю только PPL лицензией. Еще через 10 мин пришел ответ с указанием номера разрешения и словами в стиле "добро пожаловать".
Утром следующего дня я туда отправился по ставшему уже привычным маршруту мимо Генуи, Сан-Ремо и других итальянских достопримечательностей. И опять за 15 миль до границы дисп Албенги передал меня под управление Ниццы, а та вскоре отдала меня в руки вышки хелипорта Монако.
Возможности сделать фото при заходе на посадку не было, сделаю в следующий раз, но выглядит хелипорт на краю моря очень красиво - ощущал себя Черной Акулой при посадке на авианосец Адмирал Кузнецов.
Дальше все как обычно в обычном аэропорту, очень четко и отработанно. Даже заправка Авгазом есть.
Тут я на дальнем плане:
ImageUploadedByTapatalk1345193616.685570.jpg
А тут на переднем:
ImageUploadedByTapatalk1345193686.200287.jpg
Борт остался ночевать в ангаре хендлинговой компании - у бедных монегасков всего 8 посадочных площадок, а трафик очень интенсивный. Утром следующего дня был запланирован вылет на Сардинию.

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#109 Сообщение pilotatotale » 24 авг 2012, 20:12

Вылетать на Сардинию собирались утром, обязательным условием были спасательные жилеты для всех на борту - лететь нужно было почти 90 миль над открытым морем до ближайшего берега Корсики. В жилетах, конечно, спокойнее, но уж очень жарко, особенно, когда летишь утром на юго-восток
ImageUploadedByTapatalk1345824693.597339.jpg
После взлета вышка Монако передала нас Ницце, которая даже не поинтересовалась, каков будет наш маршрут над морем, дала код ответчика и сказала, что лететь можно at your discretion. Это мне нравится в Европе больше всего - ты летишь как хочешь и куда хочешь. Правда, так бывает почему-то не всегда - позже на Корсике обнаружились нюансы.
Над морем было спокойно, минут через сорок показались корсиканские горы, и стало повеселее.

Маршрут вдоль западного берега корсаров был уже известен, даже некоторые частоты я помнил наизусть.

После города Бонифачо Корсика заканчивается, начинается пролив Бонифачо, который разделяет Корсику и Сардинию. Между ними есть еще пара крупных островов - Cavallò (Каваллó) и La Maddalena (Ла Маддалена) - и куча мелких, на берег которых нельзя даже выходить с лодок. О первом позже напишу подробно, второй знаменит тем, что хоть он и находится в середине огромного природного парка, охраняемого правительствами Франции и Италии одновременно, на нем почему-то располагается база НАТОвских подводных лодок. Ну и над ней приличных размеров запретка, соответственно.
Поскольку между Корсикой и Сардинией проходит граница Франции и Италии, в поданном из Монако плане я добросовестно указал точку, над которой я буду эту границу пересекать. Но это не интересовало вообще ни диспа Фигари, ни Олбии. Достаточно просто сообщить, что пресекаешь FIR boundary и все.
Запретку над Маддаленой диспы Олбии просят соблюдать, поэтому в Порто Черво можно подходить либо со стороны моря, либо над самой северной оконечностью Сардинии, над мысом Capo Testa - "мыс Голова". Площадок для посадки в Порто Черво совсем немного, но вертолетный туризм потому и вертолетный, что жить надо в отелях, где имеются площадки. Я жил вот в таком:

Гостям отеля позволяется пользоваться площадкой бесплатно, нужно только приземляться так, чтобы оставлять место для других бортов - вдруг кто-нибудь еще неожиданно прилетит. Площадка, как видно на фото, огромная, но на склоне - вот в такие моменты очень приятно осознавать, что не зря тебя учили садиться на наклонные поверхности! Хотя угол, конечно, небольшой, но все равно самоуважение растет:-)

Вечером неожиданно выяснилось, что возникла срочная необходимость вернуться на следующий день в Монако по делам, пробыть там несколько часов и возвратиться на Сардинию в связи с днем рождения сына одного из товарищей. Контакт с монегасками к тому моменту уже был установлен, письмо в департамент гражданской авиации, ответ "добро пожаловать", план и полетели.
По дороге залетели в Фигари на заправку. И там, потом еще много раз после во французских и итальянских аэропортах (Ницца, Канны, Пиза) я не переставал удивляться тому, что в крупный (Ницца, например) аэропорт можно прилететь безо всякого плана - неважно, класс C у них или D, план не нужен. Почему у нас не так?
После Фигари нами управлял Аяччо-информация, молодой, судя по голосу, диспетчер очень подробно расспрашивал о моем маршруте в Монако, высоте, количеству человек на борту. А потом, вдруг, заявил, что из их зоны контроля я ДОЛЖЕН выходить через точку LOSNU, которой у меня в плане не было, но она была, к счастью, по пути. Моя убежденность во вседозволенности и свободе выбора маршрута во Французских территориальных водах начала ослабевать.

Поскольку в Монако есть только вертодром, то технология работы с вертолетами у них доведена до совершенства - прилетели, выгрузились, оставили ключи, борт заправили, закатили в ангар, выкатили к указанному времени вылета. Как в Буньково, только лучше и дороже:-)

Возвращались на Сардинию уже ближе к вечеру, было понятно, что до захода солнца приземлиться в Порто Черво не успеем, и я из-за этого немного нервничал - помнил, как ровно 5 лет назад 2 арендованных для полета в знаменитую пещеру Нептуна вертолета ровно в 1800 поднялись и улетели, сообщив, что они должны вернуться на базу до захода солнца, и оставив нас в 250 км от гостиницы без какого-либо транспорта вообще.
Заходили на посадку через 15 мин после захода солнца, но диспа Олбии это не тревожило нисколько - он попросил только доложить, что я наблюдаю площадку и сообщил, что на этом наша с ним коммуникация завершена, план я могу закрыть по телефону. Все просто и без напряга.
В последующие дни еще несколько раз довелось летать между Сардинией и Корсикой после захода солнца, и это было совершенно приемлемо и для французов, и для итальянцев. Горы, море - все это не имеет никакого значения, можешь летать когда хочешь. Лишь некоторые аэродромы четко пишут в своих АИПах, что night VFR prohibited.

На следующий день был запланирован обед на острове Кавалло, который славится тем, что на него можно либо доплыть, как на любой другой остров, либо прилететь на вертолете, как на очень немногие острова. На этом итальянском острове, принадлежащем сейчас Франции, есть заброшенная ВПП, оставшаяся от какого-то военного аэродрома, которая используется как вертодром - я видел один раз одновременно 6 стоявших бортов.

План действий предполагал перелет вечером на Корсику, где в городе Porto Vecchio есть, как я уже раньше писал, 3 площадки, с заправкой по пути в так полюбившемся мне своим расписанием работы аэропорту Фигари LFKF. Одна из них при отеле, в котором я предполагал ночевать, которая оказалась вообще никак не обозначена и которую пришлось искать только по жестам консьержа, вышедшего встречать. На вопрос о том, почему же нет буквы H в круге, консьерж радостно ответил, что раньше она была, а сейчас на месте круга и буквы разбили сад, где повар местного мишленовского ресторана выращивает фрукты и овощи. О гурманах они думают, а о летчиках кто подумает?:-) Да и Фигари порадовал тем, что они работают для VFR до 1800, а не 2000, как написано в AIP - "читайте НОТАМ" посоветовал мне в очередной раз дисп вышки.
На следующий день полетали вокруг Бонифачо, приземлились "с подбором" возле какого-то маяка и отправились вдоль западного побережья на север. Приземляться на пляже я побоялся - не хотел больше общаться с жандармами, поэтому местом посадки был выбран аэродром Propriano (Проприано LFKO) - маленький городской аэродром с бетонной полосой, обрывающейся прямо в море.

О том, что на нем больше нет заправки, я прочитал в НОТАМе. Местный руководитель полетов в плавках и без майки взял с меня 20€ за взлет-посадку и объяснил, что у их цистерны для хранения 100LL истек сертификат, а на новую цистерну городок Проприано не желает выделять 250 000€. Вот они и сидят без топлива, бедолаги.

В этот день я предполагал возвращаться в Форте дей Марми, лететь без пассажиров я решил напрямую через море, заправляться полетел в Аяччо (Ajaccio LFKJ) - столица Корсики, где родился Наполеон. Этот аэропорт управляет движением вдоль всего западного побережья - восточным управляет Бастия. В аэропорту было безлюдно, поэтому заправка заняла 40 минут - заправщик долго не мог включить колонку.

Дорога домой через море под вечер была очень комфортной - солнце светило в спину, было уже не так жарко и удивительно пустынно.

Над морем в сторону Италии вообще вертолетного движения немного, хотя Корсику и Сардинию с материковой Францией соединяют постоянно летающие борта - и вертолеты, и самолеты.
Тем не менее, жизнь на море есть:

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#110 Сообщение pilotatotale » 25 авг 2012, 15:08

Пока перерыв в монотонном описании будней русского вертуриста на Средиземном море, хочу задать специалистам вопрос: полеты между островами и материком накрутили счетчик часов к отметке 800, надо делать регламентные работы. Вариантов несколько:
- делать в Москве по возвращению, но за это время налет увеличится еще часов на 30
- сделать в Италии силами местного дилера, но каким сертификатом он должен обладать, чтобы иметь право сделать нужные записи?
- поменять только масло и фильтр, а остальное делать в Москве.

Какие мнения у бывалых?

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Полетел в Италию

#111 Сообщение VK68 » 25 авг 2012, 16:03

Я бы обслужил в сервисном центре, но попросил в лог бук запись не делать , а дать наклейку с описанием работ и подписью. Ее потом можно наклеить или нет,- в зависимости от ситуации.

Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

Re: Полетел в Италию

#112 Сообщение meribel » 25 авг 2012, 19:19

могут не согласиться. мне на Еврокоптер отказались делать.

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#113 Сообщение pilotatotale » 26 авг 2012, 16:57

Вопрос в первую очередь в том, какие документы у местной организации должны быть, чтобы она имела право обслужить российский борт?

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Полетел в Италию

#114 Сообщение VK68 » 26 авг 2012, 19:59

Местный сертификат механика или сервиса и сертификат RHC. В принципе достаточно сертификата RHC (robinson).
Есть еще вариант, если интересно подскажу в личку.

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#115 Сообщение pilotatotale » 26 авг 2012, 20:47

Еще вопрос: есть ли ограничения по времени пребывания русского борта в Европе? Или действуют только локальные правила, как в Италии - после 45 дней плати налог от веса?

Аватара пользователя
demix
SAONовец со стажем
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 12:01
Member of AOPA: No

Re: Полетел в Италию

#116 Сообщение demix » 28 авг 2012, 08:31

pilotatotale писал(а):Еще вопрос: есть ли ограничения по времени пребывания русского борта в Европе? Или действуют только локальные правила, как в Италии - после 45 дней плати налог от веса?
Налог на "средства роскоши" пока вроде ввели только в Италии (одна из мер антикризисной программы Монти), а вот по времени они сами толком не знают, как его применять и в разных инстанциях дают разные интерпретации. Если есть возможнсть периодически (каждые дней 40) вылетать за пределы Италии и ставить в аэропортах местные штампики в летную книжку, то этого должно быть достаточно для того, чтобы подтвердить НЕпревышение установленного срока пребывания. Так нам поянили в одном "компетентном" органе.
Кстати, будете у нас на Колыме (Bologna) залетайте в гости - можем показать местные достопримечательности :wink:

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

Полетел в Италию

#117 Сообщение pilotatotale » 28 авг 2012, 15:29

В гости на Колыму (Болонью) постараемся обязательно залететь, спасибо за приглашение.
Тем временем, нашел местную сервисную компанию, умеющую обслуживать Agusta, Bell, Eurocopter и Robinson. Со всеми сертификатами Part-145 и тд. Они приехали ко мне и делают 800-часовой регламент:
ImageUploadedByTapatalk1346153117.292160.jpg
Русского сертификата у них не нашлось, но почему-то обнаружился украинский:-) Под пытками удалось выпытать, что они продали две Агусты 109 украинским товарищам и теперь их радостно обслуживают.

Аватара пользователя
demix
SAONовец со стажем
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 12:01
Member of AOPA: No

Re: Полетел в Италию

#118 Сообщение demix » 30 авг 2012, 09:47

pilotatotale писал(а):В гости на Колыму (Болонью) постараемся обязательно залететь, спасибо за приглашение.
Кстати, все еще по поводу Колымы: тут вот небольшая тусовка намечается, присоединяйся, если есть желание
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... 64#p110964

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полетел в Италию

#119 Сообщение Misha » 15 сен 2012, 22:39

Одиннадцатый час на пути домой
http://share.findmespot.com/shared/face ... huyLsetoEz
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полетел в Италию

#120 Сообщение Misha » 15 сен 2012, 23:17

Что-то мне трек не понятен. Между тем, там уже два часа как темно - и за 10 NM до BOKSU (точка на границе) 130-метровые ветряки и 300-метровая вышка :-(

Жень, я ж тебе советовал в Варшаве заночевать
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»