Вечерняя Москва - Мода на малую авиацию приводит к трагедии
Добавлено: 06 дек 2011, 21:45
http://www.vmdaily.ru/showarticle.php?id=335960
Мода на малую авиацию приводит к трагедии
Александр Андрюхин
Опубликовано: 1 декабря 2011, 19:03 96
Самолеты малой авиации более мобильные и более компактные по сравнению с гражданской.
Основные теги:пробки на дорогах Москвы, малая авиация
Почему мы до сих пор томимся в пробках, а не летаем на работу на легких вертолетах?
Редкий москвич сегодня не задумывается о приобретении летательного аппарата, который решил бы проблемы с пробками на дорогах.
Почему бы нет? В Новой Зеландии, Финляндии, Канаде, Австралии, Германии на собственных самолетах летают все: от подростков до стариков. Легкий самолет там такой же вид транспорта, как автомобиль. Да и цена самолета сопоставима с ценой средней иномарки, которую потянет любой средний россиянин.
К примеру, хороший новый двухместный самолет можно купить за $100 тыс. Летательный аппарат попроще можно купить за $20–30 тыс. А для народных «очумельцев» имеется еще более дешевый вариант — конструктор легкого самолета, который стоит $10–15 тыс.
Он собирается в течение часа. У него даже крылья складываются, поэтому ему не нужно специальной стоянки — вполне достаточно гаража-ракушки.
ЧТО НЕ ПОЗВОЛЕНО НА ЗЕМЛЕ, ПОЗВОЛЕНО В НЕБЕ
Сводки о крушении частных самолетов чуть ли не каждый день появляются на информационных лентах. Так, в прошлом году в Подмосковье упал частный гидросамолет. Погибли пилот и двое пассажиров. Сам самолет сгорел дотла. Этим летом в Подмосковье было зафиксировано восемь падений частных самолетов, но обошлось без смертей. Питеру повезло меньше. Около поселка Ропша Ленинградской области упал частный самолет Як-18Т. Пилот и трое пассажиров погибли. Список можно продолжить.
Практически все эти падения объединяет одно: пилоты были нетрезвы, самолеты не зарегистрированы, разрешение на вылет им не давали, а кроме того, у многих не было «авиационно-водительских» прав.
АЭРОДРОМЫ-НЕВИДИМКИ
С каких аэродромов они взлетали? Также непонятно. Впрочем, как выяснил наш корреспондент, зарегистрировать собственную взлетную полосу в Подмосковье несложно. Общих требований безопасности к посадочной полосе нет.
Однако москвичи приспособились покупать для частных аэродромов земли в соседних областях.
— Я живу рядом с частным аэродромом, который построил один москвич рядом с окраиной города Переславля в Ярославской области, — пожаловался «ВМ» житель Переславля Вячеслав Горбенко. — Его друзья приезжают к нам полетать на самолетах и не дают нам спокойно жить. Поскольку пилоты садятся за штурвал навеселе, каждый день думаю об одном и том же: упадет на мой дом какой-нибудь летчик или обойдется.
По словам сотрудников ГИБДД, в обязанности автоинспекции не входит отлавливание нетрезвых пилотов частных самолетов.
— Мы контролируем только дороги, — заявил «ВМ» начальник пресс-службы ГИБДД Московской области Александр Цыпкин. — Зачем нам пилоты?
ЛЕТУНЫ-НЕЛЕГАЛЫ
Из Подмосковья в Москву летать на работу, конечно, нереально. Московское небо — запретная зона, и через МКАД вам перелететь не позволят. Однако неподалеку от МКАД разбить посадочные полосы для частных самолетов — мысль здравая, и такой проект даже рассматривался на заседании московского правительства.
— Мнение о том, что в России не развивается малая авиация, в корне неверное, — говорит «ВМ» заслуженный пилот России Леонид Щербак. — Она развивается. Но подпольно. Мало кто знает, что самые дорогие самолеты, типа Cirrus, покупаются именно россиянами.
Купленные самолеты, по словам пилота, вполне легально ввозятся в Россию, но эксплуатируются нелегально, поскольку не регистрируются.
— И такой бардак в малой авиации творится уже давно, — говорит «ВМ» авиационный эксперт, один из разработчиков нормативов по авиационной безопасности Игорь Семенченко. — В стране официально зарегистрировано всего 320 частных самолетов. А в небо ежедневно взмывают более трех тысяч частников. Из них ежегодно в среднем падают 250.
Уведомь и влетай! Но только подальше…
— На самом деле закон есть, — говорит «ВМ» Игорь Семенченко. — Федеральный закон «О развитии малой авиации» мог бы положить конец беспределу, который творится в малой авиации, но этот подготовленный закон уже несколько лет лежит без движения в Совете Федерации.
— Сегодня мы руководствуемся Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами гражданской авиации, — рассказывает «ВМ» летчик-испытатель и председатель аэроклуба Валерий Валявин.
У авиации общего значения законы суровые. Согласно им владелец личного самолета должен за сутки подать заявку на взлет. От рядового диспетчера заявка попадает в районный или зональный центр управления воздушным движением, а оттуда — в Федеральную аэронавигационную службу.
В недрах «Росаэронавигации» заявка обходит десяток кабинетов и получает согласование у всех служб, начиная от диспетчеров и заканчивая ПВО.
Вот и первый ответ на вопрос, почему пилоты частных самолетов предпочитают подниматься в воздух без разрешения. В ноябре прошлого года в Воздушный кодекс была принята поправка для легких самолетов, в которой говорится, что пилот имеет право на вылет в уведомительном порядке.
— Однако уведомительный вылет разрешен далеко не везде, — говорит Валерий Валявин. — Он разрешен только в так называемых зонах «Ж», или, как их называют, в «гольфных» зонах, где рядом нет никаких поселений и инфраструктур.
Таких зон в Подмосковье очень мало. Они в основном в Сибири. Однако, как мы выяснили, не только трудности с вылетом тормозят выход малой авиации из подполья.
— Чтобы зарегистрировать тот же подержанный Як-18Т стоимостью полмиллиона рублей, в «Ространснадзоре» нужно заплатить свыше 500 тыс. рублей, — рассказывает президент Федерации любителей авиации Виктор Заболотский.
Недешево обойдется и получение пилотам-любителям «водительских прав» — это минимум 55 тыс. рублей. Если же вы желаете обучиться на реактивном военном самолете L-29 или L-39, то обучение обойдется вдвое дороже.
Кроме этого, взлет и посадка даже на самых маленьких аэродромах стоят от $30 до $150, в зависимости от типа самолета. Прохождение обязательного ежегодного техосмотра специалистом «Ространснадзора» — $500– 700.
Так что пилоты не регистрируют частные самолеты в России не потому, что они такие недисциплинированные, а потому, что это элементарно накладно.
Вертолеты престижнее и в среднем дороже самолетов
Самые раскупаемые вертолеты — двухместные Robinson по цене от $160 тыс. до $250 тыс.
Вертолет посерьезнее — Evrocopter — стоит $1,5–2 миллиона. В спортивных торговых центрах выставлены для продажи вертолеты частных российских конструкторов, такие как автожир «Рыжик» или автожир «Первенец». Это двухместные летательные аппараты, работающие на бензине. Их можно хранить в гараже. Средняя цена — €40 тыс.
Самолеты оптом, в розницу и на любой вкус
Самым дорогим самолетом считается Cirrus. Его цена — $500 тыс. Самый доступный из серьезных самолетов, на котором не страшно пересечь океан, — Cessna. Он стоит $100 тыс.
Самые популярные чешские двухместные самолеты: Evrofoks, Koala, Lambada. Их цена — от $40 тыс. За ними следует российская техника — четырехместный Як-18Т и двухместный Як-52.
Их цена колеблется от $20 до $80 тыс., в зависимости от комплектации и технического состояния. Более высокого класса — турбовинтовые самолеты. Летают на высоте до 5000 метров.
Самые популярные — швейцарские марки Pilatus и франко-германские Socata. Стоят $1,5–2 млн.
Самый простой и дешевый летательный аппарат сделали в России за 50 тысяч рублей
Самый простой самолет, который можно построить в домашних условиях без использования специального оборудования, был изобретен в России. Для его строительства нужны дюралевые и стальные трубы, мотоциклетный двигатель в 42 л. с. и ткань для покрытия поверхности крыла с двух сторон, как у обычного самолета.
Крылья отделяются, что очень удобно для транспортировки и хранения.
Чертежи содержат все детали самолета, трехмерные сборочные рисунки, что упростит работу над этим проектом. Они стоят 400 рублей и высылаются всем желающим. Сам самолет собирается из подручных средств, и цена не превышает 50 тыс. рублей.
ЦИФРЫ
2% от стоимости крылатой машины в среднем обойдется полис обязательного страхования. То есть годовая страховка российского Як-18Т будет стоить $2 тыс., а самолета Cirrus — от $7,5 до $12,5 тыс.