Правило 50/70

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Правило 50/70

#1 Сообщение 502 » 29 дек 2011, 01:10

Полезное правило, позволяющее быстро оценить, хватит ли полосы для взлета: На 50% полосы при разбеге должно быть достигнуто 70% от потребной скорости взлёта. Если эта скорость не достигнута - необходимо прекращение взлёта, и оставшейся полосы с гарантией хватит для безопасной остановки.

К примеру, если взлетная скорость 60 узлов, то перед разбегом нужно отметить какой-либо ориентир примерно на середине полосы, и при достижении этого ориентира, убедиться, что самолёт достиг скорости в 42 узла (60*0.7=42). И если не достиг - то прекращать взлет, возвращаться на стоянку, сгружать часть пассажиров, груза или топлива, или ждать получше погоды - холоднее или сильнее встречный ветер.

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Правило 50/70

#2 Сообщение Andrey Ivanov » 29 дек 2011, 01:43

Хорошее правило, а вот как правильно оценить высоту прохода над препятствием? Ведь "отодрать" аппарат от ВПП задача несложная, потом его придержать, набрать скорость. А вот далее, когда перед тобой деревья 30м стеной стоят вот тут начинаешь задумываться. Я понимаю, есть графики скороподъёмности для каждого аппарата. Но, обычно, больше на глазомер и опыт полагаешься (зная возможности своего ВС). Однако, может быть есть какие-нибудь подобные рекомендации и правила?

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

Re: Правило 50/70

#3 Сообщение 305 » 29 дек 2011, 01:52

502 писал(а):Полезное правило, позволяющее быстро оценить, хватит ли полосы для взлета: На 50% полосы при разбеге должно быть достигнуто 70% от потребной скорости взлёта. Если эта скорость не достигнута - необходимо прекращение взлёта, и оставшейся полосы с гарантией хватит для безопасной остановки.

К примеру, если взлетная скорость 60 узлов, то перед разбегом нужно отметить какой-либо ориентир примерно на середине полосы, и при достижении этого ориентира, убедиться, что самолёт достиг скорости в 42 узла (60*0.7=42).
Просто и эффективно. Не знал про это правило. Спасибо. А середина полосы чаще всего и так отмечена разметкой.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#4 Сообщение lt.ak » 29 дек 2011, 02:06

:wink:
airsp2.jpg
airsp2.jpg (68 КБ) 6556 просмотров
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Правило 50/70

#5 Сообщение 502 » 29 дек 2011, 02:16

lt.ak писал(а)::wink:
Ты вот сейчас зачем это написал и еще и подмигиваешь?
Что, есть реально необходимость это правило применять не для 50/70 ?
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#6 Сообщение lt.ak » 29 дек 2011, 02:19

это про "корни" этого правила ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

vaniy
Гуру
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 07 ноя 2007, 23:16
Member of AOPA: Yes

Re: Правило 50/70

#7 Сообщение vaniy » 29 дек 2011, 18:34

Правило может и хорошее, но лучше знать назубок РЛЭ самолета и главное ( для данного случая ) характеристики для взлета по разбегу и взлетной дистанции при загрузках и температурах. Длина полосы и препятствия известны априори. Отдельно буш полеты и гидро, но опыт таких пилотов и знание техники не должно вызывать у них подобных вопросов.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Правило 50/70

#8 Сообщение 502 » 29 дек 2011, 20:03

vaniy писал(а): но лучше знать назубок РЛЭ самолета и главное ( для данного случая ) характеристики для взлета по разбегу и взлетной дистанции при загрузках и температурах.
Назубок это хорошо. К примеру по РЛЭ получается, что потребная дистанция при данной погоде и взлётном весе столько-то метров. Как и на основании чего вы будете принимать решение о прекращении взлёта, если что-то пойдет "не так"?
А это правило "учитывает" любые факторы, влияющие на производительность самолёта - начиная от случайно неубранного (или даже сломанного) подогрева карбюратора, кончая ветром, неожиданно сменившемся на попутный.
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#9 Сообщение lt.ak » 29 дек 2011, 21:04

502 писал(а):...А это правило "учитывает" любые факторы, ...
и при этом универсально - очень ценное качество для обучения ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#10 Сообщение lt.ak » 30 дек 2011, 00:01

Andrey Ivanov писал(а):Хорошее правило, а вот как правильно оценить высоту прохода над препятствием? Ведь "отодрать" аппарат от ВПП задача несложная, потом его придержать, набрать скорость. А вот далее, когда перед тобой деревья 30м стеной стоят вот тут начинаешь задумываться. Я понимаю, есть графики скороподъёмности для каждого аппарата. Но, обычно, больше на глазомер и опыт полагаешься (зная возможности своего ВС). Однако, может быть есть какие-нибудь подобные рекомендации и правила?
"главный теоретик прикладной гидроавиации" Dale DeRemer пропагандирует использование Дельты (Delta Ratio), которая (-ое) определено как отношение требуемого пробега ("проплыва") к расстоянию требуемому для пролёта над 50 футовым препятствием ... Дельта обычно более менее стабильна для типа самолёта в широком диапазоне загрузки самолёта, высоты полосы, температуры воздуха ... например, из POH для Cessna 172S я получил диапазон от 53.1% до 59.1% со средним 57.9% и среднеквадратическим отклонением (на 135 наблюдениях) всего в 1.11% ... та же статистика согласно POH для Cessna 182T - диапазон от 44.3% до 53.3% со средним 51.5% и среднеквадратическим отклонением (на 132 наблюдениях) всего в 1.76% ...

то есть, единожды посчитав Дельту для своего агрегата можно затем ей пользоваться (средним, или минимумом для консервативной оценки) в совокупности с правилом 50/70 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Правило 50/70

#11 Сообщение 502 » 30 дек 2011, 00:10

Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#12 Сообщение lt.ak » 30 дек 2011, 00:14

502 писал(а):Ссылочки хорошие. Где берут?
так Cessna на своём сайте выложила некоторое время назад - по типам ... под "Brochures and Documents" ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Правило 50/70

#13 Сообщение 502 » 30 дек 2011, 00:15

lt.ak писал(а): диапазон от 44.3% до 53.3% со средним 51.5% и среднеквадратическим отклонением (на 132 наблюдениях) всего в 1.76% ...
Звучит несколько диссонансом с грациозным 50/70. На пальцах можно?
Ку — произносится при ритуальном приседании, а также при простом общении в результате чего один гуманоид (пацак или чатланин) должен прочесть мысли другого, сказавшего этот короткий призыв к беcсловесному общению на одном из плюканских языков.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Правило 50/70

#14 Сообщение lt.ak » 30 дек 2011, 00:22

502 писал(а):Звучит несколько диссонансом с грациозным 50/70. На пальцах можно?
ну конечно такой грациозности не получается ... но зато все таблицы помнить не нужно ...

"пальцы" - ну скажем полоса километр, но в полкилометре от торца лесок 50-футовый ... то есть если я на 182T то у меня на самом деле "полезная" полоса (используя среднее 51.5%) составляет 1.5 км * .515 = 772.5 метра ... то есть если я не набрал 70% скорости на отметке 772.5 * .5 = 386.25 метра то можно прекращать взлёт ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Правило 50/70

#15 Сообщение ЛОДОЧНИК » 30 дек 2011, 01:26

lt.ak писал(а):
502 писал(а):Звучит несколько диссонансом с грациозным 50/70. На пальцах можно?
ну конечно такой грациозности не получается ... но зато все таблицы помнить не нужно ...

"пальцы" - ну скажем полоса километр, но в полкилометре от торца лесок 50-футовый ... то есть если я на 182T то у меня на самом деле "полезная" полоса (используя среднее 51.5%) составляет 1.5 км * .515 = 772.5 метра ... то есть если я не набрал 70% скорости на отметке 772.5 * .5 = 386.25 метра то можно прекращать взлёт ...
Попробую утром еще раз прочитать. Пальцев пока двадц...., ну в общем не важно...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»