Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#121 Сообщение zenon » 24 окт 2011, 11:49

Хороший обзор, спасибо Андрей.

Да, сочетание synthetic vision (SV) и enhanced vision system (EVS) - отличное решение для ВС и значительно повышает безопасность полетов - как в плане навигации, так и в плане пилотирования. Кто бы там что не говорил! Помню год назад горячие дебаты, когда основным аргументов противников было то, что оснащение системами повышения безопасности провоцирует летчиков соваться туда, куда соваться не следует. Надеюсь сейчас уже никто не будет отрицать полезность подобных приборов и я думаю, что еще лет 5-10 и такими системами многие ВС будет оснащаться штатно, так же, как сейчас они оснащаются SV. Во всяком случае, будь такой прибор у Kost, он возможно не получил бы пыльным мешком по голове от ощущения своей беспомощности в черной дыре.

Я согласен в том, что от ставших уже доступными EVS трудно ожидать "рентгеновского зрения" в плотных облаках. В общем-то, они для этого и не предназначены, хотя с тонкой облачностью и туманом неплохо справляются. Вот короткий отзыв моего друга, впервые слетавшего с этим прибором...
Слетали на тестирование EVS600. Прилетели в Питер, погода как на заказ - плохая, снег, нижний край 200м, видимость 1.5 км. EVS600 от FORWARDа powered by MAX*VIZ , установлен на цессне 182Т. Сели в цессну, взлетели, пробили облачность на 900 м, оттаяли, и начали на автопилоте снижаться, при входе в облачность включили EVS600, прибор естественно при такой сильной и плотной облачности ничего не видел до высоты 250 м, на высоте 220-230 м (нижний край 200м) на мониторе появилось изображение, сначала было ничего непонятно, а когда привыкли к картинке, стали различать берег (летали над заливом), строения, железнодорожный состав, маяк. Как и с любым прибором нужна тренировка. За неимением на сегодняшний день ничего лучшего приняли решение покупать прибор и договорились, что когда прибор придет, мы прилетим еще раз на вертолете и установим прибор. Общее мнение - с первого раза трудно объективно сделать заключение, надо полетать несколько раз и в разных погодных условиях и днем и ночью. Вот такие дела, будем пробовать, надеемся, что решение верное.
(имена и детали из текста исключены)

Аватара пользователя
FunForever
SAONовец со стажем
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 16:45
Member of AOPA: No

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#122 Сообщение FunForever » 24 окт 2011, 14:14

_
Последний раз редактировалось FunForever 12 фев 2013, 11:20, всего редактировалось 1 раз.
CPL(H)

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#123 Сообщение KAS777 » 24 окт 2011, 14:57

FunForever писал(а):Есть более дешевый вариант, который используется на вертолетах - полеты ночью с приборами ночного видения
http://www.heli.com/helicopter-programs ... 10-NVG.php
В США власти оставили в силе обучение гражданских полетам с приборами ночного видения, так что это может быть хорошим вариантом для любителей полетать ночью и в кромешной тьме.

Это совсем другой вариант, со своими плюсами и минусами, в туман в очки ничего не увидишь - так как это прибор ночного видения, и летают в очках вдвоем, один пилот в очках, второй пилот без очков пилотирует по приборам.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#124 Сообщение lt.ak » 24 окт 2011, 20:20

zenon писал(а):..., когда основным аргументов противников было то, что оснащение системами повышения безопасности провоцирует летчиков соваться туда, куда соваться не следует. Надеюсь сейчас уже никто не будет отрицать полезность подобных приборов ...
у меня сложилось другое впечатление об основном аргументе ... :wink:
zenon писал(а):... Вот короткий отзыв моего друга, впервые слетавшего с этим прибором...
ну я то надеялся что друг сам напишет ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#125 Сообщение Misha » 24 окт 2011, 21:03

zenon писал(а):Помню год назад горячие дебаты, когда основным аргументов противников было то, что оснащение системами повышения безопасности провоцирует летчиков соваться туда, куда соваться не следует. Надеюсь сейчас уже никто не будет отрицать полезность подобных приборов и я думаю, что еще лет 5-10 и такими системами многие ВС будет оснащаться штатно, так же, как сейчас они оснащаются SV. Во всяком случае, будь такой прибор у Kost, он возможно не получил бы пыльным мешком по голове от ощущения своей беспомощности в черной дыре.
Я по-прежнему считаю, что "горячие дебаты год назад" по поводу электронного инструктора были не напрасны. Впрочем, ты сам тогда летал с этим прибором - и до сих пор его не купил. Что касается Кости АКА Kost, то я считаю очень полезным, что он "получил пыльным мешком по голове". Жаль, что был в кабине соло (это было небезопасно). Зато теперь он хорошо себе представляет, каково это: абсолютная чернота без признаков горизонта, и посредине этой черноты "висит" освещенное пятно - площадка. Мне Костя в личной беседе сказал, что все его предыдущие ночные полеты были в условиях видимости естественного горизонта, теперь же он имеет реальную картинку. Что касается предположения, что если бы такой прибор был у Кости - то лучше бы его не было. "Чем круче джип - тем дальше бежать за трактором". Я живо интересуюсь историей изучения прибора, которой занимается "твой друг" - и до сих пор не понял для себя: благо это на борту R44 - или нет. Ну вот не нравится мне летать, когда ни хрена не видно через блистер. Я, кстати, с неделю назад летал под шторкой с 12345. В горизонте все в порядке, а как попробовал заходы по GPS - так первые два раза "убился" на хрен. Сделал выводы: а) навыки ржавеют; б) не надо заходить при нижнем крае 30 метров...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#126 Сообщение Misha » 24 окт 2011, 21:04

lt.ak писал(а):ну я то надеялся что друг сам напишет ... :wink:
Разницы нет - там полная цитата.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#127 Сообщение lt.ak » 24 окт 2011, 21:11

Misha писал(а):... Разницы нет - там полная цитата.
я не про цитату (в смысле не только) - она и у меня была - друг её всем рас-spam-ил ... :P
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#128 Сообщение KAS777 » 25 окт 2011, 00:50

lt.ak писал(а):
Misha писал(а):... Разницы нет - там полная цитата.
я не про цитату (в смысле не только) - она и у меня была - друг её всем рас-spam-ил ... :P
спамить больше не буду, все сразу на форум выкладывать буду - торжественно клянусь :D

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#129 Сообщение zenon » 25 окт 2011, 01:22

Горячие дебаты были не только в онлайне (на форуме), но и за чашкой чая... Так вот, основным аргументом противников - повторю еще раз - был именно этот: "чем круче джип, тем..." и т.д. То есть, чем лучше оснащение вертолета, тем хуже для пилота (ибо притупляет его бдительность), соответственно и больше вероятности "влететь". Но, как я уже говорил год назад, это вопросы психологии, воспитания и самооценки. Если они не адекватны, нечего вообще в летчики идти - с экраном или без него. Но если человек "в норме", он сам хозяин своей судьбы. Поэтому, каждый принимает решение для себя сам.

Некоторым очень принципиально летать в любое время дня и ночи, в том числе при плохой погоде. Этого требуют их важные для них задачи (например, серьезная охота). Что важно понимать - они сейчас и так летают!!! Так что, будучи оснащенными, они лишь повысят свою безопасность.

Другие не летают, когда им это не комфортно - в том числе они не будут летать и с экраном "расширенного зрения". Соответственно, им это прибор на хрен не нужен и они всегда будут отрицать его необходимость.

Третьи, будучи инструкторами, обоснованно волнуются за курсантов, в том числе и за свою (и/или клубную) профессиональную инструкторскую репутацию и всегда будут противниками особых визуальных полетов (SVFR) просто в силу своего положения.

Я отношу себя к промежуточному классу. Меня вряд ли что-то будет гнать непременно лететь в кромешную ночь или туман... У меня в жизни нет важных задач вроде рекордных полетов или серьезной охоты. Но ежели что приключится в обычной жизни, не дай бог припрёт..., не дай бог попаду..., я бы хотел иметь лишнюю подсказочку на борту. Запас, как говорится, карман те тянет. Это как топливо, которое на борту лишним не бывает.

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#130 Сообщение KAS777 » 25 окт 2011, 01:34

Misha писал(а): Я живо интересуюсь историей изучения прибора, которой занимается "твой друг" - и до сих пор не понял для себя: благо это на борту R44 - или нет. Ну вот не нравится мне летать, когда ни хрена не видно через блистер. Я, кстати, с неделю назад летал под шторкой с 12345. В горизонте все в порядке, а как попробовал заходы по GPS - так первые два раза "убился" на хрен.
Скоро EVS будет стоять на борту, и мы повторим заходы по GPS совместно с EVS под шторкой. И тогда мы себе ответим на вопрос - благо это или нет. Полетав на цессне с EVS когда ни хрена не видно, EVS дал возможность видеть, чего нам так не хватает иногда на маршруте в нашем климате. И надо понимать, что без частых тренировок на симуляторах, под шторкой, совместных проверок на технику пилотирования в сложных условиях, без грамотного оснащения и пользования приборами своего летательного аппарата, невозможно безопасно летать по маршрутам - все бывает......

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#131 Сообщение lt.ak » 25 окт 2011, 01:47

KAS777 писал(а):... Скоро EVS будет стоять на борту ...
ну вот всё таки что то гложут меня сомнения по поводу скоро ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#132 Сообщение KAS777 » 25 окт 2011, 02:03

lt.ak писал(а):
KAS777 писал(а):... Скоро EVS будет стоять на борту ...
ну вот всё таки что то гложут меня сомнения по поводу скоро ...
надо быть оптимистом :D будем надеяться на лучшее, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Так, что давай мы с тобой "скоро" выпьем шампанского, ты мне очень здорово помог, спасибо тебе.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#133 Сообщение lt.ak » 25 окт 2011, 02:07

KAS777 писал(а):надо быть оптимистом :D будем надеяться на лучшее, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Так, что давай мы с тобой "скоро" выпьем шампанского, ...
а я это очень оптимистично - это больше для читающих - что бы их ожидания были реальными ... :wink: ... в любом случае могут всегда и с той Cessna-ы снять и тебе отдать ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#134 Сообщение lt.ak » 25 окт 2011, 18:44

lt.ak писал(а):... продвинутые микроболометры попадают под экспортный контроль и требуют получения экспортной лицензии ... ...
кстати вот что бывает за несоблюдение экспортного контроля - http://lenta.ru/news/2011/10/25/fermanova/ ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)

#135 Сообщение kvsov » 25 окт 2011, 23:05

Я считаю, что советская школа подготовки пилотов самая реалистичная и не самая плохая. На счет шторок и ППП. В красной армии КВСа делают из второго пилота (летчика-штурмана, летчика-оператора) параллельно с выполнением его обязанностей в должности второго пилота. В ГА немного муторнее: сначала второй пилот, потом КВС-стажер и венец всему - КВС. Что происходит при подготовке. Сначала выполняешь по упражнениям программы подготовки контрольные полеты с инструктором под шторкой по схеме с заходом на посадку. После прохождения данного упр., далее контрольные полеты облаках, так же по схеме с посадкой. Получаешь квалификационную отметку на ППП с присвоением посадочного минимума. Далее тренировочные полеты в данных условиях. Ежемесячно КВС и второй пилот, имеющий квалификационную отметку на ППП обязан отлетать обязательные нормы налета, куда входят три захода на посадку под шторкой или в облаках. Шторка в самостоятельном полете открывается на высоте присвоенного минимума. Разрешалось на учебном маршруте закрывать шторки по ПВП в ГП и на время не более 1/3 времени маршрута. И во всех случаях при потере пространственной ориентировки второй пилот брал управление и открывалась шторка. Перед маршрутным полетом в облаках (СМУ) предшествовала офигенная подготовка наземная, предварительная и предполетная. И когда при выполнении каких-то задач, не связанные с УТП при переходе с ПВП на ППП экипаж перестраивался и работал с повышенной собранностью. Сразу вспоминаешь чему тебя учили в школе, командиры: за 25-30м до входа в облака выполнить эволюции по изменению крена, тангажа, что бы убедиться, что все АГБ работают верно, согласовывалась курсовая, настраивались все каналы АРК и готовились очередные частоты по маршруту, поднимались РНК с трассами и сборник, контроль за обледенением и весь дальнейший комплекс работы с арматурой кабины. Это что касается красной армии. Перед полетами ночью, также предшествовала серьезная подготовка. И эти все тренировки выполнялись на вертолете 1-го класса МИ8 с двумя АГБ, с дублирующими приборами, с противообледенительной системой. И я с уверенностью могу сказать, что мало у кого возникало желание лететь на эшелоне в облаках. В крайнем случае когда возили командный состав и то когда говорили надо.
А в ГА шесть заходов в течении шести месяцев, при посадочном минимуме или СИВ.
И там и там есть такая присказка, ночью надо спать, попал в хмарь, уходи, не лезь на рожон, тем более, если в не знакомом районе. Тем более по нынешним документам можно не только безболезненно вернуться, а на вертолете и и выполнить посадку.
Робик наш ПВПшник. На фига его облаками мучить. Готовьте себя под шторкой, если есть возможность, но только с напарником. А попросить его не брать управление, труда не составляет. Лучше попросите его, когда корки начинаете мочить, дать команду на открытие шторки, что бы увидеть ошибки самому, а потом повторить. Я не авторитет, но в облака не запрыгивайте для тренировки.
Честное пионерское, когда начинал летать на Робике, два раза запрыгивал в облака, когда уже прижимало к елкам ну пипец. Но через 20-30 сек. вспоминал, что не на войне, разворачивался назад и уходил. А пассажир благополучно ехал на машине. Честно, больше не лезу. И жизнь дольше будет и машина целее.
Два раза попадал в не прогнозируемое обледенение, полная ж... И как на зло под тобой белизна. Пришлось правой спиралью искать на земле куст, дерево и подходить к нему. Приятного мало, поверьте. Только бархат на фонаре появился, не ждите садитесь. Возите с собой технический спирт в распрыскивателе и автомобильный скребок для стекла. Удачи, приятной осенне-зимней навигации и переходного периода.
Последний раз редактировалось kvsov 26 окт 2011, 10:31, всего редактировалось 3 раза.
Когда...?

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»