Игорь, абсолютно уважаю Ваше и коллег мнение, более того, сам имел заказ на 66 й (пока отменил из-за отсутствия сертификата).. Читаю все сообщения в данной ветке с огромным интересом. Просто сам вопрос по надежности данного двигателя, как понимаете, отнюдь не праздный и менее исследованный, чем Lycoming. Поэтому и хочется разобраться досконально. Спасибо.zenon писал(а):astros, стоит упомянуть, что статья по ссылке - не мнение абстрактных иностранцев, а частное мнение одного человека, кстати НЕ профессионального летчика и даже человека без авиационного образования. Philip Greenspun - пилот-любитель, фотограф и компьютерный инженер. Написана статья была в феврале 2009 года. Так что не стоит переоценивать его сугубо личную точку зрения... Лично я на сегодняшний имею намного больше практического опыта эксплуатации вертолета, чем его чисто теоретические изыскания 4 года назад.
R66-блог
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Re: R66-блог
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Еще бытует мнение, что подсаженный-подразряженный аккумулятор провоцирует заброс температуры MGT...fflyer писал(а):Тут все очень просто. У этого двигателя регулирование топливоподачи зависит от давления воздуха в компрессоре и при низких температурах заброс ТОТ на запуске увеличивается.zenon писал(а): ЗАПУСК
Особое внимание требуется при холодном запуске ТВ-двигателя RR300. При запуске в Краснодаре при Т=-2*С двигатель имел тенденцию к забросу Т>800*С, но если при достижении этой температуры на короткое время перекрыть топливо, а затем (пока турбина не начала терять скорость) подать вновь, запуск проходит штатно. При запуске в Ростове-на-Дону при Т=-12*С (да еще с ветром 15-18 м/с) было три попытки заброса Т>800*С. Применял ступенчатый метод запуска - при достижении газогенератором Т~800*С, отключается подача топлива, температура быстро падает, затем топливо снова подается. Во второй раз темп роста температуры уже меньший. Затем третий раз. После каждой кратковременной подачи топлива, обороты газогенератора возрастают. На четвертый раз прошел полный запуск при Т~810*С. При запуске допускается достижение Т=850*С, но я не стал насиловать двигатель. Считаю лучше газогенератор не перегревать. Хотя черный ящик пишет параметр в EMU только при достижении 920*С и более одной секунды. Для ориентировки, штатный запуск обычно происходит при Т=720-750*
На регуляторе(gas producer) есть два акселератора, один замедляет- ускрояет запуск в первой фазе запуска, второй в конечной фазе. Просто делаешь один- два щелчка акселераторов против часовой стрелки и запуск будет в норме.
Мы обходим эту проблему по-другому: перед запуском (при выключенном зажигании) делаем продувку 2-3 сек., включаешь джижиго, кнопулька "старт", обороты N1 - 15% и топливный кран - в пол! Ни разу не выскочила температура из зеленого сектора. Как-то так.
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: R66-блог
Не очень понятно, как такое шаманство исправляет проблему заброса температуры из-за недостаточных оборотов газогенератора при посаженном аккумуляторе? Холодная прокрутка только дополнительно посадит батарею...
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Про заброс температуры при подсаженном аккумуляторе, я же говорю - бытует мнение...
В нашем случае - аккумулятор в норме, запускаю без продувки - корректирую температуру топливным краном, а если делаю продувку перед запуском, то "ловить" температуру не нужно. Попробуйте сами, м/б такая же истроия получится?
В нашем случае - аккумулятор в норме, запускаю без продувки - корректирую температуру топливным краном, а если делаю продувку перед запуском, то "ловить" температуру не нужно. Попробуйте сами, м/б такая же истроия получится?
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: R66-блог
Я не сталкивался с забросами температуры при достаточности заряда батареи, а следовательно и при достаточности оборотов перед началом поджига. Да и откуда бы им взяться при нормальном атмосферном давлении и температуре?
Я открываю кран подачи топлива при достижении стартером максимальных оборотов (на слух). По прибору это >15% (порядка 16-18%). Потому что, чем выше начальные обороты газогенератора, тем меньше шансов заброса температуры. Кстати, топливный кран на R66 стоит ступенчатый. Там невозможно регулировать подачу топлива. Только методом прерываний (широтно-импульсным).
Заброс температуры может быть:
1. Из-за недостатка оборотов газогенератора. Они могут быть недостаточными по двум причинам:
2. Из-за сниженного атмосферного давления (горные условия). Тут механизм ровно тот же, что и при недораскрутке оборотов. Охлаждающий поток воздуха не поспевает за разгорающимся факелом в турбине, что ведет к задержке горячих газов в зоне горения и забросу температуры. В самых крайних случаях это ведет к пожару двигателя - с этим шутить нельзя.
3. Из-за горячего двигателя (повторный запуск особенно в летних, жарких условиях).
Повторный запуск после выключения (даже на холоде) и обычный запуск в предельно-жарких условиях - это единственные случаи, когда перед запуском рекомендуется холодная прокрутка. В качестве холодной прокрутки может выступать просто продлённый запуск - выводим стартёром обороты на максимум и некоторое время ждём, следя за стрелкой температуры ГГ. Прокрутка позволяет выгнать из двигателя горячие газы и вообще, как-то охладить двигатель, чтобы потом, при поджиге, не выйти на режим опережения роста температуры в камере сгорания. Но с продлённым запуском особенно баловаться не следует. Всегда надо помнить и о ёмкости батареи, и (главное) о температуре стартёра-генератора и его ресурсе.
Я открываю кран подачи топлива при достижении стартером максимальных оборотов (на слух). По прибору это >15% (порядка 16-18%). Потому что, чем выше начальные обороты газогенератора, тем меньше шансов заброса температуры. Кстати, топливный кран на R66 стоит ступенчатый. Там невозможно регулировать подачу топлива. Только методом прерываний (широтно-импульсным).
Заброс температуры может быть:
1. Из-за недостатка оборотов газогенератора. Они могут быть недостаточными по двум причинам:
- а). Из-за недостаточной мощности аккумуляторной батареи. Недостаточная мощность батареи может быть, в свою очередь, по причине долгого простоя ВС и саморазряда батареи или из-за снижения ёмкости батареи на морозе. Поэтому, в таких случаях всегда, когда это возможно, запускаться лучше от АПА (внешнего источника электропитания).
б). Из-за загустения смазки вследствие низкой (отрицательной) температуры двигателя.
2. Из-за сниженного атмосферного давления (горные условия). Тут механизм ровно тот же, что и при недораскрутке оборотов. Охлаждающий поток воздуха не поспевает за разгорающимся факелом в турбине, что ведет к задержке горячих газов в зоне горения и забросу температуры. В самых крайних случаях это ведет к пожару двигателя - с этим шутить нельзя.
3. Из-за горячего двигателя (повторный запуск особенно в летних, жарких условиях).
Повторный запуск после выключения (даже на холоде) и обычный запуск в предельно-жарких условиях - это единственные случаи, когда перед запуском рекомендуется холодная прокрутка. В качестве холодной прокрутки может выступать просто продлённый запуск - выводим стартёром обороты на максимум и некоторое время ждём, следя за стрелкой температуры ГГ. Прокрутка позволяет выгнать из двигателя горячие газы и вообще, как-то охладить двигатель, чтобы потом, при поджиге, не выйти на режим опережения роста температуры в камере сгорания. Но с продлённым запуском особенно баловаться не следует. Всегда надо помнить и о ёмкости батареи, и (главное) о температуре стартёра-генератора и его ресурсе.
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Да, на самом деле, вчера попробовал продленный запуск, жду на 3-5 сек дольше, после достижения N1 в 15% и при открытии топливного крана - температура MGT в норме!!! К забросу не стремится. Большое спасибо за очень дельный совет!!! Теперь некоторое количество циклов запуска с Вашей помощью сэкономим!
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
Re: R66-блог
Вряд ли - холодная прокрутка циклом не считается.Babay писал(а):Теперь некоторое количество циклов запуска с Вашей помощью сэкономим!
- Moonshine
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 09 фев 2011, 17:30
- Member of AOPA: No
- Откуда: DeLand FL
Re: R66-блог
100%, тюлень-тюленем, как таким вообще разрешают в интернетах писатьzenon писал(а):astros, стоит упомянуть, что статья по ссылке - не мнение абстрактных иностранцев, а частное мнение одного человека, кстати НЕ профессионального летчика и даже человека без авиационного образования. Philip Greenspun - пилот-любитель, фотограф и компьютерный инженер. Написана статья была в феврале 2009 года. Так что не стоит переоценивать его сугубо личную точку зрения... Лично я на сегодняшний имею намного больше практического опыта эксплуатации вертолета, чем его чисто теоретические изыскания 4 года назад.
http://philip.greenspun.com/flying/milestones
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Люди добрые, здравствуйте!
М/б кто сталкивался с такой проблемой на R-66:
После посадки - остывания - выключения двигателя, не включается стартер на продувку (вчера ни чего не смогли сделать... температура замеренных за 200 градусов вывалилась..).
Какая может быть причина? М/б из-за температуры воздуха? Было вчера до +32 градусов. Загрузка: 2х100 (КВС+пасс) и топлива 160 кг. Температура газов в полете - норма.
Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
М/б кто сталкивался с такой проблемой на R-66:
После посадки - остывания - выключения двигателя, не включается стартер на продувку (вчера ни чего не смогли сделать... температура замеренных за 200 градусов вывалилась..).
Какая может быть причина? М/б из-за температуры воздуха? Было вчера до +32 градусов. Загрузка: 2х100 (КВС+пасс) и топлива 160 кг. Температура газов в полете - норма.
Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
Re: R66-блог
Если тормоз точно был снят(лампочка однозначно не горела), то зависание щеток - постучать по стартер-генератору. При 200 С нет повода прокручивать.Babay писал(а): Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Да, лампа однозначно не горела, несколько раз проверял (тормоз с лампой работают синхронно).12345 писал(а):Если тормоз точно был снят(лампочка однозначно не горела), то зависание щеток - постучать по стартер-генератору. При 200 С нет повода прокручивать.Babay писал(а): Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
Мне как-то в мозг запало, что если после охлаждения-остановки двигателя, тем-ра 200 и больше, то продуваться надо..., а на самом деле какая тем-ра критичная?
Жалко по стартер-генератору стучать... попробую отревизировать-продуть щеточки, может в коробочке зажигания еще проблема?
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
Re: R66-блог
А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- Babay
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 115
- Зарегистрирован: 09 апр 2012, 13:09
- Member of AOPA: No
- Откуда: Иркутск
Re: R66-блог
Клацает реле... Тогда буду пробовать обижать стартер-генератор... а как его бить-то (в какое место и с какой силой?)...Ёпт, американска техника да без русской смекалки-то!!!Misha писал(а):А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе
Если где-то что-то водится, значит это как-то ловится...
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 422
- Зарегистрирован: 21 сен 2010, 11:24
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: URKF
- Контактная информация:
Re: R66-блог
Если русский Иван захочет, то никакая импортная шлюшка ему отказать не сможет! ))Babay писал(а):Клацает реле... Тогда буду пробовать обижать стартер-генератор... а как его бить-то (в какое место и с какой силой?)...Ёпт, американска техника да без русской смекалки-то!!!Misha писал(а):А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе