FAQ 1 - Учимся летать на вертолете (или готов ли ты к этому)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#166 Сообщение Jan » 01 авг 2008, 23:35

Надоело.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#167 Сообщение Misha » 04 сен 2008, 20:56

Сегодня продолжил приобретение навыков ориентирования по бумажной карте, а также радиосвязи. Из Буньково слетал практически кросс-кантри в Быково (через Север МКАД) и обратно (через Юг).

Что приятно: ступора при разговорах уже не просто нет (собственно ступора и не было, было волнение) - появилась некоторая свобода, обусловленная пониманием того, что, ЧТО бы я ни ляпнул - меня поправят или переспросят. На хрен не пошлют и не казнят без суда и следствия... Вполне самостоятельно зашел в Быково на посадку, сел и... И тут началось :-(

Мертвый по сути аэропорт, значительная часть перрона и рулежек занята стоянкой авто на продажу. Однако, люди там несут службу вполне живые и ностальгирующие по старым временам. Но тотальной проверки удалось избежать, хотя все равно - удручает :-((( Обшарпанные коридоры и кабинеты. Полный похренизм теток, которые не могут обслужить толком полтора полета в день. И т.п. Впрочем, может, я типичных аэропортов не видел, и ЭТО - норма?

Но еще частицу опыта приобрел - а нахрена ж я учусь? ;-)
Вложения
к рулежке по ВПП... Справа видна стоянка авто...
к рулежке по ВПП... Справа видна стоянка авто...
DSC00658-light.jpg (80.03 КБ) 6793 просмотра
на final'e
на final'e
DSC00656-light.jpg (132.42 КБ) 6792 просмотра
Над МКАДом по дороге в Быково
Над МКАДом по дороге в Быково
DSC00649-light.jpg (109.76 КБ) 6794 просмотра

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#168 Сообщение vova_k » 04 сен 2008, 21:26

Misha писал(а):Что приятно: ступора при разговорах уже не просто нет (собственно ступора и не было, было волнение) - появилась некоторая свобода, обусловленная пониманием того, что, ЧТО бы я ни ляпнул - меня поправят или переспросят. На хрен не пошлют и не казнят без суда и следствия...
Кстати, очень важный момент - это осознание ! Но полностью начинаешь это понимать только после некоторого времени, когда сам неоднократно услышишь в эфире, что и профессиональные летчики, и диспетчеры тоже живые люди, тоже ошибаются или недопонимают что-то...

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#169 Сообщение Misha » 04 сен 2008, 21:42

Очень точно подмечено. Именно после этого я и начал несколько проще относиться к строгостям радиообмена

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#170 Сообщение Misha » 21 янв 2009, 19:16

Продолжаю учиться на R44. Сегодня полетал (жаль - мало) с "отказом РВ". Очень познавательно и полезно. Управление вертолета по курсу коррекцией в горизонтальном полете и на глиссаде.

Кстати, понял, что тому парню в Австралии, который без РВ искал площадку и потом садился на ВПП с пробегом на скорости около 70 узлов, вовсе не было никакой нужды делать это - без РВ можно сесть и без пробега. Но это теоретически, конечно - РВ я не снимал :-)

Вспоминаю в этой, кажется, ветке диалоги Яна с L13 о "своевременности" обучения авторотации. Теперь мне ясно, что Василий был прав - для осознанной авторотации надо "созреть". Мне кажется, я - только-только созрел. Думаю, ближайшие часов 5 посвящу именно этим вопросам.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#171 Сообщение Jan » 21 янв 2009, 20:32

И как ты отказ РВ имитировал? Педаль в пол, сброс коррекции и посадка?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#172 Сообщение Misha » 21 янв 2009, 20:36

Jan писал(а):И как ты отказ РВ имитировал? Педаль в пол, сброс коррекции и посадка?
Имитировал Ракитский. Педали обеспеспечивают нейтральное положение РВ (угол атаки = 0). Мои ноги упираются в пол, НЕ в педали. Дальше полет со скоростью от 60 до 80 узлов с легким скольжением. На глиссаде с гашением поступательной скорости регулируешь курс коррекцией - на удивление большие углы. На приземлении с нулевой или незначительной поступательной скоростью берешь шаг вверх, одновременно коррекцию убираешь, чтоб угловой скорости не было.

Вот как-то так, но надо дальше отрабатывать.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#173 Сообщение Jan » 21 янв 2009, 20:39

Говернор отключал или пересиливал?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#174 Сообщение Misha » 21 янв 2009, 20:41

Пересиливал - отключать нужды не было

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

#175 Сообщение Mikle » 22 янв 2009, 01:12

это не имитация отказа РВ, это имитация отказа путевого управления при заклинении педалей. реально обучиться действиям при отказе РВ, то есть когда его просто нет, можно только на хорошем тренажёре.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#176 Сообщение Jan » 22 янв 2009, 01:36

Вот и мне тоже так показалось.. но не смел против авторитета пойти :)

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

#177 Сообщение RODEO » 22 янв 2009, 13:52

Пилот производит безопасную посадку R44 после потери рулевого винта.

Ричард Хэйс из компании “Саузерн Лейкс Хеликоптерс” произвел полет на R-44, Robinson Raven II, безопасно посадив его после разрушения рулевого винта.

Хэйс летел со снятыми дверями на высоте около 1400 метров со скоростью 185 км/ч, выполняя работы в рамках мероприятий по восстановлению поголовья оленей в национальном парке “Фьордленд” в Новой Зеландии, когда что-то вылетело из кабины вертолета и разрушило рулевой винт и его редуктор.
Почувствовав глухую вибрацию фюзеляжа вертолета, Хэйс понизил воздушную скорость примерно до 140 км/ч, безуспешно пытаясь управлять педалями. Все еще контролируя ручку циклического шага и рычаг общего шага и зная, что воздушным судном можно управлять, пока продолжается горизонтальный полет, Хэйс решил лететь до подбора подходящей площадки.
Расположенный в юго-западном уголке южного острова Новой Зеландии национальный парк “Фьордленд” представляет собой пересеченную местность (горы со снежными шапками, девственные леса и отсутствующие ровные участки).
R-44, Robinson нес легкий груз, поэтому большой мощности не требовалось и, что более важно, после разрушения рулевого винта хвостовое оперение R44 оставалось невредимым.

R-44, Robinson снабжен большим вертикальным стабилизатором, призванным противодействовать крутящему моменту несущего винта и облегчать управление вертолетом в случае отказа рулевого винта – ситуации, с которой столкнулся Хэйс. Без хвостового оперения и рулевого винта вертолет стал бы неконтролируемо вращаться.

В течение получаса Хэйс «нянчился с покалеченным вертолетом», ведя его вперед. Затем примерно на 10 км к востоку от аэродрома Тэ Анау он заметил сельскохозяйственную взлетную полосу, куда решил посадить воздушное судно. На скорости 74 км/ч Хэйс произвел посадку с пробегом, проскользив на полозьях 45 метров, после чего остановился, нисколько не покалечившись и не причинив дальнейших повреждений вертолету.

По счастливому совпадению неделей ранее Хэйс делал посадки с пробегом в условиях, имитирующих отказ рулевого винта, в рамках ежегодных контрольных полетов для проверки уровня квалификации, проводимых Управлением гражданской авиации Новой Зеландии. Требования к данным контрольным полетам подготавливают пилотов практически к любым ситуациям. Благодаря получению этой практики Хэйс смог безопасно посадить поврежденный вертолет и к настоящему времени иметь налет 25 тысяч часов без аварий.
Вложения
TR1.JPG
TR1.JPG (11.77 КБ) 6650 просмотров
TR2.JPG
TR2.JPG (12.74 КБ) 6645 просмотров

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#178 Сообщение L13 » 22 янв 2009, 19:55

Ещё один пример того, что РЛЭ нужно читать и выполнять. :)
Извещение по безопасности SN-30
Июнь 94
НЕЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ ПРИВЕСТИ К СМЕРТЕЛЬНОМУ ИСХОДУ
Недавно произошло авиационное происшествие со смертельным исходом, когда наколенный планшет, вылетевший через левую дверь, ударился о рулевой винт. Любые, не закрепленные предметы, ударяющиеся о рулевой винт, могут привести к разрушению лопасти рулевого винта. Потеря или повреждение лопасти рулевого винта могут привести к сильной разбалансировке и вибрации, что может привести к разрушению редуктора рулевого винта или отделению хвостового агрегата полностью от хвостовой балки, что закончится катастрофой. Подобные несчастные случаи происходили с R22 из-за попадания крышек топливных баков, портфелей для карт, птиц и других предметов в рулевой винт. Перед каждым полетом выполните следующее:
1) Обойдите вертолет, проверив надежность закрытия топливных баков, состояние рулевого винта и все, что можно зацепить полозом шасси, как, например подсоединенные провода снятия статического напряжения.
2) Уберите или закрепите все незакрепленные предметы в кабине.
3) Закройте плотно на защелки все двери.
4) Никогда не выполняйте попет без ЛЕВОЙ двери. (Снимайте для вентиляции только правую дверь).
И ещё
ОТКАЗ РУЛЕВОГО ВИНТА В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ПОЛЕТЕ
1. Отказ определяется разворотом носа вертолета вправо, который не
устраняется применением левой педали.
2.Немедленно перейдите на режим авторотации.
3.По возможности выдерживайте скорость 70 узлов (129,6 км/час).
4.Подберите площадку для посадки, и выполните посадку в режиме
авторотации. В процессе снижения путевое управление вертолета осуществляйте поворотами рукоятки газа в сторону отключения до
упора в стопорную пружину.

ПРИМЕЧАНИЕ
При отсутствии подходящей площадки для посадки вертикальный, стабилизатор R44 может позволить выполнить ограничено управляемый полет на минимальной мощности при скорости, не менее 70
узлов (129,6 км/ч). До уменьшения скорости полета
перейдите на режим полной авторотации.
Пилот конечно молодец, что справился.Теперь вряд ли, что оставит в кабине снимая дверь.

Vov
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 янв 2009, 01:15
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Newcomer

#179 Сообщение Vov » 31 янв 2009, 01:18

Всем здравствуйте. Очень содержательный форум, прочитал с большим интересом.
Вот, засобирался начать обучение на R-44 в ближайшее время, полон энтузиазма, но не знаю куда ехать. Задача – освоить Robinson, затем, может что-то с ГТД, если сил хватит. Вроде, есть два клуба на Новой Риге и один в Яхроме, где есть полноценное обучение. Куда бежать? Дайте совет, пожалуйста.
На вертолете я ноль полный; налет 260 часов общ./120 часов самостоятельных на Тэшке, Як-52, L-410; есть Свидетельство ГСГА пилота-любителя, просроченное. Летать почти перестал с кончиной Мячково, уж больно геморно все стало…

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#180 Сообщение Jan » 31 янв 2009, 01:31

Куда удобнее и где дешевле договориться. И еще, чтобы зачли не обучение, а переучивание. Разница между 42 и 17 часами вполне ощутимая. А так - без разницы, если по большому счету.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»